ЯНВАРЬ ГОД НАЧИНАЕТ, ЗИМУ ВЕЛИЧАЕТ

30 декабря, 1994, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 30 декабря-6 января

Новый год - один из главных праздников в жизни человека, одно из главных событий. Особый смысл этому празднику придает магия первого дня, начала...

Новый год - один из главных праздников в жизни человека, одно из главных событий. Особый смысл этому празднику придает магия первого дня, начала. Отсюда приметы, правила поведения, касающиеся 1 января (первого дня нового года):

Если первый день в году веселый, счастливый, то и год будет таким.

Если на Новый год что-либо случится с человеком, то же будет происходить с ним целый Год.

Если на Новый год гости, значит, целый год будут гости.

На Новый год ожидали в гости первым молодого мужчину - считали, что тогда год будет удачным. Старики старались в этот день не ходить в гости.

Девушки в первый день нового года одевались во все новое и на протяжении дня старались примерить все обновки, чтобы целый год ходить в новом.

В Новый год первому покупателю отдают товар за дешевую цену - важен почин.

Новый год плохая примета платить долги - ведь год будешь расплачиваться.

Считали, что выполнять тяжёлую и грязную работу в первый день года нельзя, иначе весь год пройдет в тяжелом труде без отдыха.

Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему нужно устроить радостную, приветливую встречу. Богатый новогодний стол 1 января к достатку и изобилию кушаний на целый год.

Главным угощением был молочный поросенок. От Рождества (7 января) до Нового года (14 января) на столе у людей зажиточных стоит свиная голова.

По первому дню года старались узнать о характере последующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких людей в предстоящем году. К примеру, разрезали шесть луковиц, на каждую половинку насыпали по кучке соли и клали на ночь на печь. Утром смотрели: на какой луковице за ночь соль смокреет, такой по счету месяц будет дождливым.

Или же наливали в ложки (по числу членов семьи) воды, выставляли на мороз. Если в чьей-либо ложке вода замерзнет ямкой, тот заболеет в новом году или умрет. В чьей ложке вода замерзнет бугорком, тот будет жить долго.

2 января - последний предрождественский праздник - день святого Игнатия Богоносца, ученика Иоанна Богослова. Главной приметой этого дня было то, что кололи свиней к рождественскому столу. «Брития, свинью нужно колоть на Игнатия». Считали, что если это делать в другой день, свинина может испортиться. У славян с давних времен существовал обычай ворожить по внутренностям свиньи (кабана). Вепрь - дикий кабан - был у древних тотемным животным и символом солнца. По внутренностям свиньи определяли погоду и урожай в новом году.

4 января на Анастасию-Узорешительницу молились этой святой, покровительнице беременных, чтобы она помогла при родах.

6 января всегда ожидали морозы, сильные холода. Наступал Рождественский сочельник, канун Рождества.

Христианские традиции празднования Рождества Христова тесно переплетаются с древними обычаями язычества. В давние времена в эти дни язычники праздновали рождение нового, летнего, солнца, поворот от зимы к лету. В честь солнца перед Рождеством зажигали «живой огонь» (трением дерева об дерево), жгли солому во дворах, якобы согретая умерших предков.

По Библии в ночь с 6 на 7 января Дева Мария «породила своего Первенца Сына, и Его спеленала, и в ясли положила Его... (от Луки, 2.7) Муж Марии - Иосиф назвал мальчика Иешуа (греческая форма имени Исус), что по-древнееврейски означает «Спаситель». Еще задолго до появления ребенка известил Иосифа ангел небесный: «И родит она сына, ты же дашь ему имя Исус, ибо спасет он людей своих от ихних грехов» (от Матвея, ,1.21). Ребенок еще спал в яслях, а мир уже изменился. Новая яркая звезда появилась на небе, ангел сошел на поля Вифлиемские. Мир изменился, ибо просветлели сердца людей, и была в этот миг радость на небе, «и на Земле мир, в людях добрая воля!» (от Луки, 2.14)...

Вечер накануне Рождества - Святой вечер, вилия, кутя. Кроме того, что к Святому вечеру дом убирали, стол застилали чистой скатертью, вечеряли торжественно в строгом молчании, - в этот вечер гадали и проделывали целый ряд магических действий.

Хозяин дома становился домашним жрецом. Торжественно заносил в дом сноп ржи (жита), ставил его в красном углу (на покуте) - на урожай да на прибыль. Сноп называли «коляда» или еще «дидух», «дид». «Коляда» не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но св.Димитрий Туптала (митр.Ростов) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств, но скорее всего, это - не божество, а праздник, который олицетворяет сказания и народные песни.

Коляда в южной и запасной Руси собственно канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня или Таусеня...»

(Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным.)

«Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает?..»

(Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)

Дидух-коляда, или еще Рай, стоял под иконами-образами, мирно соседствуя со святынями новой религии, до Нового года, а то и до Крещения.

Праздник ли Коляды, Рождество или Карачун (самый короткий день) - это праздник семейный, когда за одним столом собираются все родственники, живые и усопшие. (Садясь к столу, сдували скамейки, чтобы «душечку не присесть».)

Первым блюдом на Святую вечерю готовили кутью (кутю) - пшеницу с медом или с маком, растертым и разведенным в подслащенной воде, и узвар из сушеных фруктов. Кутья и узвар - поминальные блюда. На стол хозяйка готовит двенадцать блюд в честь двенадцати апостолов. Блюда безмясные, потому что перед каждым большим праздником был пост. Обязательными блюдами были (в произвольном выборе) борщ с «ушками» (маленькими варениками, начиненными грибами), пироги, вареники, голубцы, рыба, грибы, фасоль, горох, бобы, разные каши, пампушки или другая выпечка.

Блюда Святого вечера представляют дары земли и воды, неба и солнца, и представление их на столе - благодарение Господа.

Хозяин, выполняя свою роль жреца, выходит за порог с кутьей и трижды приглашает мороз на вечерю: «Мороз, мороз, поди к нам на кутью, а если не придешь, то не приходи на жито, пшеницу и на всякую пашницу».

Ложку кутьи хозяин подбрасывал к потолку, чтобы пчелы водились.

Под стол хозяйка настилала солому, после вечери дети забирались в солому и «кудахтали», чтобы куры неслись. После вечери же хозяин нес немного кутьи и другой домашней пищи скотине, как бы благодаря ее за то, что в яслях спал маленький Христос.

Наступает полная чудес рождественская ночь: вода в колодцах и в реках превращается в вино; домашние животные разговаривают человеческими голосами…

По преданиям в рождественскую ночь гуляет нечистая сила, ведьмы месяц крадут, кикиморы пряжу запутывают.

Против нечистой силы на уголки стола клали чеснок, делали засечки на пороге.

По народным приметам, в какой день Рождество, в такой же день следует начинать уборку хлеба.

На Рождество начинали колядовать и продолжались колядки до Крещения.

Вечера праздника Рождества до Крещения называются Святыми (Святки), а потому в эти вечера не разрешались никакие работы. Молодежь собиралась на вечеринки. Основным развлечением были песни, игры и гадания. По поверьям, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя - с охотником несчастье случится.

Воры же старались аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успex воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предприятия, на весь год. В день Рождества хозяину не годится со двора идти - скотина заблудится. Еще спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал.

С Рождества уже начинали думать о лете: старались сесть пораньше ужинать - чтобы раньше урожай созрел; не разрешалось пить воду за ужином - чтоб дождя не было во время жатвы.

На Рождество рождается новое солнце, на Рождество родился Христос. Наши предки верили и поклонялись обоим.

8 января - «бабьи каши» - праздник повивальных бабок и рожениц. Женщины и дети-крестники носили гостинцы бабкам-пупорезкам, благодарили их.

В этот день воздавали должное пророку Давиду - музыканту и укротителю гнева, который «...своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить лютых зверей и разбойников».

9 января - Стефанов день. В этот день нанимали пастухов для общественного стада. При выборе учитывали опыт пастуха, его репутацию, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым пастух мог договориться с лесовиком и прочей лесной нечистью.

11 января - в церковном календаре этот день посвящен памяти младенцев, «в Вифлиеме Иродом избиенных». В народном быту он целиком подчинялся рождественскому периоду».

12 января - Анисья-желудочница. Готовились к Васильеву дню (по старому стилю Васильев день приходился на 1 января), резали гусей, варили свиные желудки. По внутренностям свиньи (печени и селезенке) гадали о зиме, о погоде, о будущем урожае.

13 января - день святой Мелании (Маланьи) в народе называется и доныне Щедрым вечером, а еще Васильевой колядой, так как в календаре по старому стилю приходился на 31 декабря и был кануном Нового года, днем больших приготовлений.

14 января - день Святого Василия Великого, Васильев день. По церковным святцам - праздник Обрезания Господнего. Первый день нового года по старому стилю.

В традициях и обрядах, исполняемых 13-14 января, наиболее сохранился дохристианский характер новогодних праздников. В отличие от Рождества и Крещения эти дни не имели столь важного значения в религиозном календаре, поэтому в обрядовости их почти не видны церковные мотивы.

Самыми важными моментами традиционных новогодних праздников есть ритуальная трапеза, щедрование и засевание (хождение по домам с поздравлениями и пожеланиями), ворожба, ряжение, веселые игры и забавы.

Канун Нового года своей обрядовостью напоминает канун Рождества, но в отличие от Святого вечера на стол в Щедрый вечер подавалась и скоромная пища.

Характерной приметой новогоднего праздника было щедрование - давний народный обычай хождения по домам (обход) с пожеланием счастья и достатка.

Песни-щедривки на протяжении всего времени оставались народными, не подверженными влиянию христианской религии.

Более всего Новый год связан с девичьей ворожбой о замужестве. Ворожбой девушки пытались получить ответ на вопросы: ожидать ли замужество в новом году; куда замуж пойдет; кто будет мужем; будет ли брак счастливым.

Новогодняя ночь считалась в народе волшебной. Существует немало преданий и легенд о событиях этой ночи. Например, о том, что в новогоднюю ночь «открывается небо» и у Бога можно просить все, что пожелаешь. О том, что в эту ночь спрятанные сокровища выходят на поверхность и светятся. О том, что печь в эту ночь «гуляет, танцует» и спать на ней нельзя - пережитки давнего культа огня, домашнего очага.

Аграрно-магический культ носит новогодний обряд засевания. С утра 14 января ходили посевальники - мальчики 7 - 14 лет и, совершая символическое посевание, пели здравицы и пожелания, за что хозяева давали им гостинцы.

Василий в народе считается покровителем свиней:

Свинку да боровка для Васильева вечерка.

15 января - Сильвестр, Сильвестров день - куриный праздник. Морозы вынуждали заботиться о курах. В этот День чистили курятники, окуривали, утепляли, ладили насесты, вывешивали «куриного бога» - черный камень, величиной с яйцо с отверстием посередине. «Куриный бог» якобы оберегал кур от кикиморы.

В народе существует поверье, что Селиверстов день гонит лихоманок-сестер за 77 верст, поэтому в этот день знахари заговаривали лихоманку.

Для изгнания лихоманок, лихорадок прибегали к помощи заговоров, главной особенностью и силой которых был перечень всех имен демонов-лихорадок.

«Трясся, огнея, глядея, авкаркуша, храпуща, пух-лея, желтея, авея, немея, глухея» каркуша» (из заговора XVIII в).

16 января - пророка Малахии. Этот день знахари считали наиболее удачным, когда из человека можно изгнать нечистую силу. Изгнанная нечисть нападает на домашних животных… Хозяйки, чтобы со скотиной не случилось беды, обращались к домовому с просьбой о защите.

18 января - Крещенский вечер, голодная кутья, второй Сочельник, канун Богоявления, начало поста. Это главный день святочных гаданий.

Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него стараются долго сохранять. В полночь на Крещение ходили по воду на реку. Воду эту сохраняли: считалось, что она может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, и помогает при болезнях.

19 января - Крещение, Богоявление, Водокрещи, Иордань. Наступают крещенские морозы. Главное событие Крещения - большого христианского праздника - водосвятие. Этот обычай сохранил и языческие мотивы.

Праздник проходил на водоеме. Изготавливали ледяной крест или несколько крестов, делали прорубь. Священник святил воду в проруби, и после этого ее старались как можно скорее набрать. Считали, что кто сделает это первым, у того хозяйство будет в достатке.

Иорданской воде приписывали чудесные лечебные свойства. Сразу после освящения ее пили, больные в ней купались. Девушки умывались этой водой, чтобы лицо было румяным.

В течение недели после Крещения в реке не стирают, чтобы не осквернять освященной воды. По поверьям, черти сидят глубоко в воде и вылазят на поверхность, уцепившись за белье.

20 января - Ивана Предтечи (Иоанна Крестителя), посвятки. Святки закончились, и в этот день уже готовились к работам, доставали инструменты, пряжу, но к работам еще не приступали. Доедали и допивали то, что осталось от праздников, кормили остатками пищи домашних животных.

21 января - Емельяны-перезимники, окончание рождественско-новогоднего цикла (от 7 января прошло две недели), рождественский день. В этот день принято было угощать кумовей, чтобы дети росли здоровыми. Кумовья приносили крестнику брусок мыла и полотенце. Этот подарок нужно было использовать при первом же купании ребенка.

В некоторых местах замужние женщины чествовали «гребень» от прялки, причащаясь по очереди в каждом доме - провожали святки.

С этого дня и до Масленицы засылали сватов, играли свадьбы. Начиналось перезимье, поворот на весну.

23 января - Григорий-летоуказатель. В этот день по инею судили о лете. День долгим инеем рясен - летний срок будет ненастен.

24 января - Федосей-весняк. Федосеево тепло - на раннюю весну пошло.

25 января - Татьяна Крещенская. Раннее солнце на Татьяну - ранние птицы. Снег на Татьяну - лето дождливое.

28 января - Павла Фивейского.

29 января - апостола Петра, Петра-полукорма, Петра Вериги. В народе говорят, что Петр и Павел дня прибавил. На Петра-полукорма в крестьянских хозяйствах выходила половина зимнего корма. На Петра отмечали послабление ледового покрова.

30 января - Антона-перезимника. Хитер Антон со всех сторон. С утра солнышко покажет, а вечером морозом ударит.

31 января - Афанасия-ломоноса и Кирилла. В Афанасьев день самые морозы. Пришел Афанасий-ломонос - береги щеки и нос. На Афанасия знахари выгоняли ведьм. Считали, что в эти дни ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего - веселья. Афанасьевские и морозы - ведьмам угроза.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно