«ЙОРОДЗУ КЕГЕН» — ДРЕВНИЙ СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТР

6 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 6 октября-13 октября

Страна, украсившая на географической карте самый краешек азиатского континента разновеликой жемчужной россыпью островов, — Япония...

Страна, украсившая на географической карте самый краешек азиатского континента разновеликой жемчужной россыпью островов, — Япония. Во все времена ее древняя культура, удивительная природа которой базируется на философии созерцательности, привлекала к себе внимание тонких ценителей экзотики. Ошеломив мир во второй половине уходящего века своими технико-экономическими рекордами, она делает все больше людей ценителями своих неповторимых культурных ценностей.

Одно из ярких явлений этой культуры — театр кеген. Комедийный театр диалога и пантомимы. Его пьесы игрались в антрактах спектаклей театра, но лирического театра песни и танца, представления которого разыгрывались, в свою очередь, в антрактах театра кеген. Они разделились потом, но оба театра уходят корнями в народные представления саругаку, поэтому у них осталась общая базовая техника, касающаяся музыки и манеры исполнения.

Театр кеген на протяжении своей долгой истории — более 600 лет — знал взлеты и падения, но традиционно был театром «семейным». А семья свято берегла три семейные реликвии — рикуци (рукописи пьес кегена, передающиеся от поколения к поколению на протяжении нескольких столетий), сорей (традиционные маски, костюмы, реквизит) и исе (символика семьи).

Театром, приехавшим к нам на гастроли, руководит сегодня сорокалетний Номура Маннодзе. Наследник семьи Мандзо, он впервые вышел на сцену в возрасте трех лет, а старинному театральному искусству учился у своего деда Мандзо VI и отца Мандзо VII, носящими почетное звание «Живой национальный клад». Номура Маннодзе — человек всесторонне образованный, и диапазон его творческих интересов очень широк — от классических пьес до современных драм и кино. Это не мешает ему хранить традиции, представляя миру древнее искусство театра кеген. Его подробный рассказ о театре, прозвучавший объемной увертюрой к самому представлению, умение наладить контакт с незнакомым и, чего греха таить, мало сведущим в искусстве кеген зрителем, поразил зал едва ли не больше, чем само представление.

Конечно, отсутствие в спектаклях масок и реквизита, каждый из которых, судя по фрагментарному представлению Номура, — тончайшее произведение искусства, сказались на общем зрительском восприятии, но это не мешало радости знакомства и собственных открытий. Кеген, как и древнегреческий театр, и итальянский комедия дель арте, базируется на постоянных персонажах, скрывающихся за знакомыми масками, и, несмотря на тексты пьес, на актерской импровизации. Как в сущности мала наша густонаселенная планета и как едины мы все в своих истоках...

Остается сказать, что это взаимное узнавание подарили киевлянам Посольство Японии в Украине, Японский фонд, при содействии фонда «Дальний Восток», за что всем им — низкий поклон.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно