ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ ТАНЦЕМ

Поделиться
У художников часто придается огромное значение первому прикосновению к холсту, бумаге - первому мазку, штриху.....

У художников часто придается огромное значение первому прикосновению к холсту, бумаге - первому мазку, штриху... В науке о формировании мировоззрения ученого о многом говорит его первая печатная работа. Очень показательным для музыканта представляется его туше - индивидуальная манера звукоизвлечения, прикосновение к инструменту... Какими же особыми приметами должен обладать танцовщик, прежде чем его назовут балетмейстером - создателем балета?

Алексей Ратманский родился в Ленинграде. Детские годы его прошли в Киеве. Профессиональное образование танцовщика получил в Московском хореографическом училище в классе педагогов А.Маркеевой и П.Пестова и в ГИТИСе на балетмейстерском факультете (курс Д.Брянцева). В 1986 году он по воле случая вернулся в Киев и в короткое время стал солистом балета Национальной оперы Украины.

Лауреат многих балетных форумов: республиканского конкурса артистов балета в Донецке (1987, 1 премия), международных - им. С.Дягилева в Москве (1992, 1 премия им.В.Нижинского), им. С.Лифаря в Киеве (1994, 2-я премия в номинации «балетмейстер»). Лауреат многих престижных фестивалей танца в Японии, США, Канаде, России, Украине...

Воспитанный в традициях академической школы, танцовщик Алексей Ратманский обладает филигранной отточенностью танца, сценическим обаянием, музыкальностью, интеллектуальным подходом к роли, обостренным чувством стиля. В репертуаре молодого танцовщика ведущие партии в балетах «Жизель», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Видение розы»...

В 1992 - 1995 гг. в жизни Алексея произошли значительные перемены. Молодой киевский артист стал солистом Королевского Виннипегского балета (КВБ) в Канаде - одним из первых украинских гастрольных танцовщиков (т.е. работающих по контракту) за последние несколько десятилетий. В репертуаре Ратманского-исполнителя в КВБ - «Жизель» в постановке Питера Райта, «Щелкунчик» Дж. Ноймайера, «Ромео и Джульетта» Руди ван Данцига, «Square Dance» на музыку А. Корелли и «Классическое па-де-де» П.Чайковского в постановке Дж.Баланчина, «Сиреневый сад» Энтони Тюдора, «Конькобежцы» Ф.Аштона, «Зеркала» М.Годдена... Об успехе киевского танцовщика в Канаде восторженно писали местные газеты:

«The Gazette, Montreal»: «Алексей Ратманский ошеломляет зрителей великолепными мощными прыжками и, не сходя с места, превосходно исполняет сложнейшие пируэты...»

«The Dallas Morning News»: «Повергают в изумление легкость, тонкость и совершенство каждого «па» в исполнении Алексея Ратманского, что заставляет восхищаться и танцовщиком, и самим танцем!»

Очевидно, «охота к перемене мест» в жизни Алексея объяснялась не просто страстью к новизне и смене обстановки, а имела особое, символическое значение и даже в какой-то степени предопределила многозначность его творческой судьбы. Заслуженный артист Украины Алексей Ратманский - превосходный танцовщик и талантливый балетмейстер. Такое удачное сочетание двух творческих ипостасей встречается не часто.

Профессиональный балетмейстерский дебют А.Ратманского состоялся в 1987 году на конкурсе артистов балета в Донецке. Танцовщик Алексей Ратманский исполнял хореографическую миниатюру Ратманского-балетмейстера. Ныне творческий багаж 27-летнего балетмейстера насчитывает немало балетных постановок. Многие из них изумляют не только профессионализмом, неординарностью, а также разнообразием тем, направлений и превосходным музыкальным материалом. Излюбленным жанром автора остается хореографическая миниатюра на музыку Дмитрия Шостаковича - «Дуэт-буфф» (опусы 1 и 2), «Гавот», «Сильфида-88», созданные в Киеве, а «Незатейливые танцы» - в Виннипеге. В 1994 году появились «Романтический дуэт» на музыку Нино Рота, «Взбитые сливки» Р.Штрауса, «Утренняя серенада шута» М.Равеля, «Уймитесь, волнения страсти...» П.Чайковского. В творческом арсенале А.Ратманского присутствует также и форма одноактной балетной постановки - детский балет «Ученик чародея» (по балладе И.-В.Гете) на музыку П.Дюка и аллегорический балет на музыку И.Стравинского «Поцелуй феи».

Появилась прелестная балетная «россыпь» и в 1995 году: витиеватая «Юрлиберлю» (что означает название модной прически XVIII века) - хореографическая миниатюра на музыку Клода Дебюсси и Джанфранко Пленицио, «Бедняжки» на музыку Ф.Гласса, «Галоп» на музыку Н.Рота...

- Алексей, вы один из самых молодых балетмейстеров в Украине, кто вы прежде всего - танцовщик или балетмейстер?

- Это жизнь параллельных миров. Пока мне бы не хотелось чему-то одному отдавать предпочтение. Я еще хочу танцевать. Не думаю, что это будет долго, но лет пять, по крайней мере... Я проникся мыслью, бытующей на Западе: люди после тридцати бросают танцевать (исключая «звезд», конечно!). Но я не хочу загадывать... А вдруг как балетмейстер я иссякну? Надо же будет как-то зарабатывать на жизнь? Придется - танцами... (смеется).

- В ваших постановках не видно грани между танцовщиком и балетмейстером! Танцуя, вы просто купаетесь в своей стихии. К тому же у вас как балетмейстера под рукой всегда находится собственное тело - послушный, чуткий инструмент, который в любой момент готов исполнить любую вашу прихоть...

- Согласен. Ведь это очень удобно!

- Это вполне нормально, когда балетмейстер сначала ставит «на себя» и для себя...

- Это зависит в первую очередь от нехватки людей, на которых ты как балетмейстер тратишь свое время и энергию. Долгое время я был единственным исполнителем своих произведений...

- По весомости идей, сценическому имиджу вы, несмотря на молодость, воспринимаетесь опытным мастером!

- Лучше, когда идеи приходят смолоду. А потом идет их разработка.

- Очевидно, это и создает впечатление зрелой и вполне профессиональной работы. Какая направленность ваших постановок?

- Я считаю, что публику нужно уважать и даже серьезные темы преподносить легко и непринужденно. Это мое правило номер один.

- Прямо по Дейлу Карнеги! Это редкий дар - говорить о сложном просто и доступно...

- Чтобы создавать балеты на глубокие темы, надо быть прежде всего философом..

- Вы учились в Московском хореографическом училище... Как, под влиянием чего, рядом с кем проходило становление вашего творческого «Я»?

- У нас подобралась необычайно творческая компания. Мы ставили пьесы, балеты... Для себя, своего круга. Все рождалось спонтанно - в холе, в классе, одной из комнат. Вначале мы просто импровизировали, потом увлеклись классикой... Исполняли свои же ребята.

- О подобной творческой обстановке можно только мечтать! Кто был в то время вашим любимым актером - драматическим и балетным?

- Я обожал в драме Демидову, Чурикову... А из балетных - конечно же Майя Плисецкая - она была недосягаема! Очень много тогда танцевала: «Чайку», «Анну Каренину», «Гибель розы», «Кармен» - балет, который я старался вообще не пропускать!..

- Как у вас сложилась жизнь после окончания училища?

- Я очень хотел остаться в Москве. Не удалось, поскольку не было прописки. Это было для меня большой трагедией... Я очень переживал, ведь я успел сродниться с Москвой. Вернулся в Киев (это был год Чернобыля) и пришел к Валерию Ковтуну - в то время главному балетмейстеру национальной оперы. Просмотрев меня, Ковтун сказал: «Беру». Я благодарен ему за то, что он не побоялся и в первом же сезоне дал мне возможность испытать себя в сольных партиях.

- Удовлетворение работой компенсировало в какой-то степени вашу тоску по Москве?

- Конечно, испытывал ностальгию, так как все мои друзья остались в Москве. Вскоре сняли с должности В.Ковтуна. Я считаю, что для театра это было трагическим событием. Театр, который был тогда на подъеме, потерял высокого профессионала. А потом постепенно начался «развал»...

- Кто был вашим репетитором в Киевском театре?

- После Валерия Ковтуна со мной стала работать Ираида Лукашева. Это - тонкий специалист-репетитор. Совсем не диктатор. Страстная, увлеченная, Лукашова была человеком настроения. Когда она загоралась, работать с ней становилось необыкновенно интересно. Когда же она покинула театр, я перешел к Алле Лагоде. Творческий контакт с ней мне был очень полезен в смысле овладения техникой «напора» на сцене. Ведь без этого - нельзя! Она меня научила смело «идти» на публику, не боятся сцены, помогла раскрыться в полной мере. Кроме этого, Лагода стала вывозить группы танцовщиков после длительного перерыва за рубеж с концертными программами. Благодаря ей в программу одной из них во время гастролей по Франции был включен мой первый «Дуэт-буфф».

- Таким образом, вы стали «неофициальным» балетмейстером, который был всегда «под рукой». Кто из профессионалов проявлял к вам как балетмейстеру интерес или внимание?

- Работая в театре, я участвовал в качестве балетмейстера в вечерах творческой молодежи, благотворительных концертах для сирот... Но по большому счету во мне заинтересованности не было.

- На протяжении трех лет вы успешно работали в труппе Виннипегского Королевского балета. В чем ценность этого творческого периода для вас?

- Я очень доволен тем, что мне удалось повстречаться (не только видеть, но и принимать участие!) с огромным количеством западной хореографии. Я познакомился на практике с творчеством таких известных современных балетмейстеров, как Энтони Тюдор, Руди ван Данциг, Джон Ноймайер... Кроме этого, я имел возможность ежегодно показывать свои новые работы, которые исполнялись на большой сцене профессиональными актерами. В Канаде ежегодно проходят концерты под девизом «Fast forward», т.е. когда любой может ставить все что угодно - компания оплачивает любые постановки и все расходы на костюмы, декорации и т. п. И хотя я с трудом успевал подготовиться к этим концертам, очень старался, так как понимал, что это для меня не только уникальная практика, но и к тому же редкая возможность, которая предоставляется далеко не везде!

- Виннипегский период позади. Мы рады видеть вас в Киеве. Ваши планы, идеи, настроения?

- Я настроен по-боевому! Накопил много разной музыки, которую хочу использовать в своих будущих постановках. Хотел бы завершить свои старые задумки.

В конце 1994 года в Национальной опере Украины, к радости почитателей искусства балета, с большим успехом состоялся блистательный дебют молодого мастера. У себя на родине. За спектакль «Вечер новых балетов» балетмейстер Алексей Ратманский был удостоен ежегодной театральной премии «Киевская пектораль-95».

Алла Лагода, народная артистка Украины:

«Для Киева это беспрецедентный случай - такой молодой балетмейстер поставил вечер современной хореографии. Это событие в балетной жизни Киева! Я горжусь тем, что Алексей, который был в какой-то степени моим учеником, вырос в личность яркую и талантливую. Как балетмейстер он владеет современным языком, оригинальным стилем.

Сергей Бондур, заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов:

«Алексей Ратманский - балетмейстер новой формации. Стиль его хореографии - неоклассика. Он обладает чувством меры, изысканным вкусом. Это тонкий и умный балетмейстер. Я чувствую себя очень комфортно в стихии его хореографии, понимаю его язык. Музыка его произведений неизбита, сюжетная линия выстроена логично, в ней нет длиннот и пустот. Алексей Ратманский молод и талантлив. Этого балетмейстера ждет большое будущее».

Алла Рубина, заслуженная артистка Украины:

«Мне очень нравится Алексей Ратманский своей свободой взглядов, оторванностью от тягучего, обыденного мышления. Много почерпнув, работая на Западе, он привносит в нашу жизнь рафинированность, элитарность»

Прошел ровно год... Сомнений не было в том, что славная традиция ежегодных (хотя бы!) авторских вечеров балетмейстера Алексея Ратманского, ставшего уже любимым и популярным в Киеве, будет продолжена. Надеемся, что долгожданный «Вечер балетов» Алексея Ратманского, который состоится 10 января на сцене Национальной оперы Украины, станет великолепным новогодним сюрпризом для почитателей искусства балета.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме