ЗЕМЛЯ ЦВЕТА КРОВИ

Поделиться
Киевский Дом кино давно не видел такого наплыва желающих посмотреть новый фильм, как в тот январск...

Киевский Дом кино давно не видел такого наплыва желающих посмотреть новый фильм, как в тот январский день 2002 года, когда здесь впервые демонстрировали «Красную землю» режиссера Сергея Буковского и оператора Эдуарда Тимлина (киностудия «Кинематографист»). Обычно привлечь интерес публики к документальному кино авторам удается лишь в тех редких случаях, когда они снимают нечто не виданное никем. А что сверхординарного могли увидеть киевские документалисты, проведя месяц на глухом украинском хуторке в Бразилии?..

Как выяснилось, ничего. Более того — все попытки поохотиться за местной экзотикой режиссером были отвергнуты изначально. Его внимание привлекла семья, которую и бедной можно назвать только в качестве комплимента. Достаточно сказать, что в ней не знают о... существовании кино, телевидения, здесь дети не ходят в школу и уже несколько поколений этих бразильских украинцев не умеют читать и писать. Впрочем, все достижения цивилизации им и ни к чему, так как вся жизнь многодетной семьи сосредоточена на борьбе с буйной природой, агрессивно наступающей на небольшой участок очищенной от зарослей земли — единственного завоевания этих людей. Итог беспросветной борьбы красноречив — всмотритесь в их лица в финале, когда семья собралась за обеденным столом. Они уже обходятся без ложек. Такое впечатление — еще несколько поколений и эти люди разучатся говорить...

Кстати, в фильме почти нет слов. Лишь проникновенная танцевальная музыка, написанная к ленте неисчерпаемым Вадимом Храпачевым, режущей душу нотой входит в ткань фильма на украинской свадьбе в начале и далее сопровождает героев в бесхитростных поворотах жизни.

Понимаю реакцию зрителей, в частности депутата Верховной Рады Виктора Суслова, который после просмотра искренне удивлялся одному: ну почему в далекой Бразилии кинематографисты выбрали именно эту семью — явно не образец успеха и процветания представителя Украины за рубежом?

Не пойму, зачем надо было ездить в Бразилию? — говорили другие. — Чтобы снять украинцев, которые борются с невзгодами с утра до вечера, достаточно чуть отъехать от Киева. Народ доведен здесь до вполне бразильского состояния...

Режиссер на просмотре и не пытался помочь зрителям, оставив им самим разгадывать экранный ребус. Лишь раз позволил себе пошутить, начиная выступление, попросив не задавать вопрос «много ли в Бразилии диких обезьян». Возможно, шутка дает ключ к пониманию фильма — зрителя после окончания не покидает чувство, что ему показали, как собратья превращаются в стаю диких обезьян. А дивная бразильская природа — не предмет для умиленного любования, а лишь естественный полигон для этого обратного дарвиновского превращения. Камера в руках неувядающего Эдуарда Тимлина рисует это чудо...

Зал был искренне растерян. Не помню, чтобы хоть какая-то картина вызывала у зрителей столько противоречивых ассоциаций. В зале нашлось немало потрясенных людей, которых от увиденного даже охватили патриотические чувства: «Боже, мы никому в мире не нужны! Надо сидеть здесь, в Украине, доводить все до ума, потому что на чужбине нас ждет вот такое превращение в обезьян!»

Представляю, в каком сложном положении оказалась Анна Чмиль, благословившая создание этого фильма. По телефону Анна Павловна мне сказала, что о фильме наслышалась всякого, но тем не менее уверена — это настоящее искусство. И далее слова, которых от нее не ожидал: «После фильма я подумала — зачем вся эта наша суета? Смотри — люди попали во враждебную, невероятно трудную среду, но взяли в руки мачете, отвоевали наперекор дикой природе площадку для жизни, и они по-настоящему счастливы, потому что самодостаточны. Это фильм о простом бесхитростном счастье. Кстати, на такое счастье не нужно смотреть свысока с точки зрения человека, стоящего на эскалаторе цивилизации, потому что здесь все сделано своими руками и у человека есть основания для чистой радости».

Вот уже добрых пятнадцать лет Сергей Буковский удивляет коллег и зрителей своим видением мира. Многие замечательные украинские документалисты не нашли себя в «послеперестроечной» жизни. Не хватило малого — серьезной жизненной установки, позволяющей открывать неизвестные пласты жизни. Сергею это удалось. К тому же для Буковского каждая новая работа всегда была поводом для испытания иной кинематографической формы, а не конвейером для изготовления копий по хорошо освоенным правилам документалистики...

Зритель может восхититься забытой у нас в последние годы чистотой звука, прекрасно работающими шумами. Художник настолько насыщает все энергетикой своей души, что уже не поворачивается язык сказать: перед нами документ. Увы, не документ, а произведение искусства! Впрочем, может быть, именно такое кино прокладывает одну из тропок, по которым документалистам удастся оторваться от энергично наступающих телевизионщиков? Ведь те уже освоили едва ли не все ниши, в которых ранее преуспевали кинодокументалисты. Многие уже всерьез сомневаются в перспективах их существования... Открывает ли Сергей дверь в будущее?

Не берусь однозначно ответить на этот вопрос, но, думаю, не особенно рискую, когда предскажу, что «Красной земле» суждено получить главные призы на самых престижных кинофестивалях.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме