«ЗОЛОТОВЕРХИЙ КИЇВ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ЛЕСЯ ДЫЧКО

5 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

Третий хор-фест «Золотоверхий Київ» проходил в этом году четыре дня и посвящен был творчеству выдающегося украинского композитора и известного деятеля хоровой культуры Леси Дычко...

Третий хор-фест «Золотоверхий Київ» проходил в этом году четыре дня и посвящен был творчеству выдающегося украинского композитора и известного деятеля хоровой культуры Леси Дычко.

На двух предыдущих фестивалях слушатели познакомились с творчеством Виктора Степурко в программе «Той дивний світ…» и Юрия Алжнева - «Пробудження». В программах этого фестиваля, кроме концертов хора «Киев» (с музыкой старинной и обработками украинских народных песен) и Национального заслуженного академического украинского народного хора Украины имени Григория Веревки, состоялась презентация программы «Відлуння віків» Леси Дычко, в которой приняли участие семь хоровых коллективов.

Уже традиционно директор фестиваля и художественный руководитель Николай Гобдыч приглашает хоровых дирижеров из всех регионов Украины, и фестиваль с его распланированным концертно-репетиционным графиком стал своеобразным мастер-классом, где общение с ведущими мастерами хорового искусства, знакомство с хорами было одной из главных задач.

В первом концерте-открытии, прозвучали шедевры старинной духовной музыки. Истинное наслаждение слушателям доставило исполнение произведений М.Березовского, А.Веделя, староукраинских церковных монодий XVI столетия, а также хорового концерта

А.Гречанинова. Звучание хора «Киев» в первом отделении отличалось особой проникновенностью. Вокальное мастерство соединилось в дирижерской интерпретации Николая Гобдыча с удивительно точным ощущением драматургии хоровых концертов. Во втором отделении - прозвучали уже знакомые слушателям обработки украинских народных песен. Этот концерт воспринимался как итог определенной работы хора в направлении духовной музыки и народного творчества. Возможно, хотелось бы в нем больше услышать новых произведений.

Второй фестивальный вечер был посвящен гостю фестиваля - Народному хору имени Григория Веревки. В концерте дирижировали и наш академик двух академий - народный артист Украины - Анатолий Авдиевский и его хормейстер Ирина Мельниченко. Эту программу, подготовленную к 55-летию хора, я слушала и во дворце «Украина», и в Национальной филармонии. Она достойна того, чтобы быть представленной на фестивале хоровой музыки, так как в ней собраны лучшие произведения композиторов прошлого и современности, которые звучат в хоре имени Веревки. Как всегда, интересно было звучание ансамбля аутентичного фольклора «Цвітень» (художественный руководитель Мария Пилапчак), а также виртуозная игра солистов оркестра народных инструментов.

Жаль только, что на этом концерте было не очень много слушателей, так как в это время в Киеве проходило несколько фестивалей, а возможно, сработало и то, что программа уже исполнялась в Киеве.

Организаторам фестиваля нужно учесть тот факт, что слушателя всегда интересует у известных исполнителей, обновленная или совершенно новая программа. И это доказали два последующих вечера, на которых исполнялись произведения новые и малоизвестные Леси Дычко в программе «Відлуння віків».

Женский хор музыкального училища имени Глиэра уже известен во многих странах мира, ему 14 лет, он - лауреат трех международных конкурсов. В июле 1999 года коллектив принимал участие в V Международном симпозиуме хоровой музыки в Роттердаме (Нидерланды), выступил с большим успехом, и Галине Горбатенко предложено представлять хоровое искусство славянских стран в ЮНЕСКО.

На фестивале «Золотоверхий Київ» этот хор блестяще, с высоким мастерством исполнил кантату «Здравствуй, новый добрый день» Леси Дычко на слова Е.Авдеенко. Кантата написана в 1976 году, долго не исполнялась в Украине, впервые звучала на эстонском языке в хоре «Эллерхейн» (Эстония), а затем девять лет назад была исполнена хором Галины Горбатенко в Украине. Но в этом концерте мы услышали уже другую интерпретацию. Все части по звуку, по ощущению их внутреннего содержания как бы заиграли новыми красками.

Виртуозно, выразительно прозвучала партита «Українські писанки» - в исполнении выдающегося украинского флейтиста Олега Кудряшова.

Несколько фрагментарно и еще драматургически не выстроено, к сожалению, воспринимался хоровой концерт «Краю мій рідний» в исполнении хора Национальной музыкальной академии Украины - дирижер Юлия Пучко, хора «Дзвіночок» - дирижер Елена Волкова.

С интересом слушатели познакомились с произведением пяти прелюдий («Хаккай») в стиле «шань-шуй» на слова средневековых японских поэтов. Композитор Леся Дычко так пишет об этом цикле: «Духовно-эмоциональное ощущение бесконечности мира, утонченная монохромная живопись…

В исполнении женского хора Киевского педагогического колледжа им. К.Ушинского - дирижер Андрей Юдин - много было хороших фрагментов и по звучанию, и по трактовке, а вот утонченной звукописи пока не получилось. Интересную, масштабную работу показал Камерный хор под управлением Ларисы Бузонской: «Французские фрески» - хоровой концерт в семи частях. Здесь характерное для творчества Леси Дычко, увлечение архитектурой, живописью, театром - выражено в прекрасной партитуре, которую талантливо постаралась воплотить Лариса Бухонская. Не все еще досконально отшлифовано в этом музыкальном произведении, но хотелось бы, чтобы работа над этим многоплановым, богатым по музыкальному материалу произведением продолжалась. Именно в поиске театрализации хора (удачен был балет - постановщик В.Витковский), световых эффектов, большей хоровой выразительности, мне кажется будущая жизнь этого талантливого произведения.

С другой областью творчества Леси Дычко - духовной музыкой - познакомили нас в четвертый день фестиваля женский хор «Павана» НПУ имени М.Драгоманова - дирижер Людмила Байда и хор «Киев» - дирижер Н.Гобдыч.

В пении женского хора Людмилы Байды - особое и вокальное мастерство. В этом концерте, в духовной музыке непревзойденной по красоте, возвышенному настрою покорил звук хора, его особая проникновенность.

И подлинным подарком и композитору, и слушателям стала премьера «Торжественной литургии» хора «Киев». Николай Гобдыч и дирижировал, и солировал в этом произведении.

Леся Дычко пишет: «Дни, когда я работала над литургиями, были самыми счастливыми в моей жизни». Исполнение этого грандиозного по замыслу композитора полотна хором «Киев» было великолепным. Звучание хора уносило слушателя ввысь, заставляло забыть все мелочное, бытовое, житейское и купаться в роскоши хорового пения, наслаждаться высокой духовностью этого произведения. Исполнение Литургии было кульминацией фестиваля и настоящим триумфом нашего замечательного современного композитора Леси Дычко - юбилею которой и был посвящен этот фестиваль.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно