Заграница нам покажет. Столица обрастает летними киносмотрами

12 июня, 2009, 12:53 Распечатать

Первый летний месяц был отмечен в Киеве не только Первым международным кинофестивалем (Богдана Ступки), но и рядом интереснейших программ зарубежного «антимейнстримного» кино...

Первый летний месяц был отмечен в Киеве не только Первым международным кинофестивалем (Богдана Ступки), но и рядом интереснейших программ зарубежного «антимейнстримного» кино. На Фестивале турецкого кино представлено пять картин. Фестиваль европейского кино демонстрировал фильмы из 16 стран ЕС. И еще завершающийся «Летний сезон культового кино» (по 18 июня), в программе которого четыре яркие экранизации мировых бестселлеров.

Турецкая киноотрасль не чета нашей: у турков больше половины лидеров проката именно национальные ленты. Они дают более 50% прокатных сборов (картины отечественного производства заняли первые пять мест в ТОП-10 как наиболее популярные фильмы среди населения Турции). В прошлом году «Три обезьяны» Джейлана награждены в Канне призом за режиссуру, «Ящик Пандоры» турчанки Йесим Устаглу победил в Локарно, а «Молоко» Семиха Капланоглу участвовало в венецианском конкурсе.

90% турецких кинопроектов сняты, исходя из частной инициативы. Что же послужило толчком к такому кинопрогрессу, если по популярности национального кино Турция на четвертом месте после Индии, США и Франции?

Если в 2005-м было снято 13 фильмов, то в 2008-м — 52. Тем самым продано 36 млн. билетов на 3400 киносеансов. Причем билеты в турецкие кинотеатры, которые находятся преимущественно в развлекательных центрах, отнюдь не дешевые — от семи до 15 долларов.

Инициатор проведения «Недели турецкого кино в Киеве» — Фонд кино и аудиовизуальной культуры Турции TURSAK.

— На этапе съемок невозможно представить, по какому принципу тот или иной фильм станет успешным. Скажу лишь, что наш кинематограф воплощает культуру всего турецкого народа, — говорит глава этого фонда Энгин Йигитгиль. — В последние годы в Турции снимается много фильмов на частные бюджеты. Налоговых преференций на кино в Турции нет. Несмотря на это, заниматься кинобизнесом у нас выгодно: продюсер на одном вложенном долларе зарабатывает шесть долларов, тем самым увеличивая свою прибыль. Да, в 90-х годах в Турции наблюдался отход от национального кинематографа. Потом режиссеры поняли, что нужно снимать понятные для большинства ленты. Наступила переломная точка и в восприятии турками родного кино. Потребовалось целых десять лет, чтобы приблизиться к своему зрителю. Поэтому наши фильмы и привлекают внимание людей, особенно если они о народных героях или космических приключениях.

И все-таки ключевое жанровое направление национального кинотворчества Турции — мелодрамы, очевидно, от природной сентиментальности турок.

Например, фильм «Белый ангел» режиссера Махсуна Кырмызыгюля (победитель 2008-го на международном фестивале WorldFest, Хьюстон, США). Это трогательная история об обитателях дома престарелых в Стамбуле. Также в ленте «прописана» турецко-курдская линия (в лице старого лидера курдского поселения Мало Ахмета, который случайно оказывается в доме для престарелых и там сталкивается с жестокостью жизни). Пожилые люди оставлены на произвол судьбы в ожидании смерти. А старость и смерть не различают национальной принадлежности. Красной строкой в картине — традиции, семейные ценности и уважение к предкам в провинциальной Анатолии. «Белый ангел» — фильм тяжелый, но светлый. Лента имела в Турции успех и даже способствовала благому делу: для многих турецких домов престарелых увеличили финансирование.

Среди представленных на фестивале лент — «Интернационал» (реж. Сырры Сюрйя Ондер и Мухаррем Гюлмез). Картину сложно отнести к какому-нибудь определенному жанру. Это и драма, и трагикомедия, и мелодрама одновременно. Действие — Турция 80-х, где царит военный режим. Музыкантам запрещается играть некоторые песни. Но группа энтузиастов все же решает сколотить военный оркестр для встречи высокопоставленного начальника. В картине много смешных ситуаций, но есть и откровенно грустные.

Не оставили зрителей равнодушными и другие фильмы киевского фестиваля — «Счастье» (реж. Абдулах Огуз), «Мой Марлон и Брандо» (реж. Хусейн Карабей), «Отец и сын» (реж. Чаган Ырмак). Это обычные эмоциональные истории, где финал можно предугадать уже на двенадцатой минуте. К тому же эти ленты так дополнены музыкальным турецким колоритом, что в конце трудно не расплакаться, несмотря на сюжетную предсказуемость.

***

На днях в Киеве завершился и Фестиваль европейского кино. В кинотеатрах «Украина» и «Киев» показали избранные картины европейских кинематографистов. Но привезли далеко не все новинки. В программе только хиты проката с богатой фестивальной историей. В каждый фестивальный вечер было показано по два новых фильма.

Фильм-открытие — «Сердца» Алана Рене (Франция), снискавший целый сонм наград: восемь номинаций на премию «Сезар» и «Серебряного льва» Венецианского МКФ. Действующие лица — семеро парижан, которых объединяет боязнь одиночества.

В киноеврофесте и такие ленты, как «Хроники обыкновенного безумия» Петра Зеленки (Чехия), «Целуй меня» Антониу Куньи Телеша (Португалия), «Я кричу «Мороженое!» Юкселя Аксу (Турция), «Икотка» Журжа Палфи (Венгрия), а также фаворит и хит программы — «Дзифт» Явора Гардева (Болгария).

Был показан киевским зрителям и украинский фильм Las Meninas (реж. Игорь Подольчак).

***

И наконец организованный компанией «Артхауз Трафик» еще незавершившийся «Летний сезон культового кино». В программе — четыре шумные экранизации мировых бестселлеров. Старт фестивалю задал фильм «Удушье» Кларка Грегга: некая «черная комедия по одноименному роману Чака Паланика». Кинокритики назвали ленту «антисексом в большом городе» и «остроумной трешевой сказкой для самых взрослых». Далее «Гоморра» Маттео Гарроне (США) — «самая правдивая история об итальянской мафии». Список ее наград говорит сам за себя: Гран-при Каннского международного кинофестиваля, пять наград Европейской киноакадемии и «Серебряный Хьюго» за лучший сценарий на Международном кинофестивале в Чикаго.

Еще в программе «Класс» Лорана Канте (Франция): «педагогическая поэма» о подготовке к Новому году в «трудной» средней школе. По мнению критиков, это «пронзительное наблюдение за современной школой, «взорванной» проблемой многонациональных предместий».

В финале фестиваля (18 июня) будет показана британско-итальянская психологическая драма «Генуя» (реж. Майкл Уинтерботтом) с Колином Фертом в главной роли. Фильм уже получил Серебряную раковину кинофестиваля в Сан-Себастьяне и Приз жюри на кинофестивале в Таллинне. Это психологически сложная и тонкая картина, удивительная история в лучших традициях мистической готики от режиссера «9 песен».

Можно сказать, что эти столичные фестивали совершенно не противоречили друг другу: и турецкий микс, и кино «усталой» Европы, и, конечно же, кино для избранных.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно