«ЖАВОРОНОК»

7 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 7 мая-14 мая

Время, в котором мы живем, отмечено утратой многого. Как для человека, занимающегося искусством, для меня наиболее тревожна тенденция утраты духовной содержательности нашей с вами жизни...

Время, в котором мы живем, отмечено утратой многого. Как для человека, занимающегося искусством, для меня наиболее тревожна тенденция утраты духовной содержательности нашей с вами жизни. Общение с телеэкраном, столь значимое для большинства, сосредоточилось в основном в квадрате со сторонами: нескончаемый сериал - хит-парад - американское кино - развлекаловка. Пустоватый квадрат, по правде говоря. Если прежде мы с нетерпением ждали телевизионных встреч с первыми умницами страны, теперь на смену им пришли совсем другие люди и занялись нашим с вами досугом. Для многих, допускаю, они славные ребята (тот же Филимонов из «Джентльмен-шоу», или Сивоха из «Як стати зіркою»), но дело все в том, что эти передачи формирования каких-либо запросов не предполагают. Кажется порой, что в сгущающейся атмосфере духовной дистрофии пробиться к восприятию чего-то действительно серьезного и глубокого будет проблематично.

Как событие радостное и обнадеживающее, был воспринят мной спектакль «Жаворонок» в Учебном театре Киевского института театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого. Я увидел талантливых молодых людей, увлеченно погруженных в духовное созидание по-современному ощущающих проблематику времени и человека. Они сумели полностью овладеть вниманием достаточно юного по возрасту зрителя, заставив его в звенящей тишине вникать в насыщенный мыслями текст драматурга, смеяться и плакать. Если говорить о главном постспектакльном чувстве, это чувство внутренней радости: у нас есть и серьезная творческая молодежь, и зритель способен к серьезному духовному восприятию.

Режиссер-постановщик (он же художественный руководитель курса) Ю.Высоцкий выбрал для постановки пьесу далеко не самоигральную. «Жаворонок» - пьеса о Жанне д'Арк. К тому же написанная в жанре интеллектуальной драмы, взаимоотношения с которой у нашей режиссуры и актерства всегда были достаточно натянутыми. В пьесе Ануйя режиссер увидел возможность говорить о вещах непреходящих.

Сколь бы увлекателен ни был замысел режиссера, он должен реализоваться в актере. Отдам должное молодым исполнителям, они находятся на уровне режиссерского замысла. Молодые играют умно, прекрасно ведут диалог, существуют органично и наполненно. Они искренни и заразительны, современны и содержательны. Неудачно сыгранных ролей в спектакле нет, хотя в нем заняты студенты первого и второго курсов.

Наиболее значительной актерской удачей является образ Жанны д'Арк в исполнении Ирины Новак. В соответствии с замыслом драматурга режиссер вместе с молодой актрисой отходят от канонического образа Девы-воительницы, духовное содержание жизни которой исчерпывается одной идеей. Жанна у И.Новак - образ многомерный. Она может быть озорной и строгой, простой и исполненной сознания величия своего дела, волевой и растерянной, мужественной и пребывающей в страхе. Молодая актриса демонстрирует блестящую пластическую подготовку, смело выполняя сложнейшие мизансцены. Жанна у И.Новак лишена хрестоматийной однозначности, это образ живой и близкий, в нем живет не слепая, но мудрая вера в способность человека подняться над обстоятельствами, над своими слабостями.

Еще одна удача спектакля - Кошон в исполнении М.Шикулы. Молодой человек играет возрастную роль и при этом достигает подлинного внутреннего перевоплощения. Образ Кошона - принципиален для Ануйя. Прискорбный для французов факт - в условиях английской оккупации Жанна д'Арк была судима самими же французами - драматург пытается сгладить, создавая образ главного судьи, проникнутого страстным желанием спасти душу Девы. В известном смысле драматург идет против исторической правды, дабы сохранить у нации самоуважение к самой себе. Весьма поучительный для нас урок - взаимоотношений с собственной историей. Кошон у М.Шикулы - человек знающий, что участвует в деле неправедном, верящий Жанне, для которого она может быть непослушной дочерью, человеком-легендой, близким другом.

Очень интересна роль Карла у М.Максимюка. Нервный и растерянный вначале, энергией Жанны он превращается в уверенного и бесстрашного короля. Но волей драматурга Карл предстанет перед нами еще и как трусливый предатель с болезненным самолюбием. Во всех этих проявлениях М.Максимюк сохраняет цельность создаваемого образа, он убедителен и страстен.

Роль капитана Бодрикура играет В.Лупитько. Играет с упоением, лицедействует в самом хорошем смысле слова, остро и смело. Циничный развратник, самодур, весьма недалекий грубиян - разве может такой образ стать любимцем публики. А именно так происходит на спектакле. У В.Лупитько сильный темперамент, хорошее чувство юмора. Хочется верить, что молодой актер еще скажет свое слово.

Художнику спектакля А.Гавришу удалось найти зримые образы, раскрывающие поэтику «Жаворонка». И обгоревшее дерево с веночком на авансцене - место детских мечтаний Жанны, и вязанки хвороста, из которых образуется то корона, то камера заточения, то венок Памяти, в изобретательном режиссерском финале. Великолепна придумка с детскими качелями в глубине сцены. В самом начале спектакля эти качели с деревянной игрушечной лошадкой качнутся, как бы тронутые энергией воспоминания Жанны о безоблачном детстве. Образ точный по быту и поэтичный по сути. Но режиссер с художником доводят его до логического завершения в финале спектакля. По драматургу актеры, влюбленные в образ Жанны, не желая заканчивать пьесу сожжением Орлеанской девы, воспроизводят сцену коронации короля Карла. И здесь режиссер, ничего не изменяя в тексте, следует за логикой молодости участников спектакля, которая церемоний не любит, она рвется к поступкам и свершениям. И, преобразившись в войско Жанны, они несутся в упоительной атаке. А над ними на тех самых детских качелях, раскачиваемых неведомой силой, просветленная и счастливая Жанна д'Арк.

В спектакле прекрасно подобрана музыка (музоформление доцента Г.Филькевич). По правде говоря, для меня состоялось как бы новое открытие «Времен года» А.Вивальди. Мелодии, казалось бы, давно известные, введенные в ткань спектакля, обогащая его содержание, сами приобретают новое наполнение.

Пьесу «Жаворонок» играет поколение, привыкшее ходить в джинсах, в них они и остаются, костюмируя себя лишь до пояса. Это оригинально и соответствует духу театральности.

«Жаворонок» в Учебном театре Театрального института - спектакль, конечно же, учебный, но это уровень очень удачного спектакля в хорошем профессиональном театре. Могу выразить лишь одно сожаление - как и все спектакли Учебного театра, он прекратит существование в конце учебного года. А жаль. Но пока спектакль еще идет, советую его посмотреть. Не пожалеете...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно