«ЗИГФРИД-ИДИЛЛИЯ» НА УКРАИНСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ЛАД

24 декабря, 1999, 00:00 Распечатать

Выбор «Зигфрид-идиллии» Вагнера в качестве одного из номеров программы концерта, в котором извест...

Выбор «Зигфрид-идиллии» Вагнера в качестве одного из номеров программы концерта, в котором известный украинский скрипач Олег Крыса, уже десять лет живущий в США, впервые выступил в Украине в ансамбле с двумя сыновьями, Петром и Тарасом, осветил дополнительным светом символический характер всей акции. Самое безмятежное, лирически вдохновенное свое произведение Вагнер преподнес в качестве подарка ко дню рождения жены, в ответ на сделанный ею подарок - рождение сына Зигфрида. «Только теперь предстоит мне еще охотно и радостно жить, - писал счастливый отец. - Прекрасный, крепкий сын с высоким лбом и ясным взглядом, Зигфрид Рихард, наследует имя своего отца и сохранит его творение миру». Получив в наследство имя, а с ним - жизненную судьбу, Вагнер-младший мужественно нес свой крест, выражая надежду, что вовсе недостоин столь обязывающего знака причастности к славе гения. Он не только дирижировал операми отца, но и сам дерзал писать оперы, отбиваясь от насмешек, язвительных критических стрел, снисходительного сочувствия. «Я не знаю, как принято в других странах, в Германии же во всяком случае существует мнение, что сын великого человека - по меньшей мере наполовину осел, если не полный идиот». О том, что так думали не только в Германии, свидетельствуют слова Клода Дебюсси: «Его сходство с отцом велико, но это репродукция, которой не хватает штриха гениальности, присущей оригиналу».

Концерт «Олег Крыса и сыновья» с участием в одном из номеров программы жены и мамы Татьяны Чекиной (фортепиано, клавесин) не мог не навести на размышления об участи детей, вступающих на стезю своих талантливых родителей. Путь их на музыкальный Олимп только внешне может представляться более легким, чем дорога к славе выходцев из внехудожественной среды. Их постоянно подстерегает опасность вторичности, судьба всего лишь копии с оригинала. Поэтому с повышенным риском сопряжено совместное выступление прославленного музыканта со своими детьми, тем более если дети эти давно вышли из детского и даже юношеского возраста. Олег Крыса на этот риск пошел, увеличив его еще и тем, что в Симфонии-кончертанте Моцарта, прозвучавшей в первом отделении, вместо скрипки взял в руки альт, а партию скрипки отдал старшему сыну Петру. Положение Тараса было немного проще, так как он стоял за дирижерским пультом, избежав таким образом прямого сопоставления с талантом, мастерством, музыкантским опытом родителя. Думается, что наш горячо любимый скрипач, уже давно покинувший Украину сначала ради Москвы, а затем укативший со всем семейством за океан, рассчитывал на доброжелательность родной публики, готовой со слезами радости принять в объятия блудных сыновей. Так все и случилось. Наша «национальная гордость малороссов» была удовлетворена уже при одном взгляде на трех рослых красавцев, как на подбор, старшего из которых украшала благородная седина, самый младший так напоминал отца в молодости, а крепкая стать и широкие скулы среднего лишь усиливали ассоциации, рожденные его столь любезным нашему сердцу именем.

Когда Петро и Тарас появились на свет, их родители вряд ли заранее планировали их будущее превращение в американских граждан. Но теперь все четверо приезжают к нам как полпреды американской культуры, о чем не без горделивой дрожи в голосе сообщает публике ведущая концерта, что запечатлено и на афишах, а также зафиксировано в программках: «Заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов Олег Крыса (США)» и т.д. и т.п. Первая мысль, возникшая у меня по прочтении сего, была связала с чувством неловкости. Если уж жаловать Крысу как бывшего украинского артиста, то следует немедленно дать ему звание народного! Иначе будут всплывать в памяти не самые прекрасные эпизоды нашего более далекого и совсем близкого прошлого. Будет не очень удобно вспоминать, с кем из талантливых соотечественников мы без тени сожаления расстались, кому, напротив, так щедро раздавались и - что самое удивительное - еще более щедро раздаются сегодня самые высокие и самые почетные звания.

Судя по впечатлениям от прекрасной игры Олега Крысы, перечень его заслуг должен был бы начинаться словами «академик Академии искусств Украины». Он не просто сохранил лучшие свои качества - чистоту и благородство тона, классическую выверенность интерпретаций, техническое совершенство, но стал экспрессивнее, глубже, обрел как бы высшую творческую свободу самовыявления. Выступать в одном с ним ансамбле Петру Крысе было и трудно, и, прямо скажем, не особо выигрышно. Единственно, что безусловно привлекало в его игре, - школа. Я бы отнесла его к категории крепких скрипачей и настоящих профессионалов. Вместе с тем не создавалось впечатления, что уже определилась его собственная индивидуальность как солиста. Игра была ровной, без сбоев, но - и без особой искры Божьей, которой отмечены самобытные таланты. Поэтому мы не стали свидетелями диалога двух равно интересных индивидуальностей ни в произведении Моцарта, ни в Кончерто-гроссо Альфреда Шнитке.

Тарас Крыса-дирижер также продемонстрировал уверенный профессионализм, молодой напор, динамичное ощущение музыки. Вместе с тем в его трактовках и увертюры к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, и «Зигфрид-идиллии» я обнаружила более всего влияние современной американизированной культуры. В них преобладали энергетизм, внешний напор, восприятие музыки как ритма, движения, способа выявления радостного жизнеощущения. Для Вагнера этого было явно недостаточно, поэтому рвалась внутренняя линия бесконечного становления некоего магического состояния. Дебюсси связывал этот особый настрой с воплощенным Вагнером образом материнской любви, с обликом ласковой матери, которая шепотом произносит имя сына, «окружая его светом, которому предстояло стать неугасимым». Достигнуть такого уровня понимания произведения Вагнера молодому дирижеру пока не удалось. Значительно лучше справился он с Симфонией-кончертанте Моцарта и с Кончерто-гроссо Шнитке. В этом случае ему помог профессионализм Киевского камерного оркестра, который находится в прекрасной форме и в этом концерте вполне подтвердил свое высокое реноме.

Заполнившая зал публика восприняла концерт как неординарное событие. В целом это так и было. Грела сердца надежда, что киевляне еще не раз испытают радость встречи с Олегом Крысой и Татьяной Чекиной и смогут следить за творческим ростом их сыновей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно