ЖЕНСКИЙ ГОД НА САНДАНСКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ

11 февраля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 11 февраля-18 февраля

Санданский кинофестиваль открывался в тот же день, когда стали известны обладатели награды «Золотой глобус»...

Санданский кинофестиваль открывался в тот же день, когда стали известны обладатели награды «Золотой глобус». Тем не менее никаких повторов ни в номинациях, ни в участниках и быть не могло, так как речь идет о многолетнем противостоянии независимого кинематографа кинематографу коммерческому. Если же говорить более конкретно, то именно Санданский кинофестиваль считается своеобразным центром антиголливудской активности.

Впрочем, даже организаторы признают, что понятие «независимый кинематограф» в достаточной степени является романтической абстракцией: уж слишком дорогостоящим оказывается процесс создания пусть даже и малобюджетного фильма. Хотя именно в последнее время надежды на появление истинно независимого кинотворчества весьма окрепли с появлением новых технологий высококачественной цифровой видеотехники, которая действительно позволяет добиваться отличных результатов при весьма скромных капиталовложениях.

Огромное количество работ, представленных на фестиваль, свидетельствует о небывалой популярности независимого кинематографа. Прежде всего среди самих режиссеров. По образному выражению американского кинокритика Рика Лимана, сейчас практически каждый хочет стать создателем киношедевра. Поэтому членам жюри было достаточно трудно выбрать лучшие работы среди 1700 картин, представленных на конкурс. Тем более что нынешний фестиваль стал беспрецедентным в еще одном неожиданном аспекте: 26 процентов картин создали женщины. А среди 113 лент, отобранных для показа в дни фестиваля, «женских» было уже почти 35 процентов. Последний факт свидетельствует о том, что женщины берут не столько количеством, сколько качеством. Впрочем, Джеффри Гилмор, сопредседатель кинофестиваля, ответственный за составление программы показов, оценивает эту ситуацию несколько по-другому: «У нас всегда была значительной часть кинопродукции, представленной женщинами. И свежим веянием в этом отношении можно считать не их количественный показатель, а возросшую глубину и полноту их работ. А это весьма обнадеживающий показатель для всего кинематографа».

Закономерным результатом повышения качественных и количественных показателей произведений «женского» кинематографа стало присуждение главного приза картине «Женская борьба» режиссера Карин Кусама. Этот приз ей пришлось разделить с лентой «Вы можете на меня рассчитывать» Кеннета Лонергана. Правда, критики с удивлением отмечают, что первая картина, принадлежащая «кисти» женщины, отличается излишней жесткостью, если не сказать провоцирующей грубостью, тогда как вторая, созданная мужчиной, является романтической комедийной драмой, овеянной флером завораживающего шика. Может, наконец-то пришло время оценивать художественные произведения без поправки на половую принадлежность?

Впрочем, поборники «женского» кинематографа все же почувствовали себя несколько разочарованными, так как отличная лента «Что готовится?», получившая похвальные рецензии многих кинокритиков, осталась проигнорированной членами жюри. Режиссер и соавтор сценария Гуриндер Чадха, англичанка индийского происхождения, хорошо известна в Америке. Наибольший успех ей принесла снятая в 1993 году комедия «Баджи на пляже». Кроме того, Чадха вовсе не является чужеродным элементом в американской культуре, так как поровну делит свое время и творчество между Лондоном и Лос-Анджелесом. Ее новая работа как раз и посвящена чисто американской традиции — семейному застолью на День Благодарения, которой разные семьи придерживаются весьма своеобразно с учетом своих национальных и индивидуальных особенностей. По словам Джеффри Гилмора, этот фильм представляет собой «великолепный гобелен, сотканный из любви и ненависти, сходства и различий, являющийся замечательной иллюстрацией меняющейся на глазах Америки». Кроме того, по мнению Гилмора, очень многие пытались соединить в одном художественном фильме несколько отдельных миниатюр, но лишь очень немногим удавалось это сделать достаточно убедительно. И Гуриндер Чадха, несомненно, занимает едва ли не самое достойное место среди этих немногих. Жаль только, что она не заняла достойного места среди награжденных.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно