«Золотой Витязь-96»: В ПОИСКАХ СВЕТА

7 июня, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 7 июня-14 июня

Вполне конкретную цель создания славянской кинематографической субкультуры ставит перед собой Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой Витязь»...

Вполне конкретную цель создания славянской кинематографической субкультуры ставит перед собой Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой Витязь». В этом году с 24 мая по 2 июня он прошел в Минске, куда и съехались участники форума из 22 стран мира. «Витязь-96» был юбилейным - пятым по счету, а зачинался он в 92-м году горсткой энтузиастов во главе с московским актером и режиссером Николаем Бурляевым, нынешним президентом фестиваля.

Следуя идее переливающихся сосудов, каждый раз фестиваль проводится в новом месте, так что принимали его уже и в Москве, и в Тирасполе, и в Нови Саде (Сербия). В нынешнем году конкурс проходил в пяти номинациях: художественных фильмов, документальных, анимационных, студенческих и дебютных, видео- и телефильмов, так что сразу в нескольких кинозалах Минска было показано более 150 картин. Поражала размахом и культурная программа форума: с таким количеством творческих встреч актеров, режиссеров, драматургов, писателей с публикой до сей поры, честно говоря, не приходилось сталкиваться. Причем проходили концерты не только, скажем, на предприятиях, в институтах, университетах, но и в воинских частях, дисбатах, колониях... А среди их участников были сплошь любимцы зрителей: Валентин Лановой и Николай Олялин, Николай Еременко и Аристарх Ливанов, Владимир Гостюхин и Евгений Стеблов, Клара Лучко и Любовь Соколова, Татьяна Конюхова и Нина Усатова, и многие, многие другие звезды того отечественного кино, к которому нынче вновь вспыхнул ностальгический интерес граждан постсоветских стран.

Украинская делегация на фестивале была самой значительной после российской - около 30 человек. Среди них старые друзья фестиваля: кинорежиссер Юрий Ильенко, актрисы Раиса Недашковская и Нина Ильина, актер Николай Олялин, кинокритики Валентина Слободян и Леонид Череватенко - почти все они вошли в члены жюри по разным номинациям. Ну а душой «Витязя-96», по уже сложившейся традиции, стали Николай Романов и Игорь Черницкий - киевские актеры, чьи прекрасные голоса и песни особым светом насыщали каждую встречу с публикой. Кстати, они же написали и марш фестиваля.

В конкурс форума вошла картина «Будем жить» киевлянина Дмитрия Томашпольского и несколько документальных, анимационных и видеофильмов.

Девиз «Золотого Витязя»: «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека». Подобная формула, фактически, вмещает в себя все лучшее, что производиться в мировом кинематографе, подчеркивая, однако, понимание искусства не как игры или рыночного ремесла, а как служение высшим ценностям. Что и подтвердила нынешняя конкурсная программа художественных фильмов. Их авторы знают, что такое любовь. Это может быть чистое чувство двух отвергнутых социумом существ - трехглазого уродца и карлицы - в мистически притчевой польской картине Яна Якуба Кольского «Играющий с тарелок». Или любовь - борьба за собственного отца, выброшенного нынешними новыми временами из жизненной колеи и потихоньку спивающегося (российский «лубок» Николая Еременко-младшего «Сын за отца»). Или горькая любовь к родному очагу эмигранта, чия славянская душа не вписывается в прагматичную вселенную Запада (фильм «Чужая Америка» югославского режиссера, неоднократного призера Канн, Берлина, Венеции Горана Паскалевича). Или даже любовь-вопль, любовь-ярость человеческой души, в задыхающейся клетке современной жестокой и агрессивной мас-цивилизации, подминающей под себя все новые и новые народы, страны, культуры, сознание («Сад Бога», Греция, режиссер Такис Спиридакис).

Любовь в этих кинолентах многогранна и разнородна - как, собственно, и сам Мир. Но именно она освещает жизнь героев фильмов, придает ей смысл не только в глобальном значении, но и в их повседневном, рутинном существовании. Любовь в качестве высшей ценности объявляют авторы картин, и тем самым отделяют себя и от третьесортного коммерческого кино, и от новой эстетики моднейших ныне «тарантийцев» и «родригесов», полностью освободивших киноискусство от каких-либо моральных ценностей. Пройти между Сциллой и Харибдой подобных искусств - очевидно, в этом и есть путь славянского кино, не исключающий, кстати, его интеграции с кино западноевропейским, также противостоящим мас-американской экспансии.

Увы, документальная программа «Золотого Витязя-96» продемонстрировала и «поиск» иного рода. Спекулятивным и идеологически ангажированным оказался авторский комментарий к документальным и хроникальным кадрам в целом ряде российских картин, «своеобразным манифестом» которых стал фильм Татьяны Карповой «Видимое и сокровенное» («Кино и церковь»). И Сталин стал «лучшим другом» православия (можно, оказывается, и так трактовать исторический факт вынужденного обращения диктатора к церкви во время войны), православие идентифицируется исключительно в Россией, а «русская идея» превращается в откровенно шовинистическую... В итоге любовь, поставленная во главу угла всего христианства - и «Золотого Витязя»! - обращается в свою абсолютную противоположность: враждебность, агрессию, пренебрежение...

Впрочем, кино здесь стало отражением реалий современного общества, противоречия которого, естественно, несет на себе и «Золотой Витязь». В общем-то, их наличие заранее предвещало уже само проведение фестиваля в Минске, по личному приглашению Александра Лукашенко. Президент Беларуси посетил церемонию открытия форума, и звучали, как в добрые старые времена, в зале речевки «Слава Лукашенко!», и пели дифирамбы в его честь выступающие и натужно подчеркиваось единение президента с церковью и культурой... Как верно заметил прибывший на фестиваль Валентин Распутин «Когда президент стоит со свечкой - видно, что он выставляется, эксплуатируя это святое место для своих популистских целей».

А через несколько дней гости «Витязя» не смогли проехать в автобусах и опоздали на спектакль М.Варфоломеева «Миленький ты мой» в Минском театре-студии киноактера, с участием знаменитого Владимира Гостюхина. Улицы города были перекрыты, милиция дубинками разгоняла очередную демонстрацию сторонников Белорусского народного фронта... Спектакль, кстати, был о любви. И громаднейшем самопожертвовании во ее имя.

Многочисленные пресс-конференции и дискуссии, сопровождавшие ежедневный ритм фестиваля, общение в кулуарах одновременно, подарили встречи с людьми, искренне настроенными на сотрудничество и равноправное партнерство культур независимых государств бывшего Союза (как, к примеру, представители киноцентра «Русский фильм», или руководители сербской и болгарской делегаций Йован Маркович и Маргарит Николов, или директор по общественным связям московской независимой женской радиостанции «Надежда» Ольга Желтова), так и обдали холодом тупой агрессии защитников позиции «старшего брата» (к примеру, в лице некой журналистки с Останкино, разъяренно бурлящей: «Ишь самостоятельности они (в смысле - украинцы) захотели. Да перекрыть вам нефтяной и газовый краник - вот тогда посмотрим!!!» (Вот так: перекрыть! И никак иначе).

Но, слава Богу, впечатлений со знаком «-» на «Золотом Витязе-96» было гораздо меньше, чем со знаком «+». И, может, оттого они были еще заметней, явно диссонируя с общей конструктивностью и добрым настроем форума.

Вместо послесловия - еще одно впечатление. Поучительное

Как известно, в Украине нынче на всех так называемых «национальных» киностудиях практически приостановлено фильмопроизводство. Из бюджета денег на кино не поступает, частный капитал отвернулся от инвестиций в силу непомерных налогов и под корень подрубленной системы кинопроката. Не лучше положение и в других областях культуры.

Представьте же удивление, которое испытала я при встрече с заместителем министра культуры Сербии Василием Тапушковичем и известнейшим белградским драматургом Йованом Марковичем. Оказалось, что за четыре года страшной войны и мировой блокады Сербия не только не растеряла своего культурного потенциала, но и неизмеримо его приумножила! За это время в маленькой полуразрушенной стране, принявшей на свою землю 700 тысяч беженцев, было проведено 542 артманифестации, среди которых 16 кинофестивалей, 37 театральных, 97 художественных бинеале и плэнеров, и т. д., и т. п. Реставрировано 107 монастырей и церквей, напечатаны десятки книг, монографий, научных трудов, рассказывающих о сербской культуре в контексте мировой.

Только в прошлом году в Сербии было снято 9 собственных художественных фильмов, более десятка документальных и анимационных. Все они финансировались государством. Еще несколько кинокартин сделано в копродукции с другими странами, и все они завоевали призы на самых престижных мировых кинофестивалях: «Андеграунд» Эмиля Кусторицы - каннская «Золотая пальмовая ветвь», «Чужая Америка» и «Аргентинское танго» Горана Паскалевича - призы в Каннах и Венеции, «Небесная явь» Горана Марковича - Гран-при Монреаля, «Темная ночь» Драгана Кресопи - приз «Золотого Витязя-95» в Москве и т. д.

- Да, у нас не было денег, не было бензина, газа, света, тепла, была экономическая катастрофа, - говорили господа Маркович и Тапушкович. - Но мы никогда не хотели признать, что у нас нет духа! 500 лет Сербия была оккупирована Турцией, но наш народ сохранил свои песни, свои книги, свою религию, письменность, свою культуру. А, значит, народ остался жив! Так и сейчас, в нынешние тяжелые времена, мы сказали себе: «Отныне каждый год в Сербии будет годом культуры! Пока жив дух - народ непобедим!»

Жаль, что в Украине пока что не нашлось правителей, до конца осознавших эту простую и святую истину.

Победителями фестиваля в различных номинациях стали:

- Мартин Шулик (Словакия) и Горан Паскалевич (Сербия) за художественные фильмы «Сад» и «Чужая Америка»

- в разделе документального кино - Драган Элчич (Сербия) и Валентина Гуркаленко (Россия) - фильмы «Крстич» и «Свидание с вечностью»

- Борис Костенко с фильмом «Кто есть кто. ХХ век. Русский мир» (Россия) в номинации видео- и телефильмов

- Игорь Волчек (Белоруссия) за лучший анимационный фильм «Скерцо»

Спецприз фестиваля получил выдающийся мастер украинского кино Юрий Ильенко за видеофильм «Сергей Параджанов. Партитура Христа до мажор»

Украинские кинематографисты Виктор Политов, Наталья Чернышова, Людмила Михалевич, Денис Чащин награждены дипломами «Золотого Витязя».

На фестивале был принят Устав международного Союза кинематографистов славянских и православных народов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно