«ЗОЛОТАЯ РОЗА» ОТДАНА «ЛУННОМУ ПАПЕ»

23 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 23 июня-30 июня

Спрессованное до предела фестивальное время вдруг останавливается в момент, когда понимаешь, что...

Спрессованное до предела фестивальное время вдруг останавливается в момент, когда понимаешь, что все конкурсные картины уже просмотрены, и в плотном, испещренном твоими пометками графике фестивальных мероприятий осталась одна строка — торжественное закрытие. Момент волнующий не только для потенциальных претендентов на призы. Ведь каждый думает, совпадут ли его прогнозы с мнением высокого жюри.

Вспоминаются милые в этом году ПРОКи, на которых выступали кинодинастии и кинопары.

Светлана Немоляева и Александр Лазарев рассказывали свою историю в кино, а их внучка Полина завершила вечер исполнением песни «Симона, девушка моей мечты».

На встрече с Петром и Валерием Тодоровскими зал «Хрустального» был переполнен. Младший вспоминал детство, рассказывал, как «схватил вирус» кино на Одесской киностудии, который и помешал осуществлению мечты всех одесских мальчишек — стать моряком. А Тодоровский-старший просто пел свои песни на стихи Володина.

Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов поведали свою историю любви, которая началась на съемочной площадке, что свела их для проб в одной картине.

На «Кинотавр» вернулось не только кино, но и традиционное цирковое представление, превращенное на этот раз в пробный выпуск существующего пока только в мечтах телеканала «Кинотавр-TV». Его ведущими были Юлий Гусман и Ян Арлазоров. Гусман, один из основателей фестиваля «Киношок», впервые на «Кинотавре». Это, на мой взгляд, хороший симптом — конец «борьбе статуэток», фестивали — объединяйтесь. Наравне с великолепными артистами сочинского цирка во главе с Мстиславом Запашным, на арену выходили Катя Семенова, Андрей Соколов, Тамара Гвердцители и Александр Розенбаум. А в финале милый сердцу Марк Рудинштейн, появившийся на арене с тигром, спел две песни.

Впервые за всю историю фестиваля приехал в Сочи Аркадий Арканов. От души любя кино и его обитателей, Арканов, день рождения которого 7 июня, предпочитал отмечать его дома, в кругу семьи. На этот раз день рождения был отмечен в кругу друзей записью программы «Белый попугай» на палубе «Флибустьера». Лариса Голубкина и Лев Дуров, Лидия Федосеева-Шукшина и Александр Белявский, Аркадий Инин и Станислав Говорухин и многие другие кинозвезды, включая «генерала» Алексея Булдакова, травили анекдоты на темы курортной жизни.

А один из вечеров, вернее, ночей ПРОКа был посвящен «улыбкам друзей». В нем приняли участие Игорь Иртеньев и Владимир Вишневский, Левон Оганезов, умеющий так музыкально шутить, многие другие и... пиво «Остап Бендер».

И вот звучат финальные фанфары «Кинотавра-2000» в честь победителей. Обладателями Приза Президента России «За вклад в киноискусство» стали Петр Тодоровский, Кирилл Лавров и Татьяна Лиознова. Сам господин Путин пребывал в это время далеко за пределами России и, передав фестивалю поздравления, обещал вручить награды собственноручно в Кремле.

В конкурсе «Дебют-Кинотавр» победителями стали: Екатерина Соколова за анимационный фильм «Наступила осень», Андрей Мурашов за документальную ленту «Сократ сказал» и Елена Ланская за игровую картину «Могла бы и жить».

Призы ФИПРЕССИ и Гильдии киноведов и критиков России получила картина Романа Качанова «ДМБ». Об этом фильме я рассказывала в одном из репортажей с фестиваля.

Президентский совет «Кинотавра» вручил свой приз Георгию Данелия за фильм «Фортуна». На мой взгляд, не лучший из его фильмов, хотя работа любимых актеров и, главное, душа, которая всегда присутствует в его картинах, вызывают у зрителей приязнь и доброжелательность. В «Фортуне» успешно дебютировала Дарья Мороз (дочь постановщика популярного сейчас телесериала «Каменская» и недавно ушедшей из жизни Марины Лефтовой). Она была удостоена специального упоминания жюри и приза «Надежда «Кинотавра».

Лучшей музыкой, за которую вручается приз им. Таривердиева, жюри сочло работу Владимира Мартынова к фильму «Русский бунт» (режиссер Александр Прошкин). Эта лента получила также специальный приз жюри. Как я и предполагала, филигранная актерская работа Сергея Маковецкого в этой картине была названа лучшей из мужских ролей. Конкурс в этой номинации был достаточно жестким, достойными были работы Андрея Смирнова («Дневник его жены»), Максима Суханова («24 часа» и «Женщин обижать не рекомендуется»), крепкий молодой актерский ансамбль в фильме «ДМБ» и безукоризненные актерские работы в «Лунном папе».

Приз за лучшую женскую роль получила Светлана Смирнова, сыгравшая в русской страшилке «Четырнадцать цветов радуги». Актриса, столь стремительно ворвавшаяся когда-то в кино, давно не появлялась на экране и, выйдя за рамки, по-моему, довольно скудного режиссерского замысла поднялась в решении образа до высот душевных переживаний героинь Достоевского. Среди претенденток на этот приз у Смирновой была, пожалуй, лишь одна достойная соперница — Чулпан Хаматова («Лунный папа»).

Гран-при у фильма Алексея Учителя «Дневник его жены». Это сложно ритмизированное, немножко тягучее, но, безусловно, фестивальное кино сделано дружной командой целомудрено и поэтично, а молодая исполнительница одной из его ролей — Елена Морозова получила приз «Надежда «Кинотавра» и спецупоминание жюри. Марта сыграна ею умно, четко и глубоко.

Наконец, драгоценная «Золотая роза» — главный приз фестиваля, — у великолепной картины Бахтиера Худойназарова «Лунный папа».

Фестиваль закрыт и было бы грехом не поговорить о настоящем и будущем с его отцом- основателем, президентом группы компаний «Кинотавр» Марком Рудинштейном, буквально реанимировавшим фестиваль после безусловного прошлогоднего провала.

— Марк Григорьевич, одиннадцатый «Кинотавр» — новый виток в жизни фестиваля, на него вернулось кино. Что происходит сегодня в вашей жизни и в жизни «Кинотавра»?

— Неудача передачи «Кинотавра» в чужие руки в прошлом году показала, что нельзя проводить эксперименты с уже состоявшимся фестивалем. Надо сохранить все лучшее, что было, поэтому сейчас я вместе с командой, которая его делает, считаем, что с кинотеатром на Театральной площади получилась завершенная картина. Это идеальная фестивальная структура — кинотеатр на площади. Кино становится доступным, действительно главным. На этом можно ставить точку. А дальше — побольше нового кино и новых людей.

Что же касается меня, то я устал повторять: не делаю теперь фестиваль. Занимаюсь кино. А фестиваль — одна из главных проблем кино, просмотр фильмов, продвижение их в прокат — это одно из связывающих звеньев. Еще раз подчеркиваю: я занимаюсь теперь проблемами кино — строительством кинотеатров, организацией проката, производством фильмов. Компания, которая делает фестиваль, это одна из команд группы компаний «Кинотавр». Конечно, моя тень еще энное количество лет будет витать над «Кинотавром», через лет десять все успокоятся. Кто помнит родоначальников Каннского или Венецианского фестивалей. Я не влияю сегодня на фестиваль, не вмешиваюсь, просто со стороны, нервничая, корректирую те вещи, которые здесь в прошлом году получили трещину.

— Когда-то в структуре «Кинотавра» работал кинорынок — неотъемлемая часть всех «взрослых» фестивалей, потом он как-то угас. Планируется ли проводить в дальнейшем кинорынки?

— Давно планируется. Все упирается в строительство в Сочи международного аэропорта. Как только он будет готов, у нас появится мощный кинорынок.

— Уже работает первая ласточка — кинотеатр «Мир Кинотавра», а как воплощаются ваши планы по поводу продюсирования кино?

— Работаем с режиссером Кесоашвили над картиной «Ромео и Джульетта-99», думаю, в итоге фильм будет «Ромео и Джульетта-2001». Вместе с Прохановым, поставившим в своем театре «Луна» очень кинематографичный спектакль — «Путешествие дилетантов» по повести Окуджавы, собираемся сделать кино. Будем продюсировать сериал «Фискальная служба», о налоговой полиции, 24 серии. В планах помочь продвижению на рынок фильма Учителя «Дневник его жены», который был в нашем конкурсе и получил Гран-при, и еще около десяти проектов, которые будут жизнеспособны настолько, насколько хорошо будет работать Закон о кино. Пока он работает слабо.

— Собираетесь ли вы привлечь внимание кинематографической общественности к детскому кино, ведь были планы организации детского фестиваля «Кинотаврик»?

— Пока этим не занимаюсь. Начало «Кинотавра» падает на 1 июня — День защиты детей, и в рамках фестиваля мы проводим праздник детского кино. Но забрать на себя детское кино пока невозможно. Во-первых, его мало — на конкурс не соберешь. Кроме того, есть фестиваль, который проводит Грамматиков в Туапсе, фестиваль в Крыму. Думаю над этим, но пока не вижу реальной возможности проводить его на должном уровне.

— Последний «Кинотавр» второго тысячелетия завершен, сам Бог велел поговорить о планах на будущее.

— Во-первых, начинаем подготовку к следующему фестивалю. Во-вторых, «Мир Кинотавра» 1 сентября закрывается на ремонт, откроется 1 декабря. И в совершенно сказочном городке, который будет называться по мотивам фильма «Тот самый Мюнхгаузен», мы будем встречать новый год. Городок с площадями, с ложами, с театральной площадью, с кафе, рестораном, с совершенно фантастическим залом, где можно будет не только показывать кино, но и поздно вечером давать театральные спектакли. Мы уже говорили на эту тему с Прохановым, он показал мне либретто. Это будет мюзикл «Тарзан» с Дмитрием Певцовым в главной роли. В планах создание большого комплекса на Цветном бульваре, сейчас идут переговоры. В него войдут бывший Центральный рынок, который уже никто восстанавливать не собирается, цирк, наш кинотеатр. Сейчас нам отдали бульвар перед кинотеатром от Самотеки до Цветного бульвара. Это будет бульвар «Кинотавра», где будут фигуры артистов, сегодня популярных и активно работающих в кино. В Сочи собираемся строить этакую космическую тарелку над Летним театром — кинодворец. Постепенно будем создавать сеть кинотеатров «Мир Кинотавра» — в Питере нам отдают Киноцентр на Невском и т.д. Этим надо заниматься, потому что сейчас начинается вторая трагедия проката — ни в одном из кинотеатров не идет отечественное кино. Кинотеатры проданы на годы вперед, уже подписаны договоры. Не знаю, куда смотрит правительство. Никто не может понять, что если мы сегодня не хватимся, получим мертвое кино. Только мы прокатываем наши ленты. Но что можно сделать, если фильм нужно прокатывать минимум три недели, а картин много, они стоят в очереди и не могут ждать.

— Ваша беззаветная любовь к кино имеет под собой коммерческую перспективу?

— Конечно, есть коммерция, и должна быть, но она вокруг кино. Мы сделали то, что никто до нас не делал, — убрали из кинотеатра аренду. Получили разрешение на все виды деятельности. Цена спрятана в торговле. Единственный выход — надо, чтоб все «капало» в кинотеатр. Цену билетов мы держим на уровне 30 рублей (приблизительно доллар), днем показываем кино бесплатно для студентов, пенсионеров, инвалидов. Но, придя в кино, вы можете посидеть в кафе, ресторане, купить жареную кукурузу, что-то еще — это ваше дело, все это придет в одни руки и даст нам возможность продолжать показывать кино.

— Когда-то в одном из первых интервью вы сказали: все, что делаете в жизни, — ради женщины. Это было даже вынесено в заголовок. Сейчас впечатление — все ради кино. Я ошибаюсь?

— Конечно, основа жизни — женщина. Другое дело, делаю я фестиваль ради женщины, снимаю кино или пишу книгу. Все от женщины, из-за того, что хочется ей понравиться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно