ЗАНЬКОВЧАНСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

23 января, 2004, 00:00 Распечатать

В Новый год Львовский театр имени Марии Заньковецкой вступал, как водится, с подарками — премьерами...

В Новый год Львовский театр имени Марии Заньковецкой вступал, как водится, с подарками — премьерами. В ноябре зрители увидели «Кайдашеву сім’ю» Ивана Нечуя-Левицкого и «Квартет» Рональда Харвуда, а в конце декабря — начале января «Милый друг» Ги де Мопассана. А вообще Национальный академический украинский драматический театр им. М.Заньковецкой всегда был легким на премьерный подъем, хотя чего это ему стоит, остается за кадром. Делается это не ради каких-то рекордов, личных амбиций, а прежде всего для того, чтобы дать «свежую пищу» зрителю, заставляющую подумать, поразмышлять. Неинтересно и для коллектива топтаться на месте, накатывать проигранные ситуации. В соавторстве со своими почитателями коллектив стремится непрестанно творить новое, ощущая в этом потребность и веление времени.

В связи с этим показательной была постановка пьесы современного английского драматурга Рональда Харвуда «Квартет». Это ансамблевая пьеса (что в наших театрах само по себе бывает не так уж и часто), рассчитанная на четырех действующих лиц, актеров преклонного возраста. Действие происходит в доме престарелых, где проживают люди творческих профессий. В данном случае в этом доме «скорби и угнетения» встретились бывшие звезды первой величины, некогда блиставшие на оперной сцене. Их жизнь, яркая, насыщенная, востребованная, в славе и почете, осталась в прошлом. В реальности — болезни, одиночество и разбитое сердце, хотя они не хотят и не могут смириться с тем, что все уже позади. Поэтому продолжают играть в свое видимое благополучие, прекрасно понимая, что это ширма. Автор, превосходно зная природу театра, его законы, тонко моделирует и высвечивает эту трагическую ноту, заложенную в самой сути актерской профессии: Олимп, яркий шлейф побед и практически полное забытье, отстраненность от жизни, которой они служили так преданно. И это — трагедия реальная, из которой пожилые люди публичных творческих профессий очень часто не находят выхода. Хотя герои пьесы, благодаря именно своей профессии, оживают и находят применение своим талантам в новых обстоятельствах. Они объединяются в своем творчестве при подготовке концерта, посвященного Верди, для всех обитателей дома престарелых. И воскресают, несмотря на то, что звучат уже не их собственные голоса, а давние фонограммы, но сам выход на сцену, соприкосновение с бывшей профессией вдыхает в них силы и новые надежды. В мировом театральном репертуаре немного пьес, в которых могут реализоваться именно актеры с большим жизненным опытом и огромным творческим багажом. Хотя они полны желания играть, ролей для них очень мало. Поэтому с таким энтузиазмом взялись за работу под руководством молодого режиссера Владимира Борисяка звезды театра им. Заньковецкой — народные артисты Украины Александр Гринько, Борис Мирус, Святослав Максимчук, заслуженные артисты — Екатерина Хомяк, Любовь Каганова, Алла Корниенко, Юрий Брилинский. Они играют практически самих себя. Играют проникновенно, правдиво и безысходно, имея тот «багаж» и те переживания, о которых говорится в пьесе. Просто так сыграть это на сцене невозможно.

Обновленной, живой, современной предстала в постановке режиссера Вадима Сикорского и классическая трагикомедия Нечуя-Левицкого «Кайдашева сім’я». Мы привыкли видеть в сценической постановке пьесы скорее не ее глубинный, философский и очень серьезный смысл, а некие развлекательные элементы: колоритные сцены с использованием определенной лексики, битьем горшков, пьяными «теревенями», шумом, гамом и прочим, вызывающим у зрителя не просто приятное, ни к чему не обязывающее восприятие, а восторг. А ведь в этой пьесе И.Нечуй-Левицкий поднимает очень серьезную проблему о судьбе украинского народа, вернее, о причинах такой судьбы. И хотя вопрос звучит риторически, но он поставлен и обходить его, превращая проблему в шоу, неправильно. К серьезному прочтению произведения и осмысления его призывает сценический вариант пьесы, предложенный Вадимом Сикорским. И нынешний зритель не отмахивается от этой серьезности, воспринимает ее при всей видимой и очень яркой национальной выраженности и комедийности ситуации. Это и было главной целью театра в постановке пьесы. Отрадно, и это отмечают заньковчане, что на пьесу идет молодежь, и не потому лишь, что ее «проходят» по учебной программе. На фоне нынешней далеко не духовной продукции, предназначенной для «вскармливания» молодых умов, такие произведения, несущие народную мудрость, для многих становятся и откровением, и прозрением, и воспитанием патриотизма, как это ни парадоксально звучит сегодня. Театр заботится о воспитании своего настоящего и будущего зрителя.

Активно приобщает коллектив своих почитателей и к лучшим образцам мирового творчества, чтобы в этом контексте люди, приходящие в театр, смогли лучше разглядеть и прочувствовать собственную национальную культуру, ее достояние. Так, последней премьерой 2003 года и первой 2004-го стала постановка по роману Ги де Мопассана «Милый друг» в сценическом варианте и режиссуре народной артистки Украины Аллы Бабенко. Алла Григорьевна часто берется за большие эпические полотна великих мастеров пера, глубоко изучает их, а потом пропускает через свое глубокое режиссерское видение, чтобы затем вынести на сцену и сделать достоянием широкой публики. Ведь не секрет, что мы мало в большинстве своем читаем художественной литературы, не знаем того, что должны бы знать. Поэтому театр берет на себя сегодня и функцию просветительскую. Алла Бабенко делает это успешно. Львовский зритель помнит и до сих пор с большим интересом приходит посмотреть Чехова в ее постановке — «Вишневый сад», «Даму с собачкой». А теперь вот и Мопассан воспроизведен на заньковчанской сцене. И это не просто череда событий, лиц, пикантных ситуаций, а вновь, как во всем творчестве режиссера, отточенный психологизм, проникновение в суть поступков и мыслей героев с подачи великолепно играющих ведущих актеров, что в совокупности сделало большое полотно Мопассана действительно театральным действом, побуждающим к глубоким размышлениям.

— Хочется верить, — говорит заведующая литературной частью театра Мирослава Оверчук, — что после просмотра пьесы ко многим придет желание полнее познакомиться с творчеством этого и других классиков мировой литературы. А у нас уже готовится новая премьера. В феврале художественный руководитель театра, народный артист Украины Федор Стригун представит на суд зрителей свою инсценировку шедевра украинской и мировой классики — поэму Леси Украинки «Оргия». К сожалению, наш народ своей классики и национальных шедевров, равных мировым, не знает. Это одна из причин, побудивших Ф.Стригуна к постановке произведения Л.Украинки на заньковчанской сцене. Все остальное зритель скоро увидит сам.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно