Взяли и сделали

23 июля, 2017, 09:03 Распечатать Выпуск №28, 22 июля-11 августа

ZN.UA подводит итоги столичного театрального сезона, вспоминая персон и персонажей, которые "сделали" этот сезон — незабываемым. 

"Мій дід копав, мій батько копав, а я не буду"

ZN.UA подводит итоги столичного театрального сезона, вспоминая персон и персонажей, которые "сделали" этот сезон — незабываемым. 

 

Сезон (столичный, именно о нем речь) был щедр на театральные и околотеатральные события. В числе последних — а) общественные распри вокруг фасада Театра на Подоле; б) реализация театральной реформы методом буровых установок; в) латентная подковерная борьба в главном драмтеатре страны: итог в октябре; г)... 

Этот сезон одним артистам помог почувствовать себя еще более угнетенными (в связи с особенностями контрактной системы). Некоторым на все контракты — наплевать, поскольку звездное имя, как гарант кассовых сборов, иногда решает многое, хотя и не все (в искусстве в особенности). 

В фокусе "итогов" — персоны и персонажи, непосредственно влиявшие на сезон своими делами праведными и поступками художественными. 

И если в стране браво марширует декоммунизация (снося на пути разные памятники и мемориальные доски), то один пока недокоммунизированный артефакт старой эпохи для возвеличивания победителей пока все же можно использовать — "Почетную грамоту". 

 Виталик 

Этот "чувак" приехал из Мариуполя. Обосновался в столице. Поработал журналистом. Соблазнил не одну фемину. Побывал на двух Майданах. Вынес из уроков истории — горькие уроки, смысл которых: учи не учи — все равно одни двойки. 

Виталик дефилирует в застиранных трусах, в меховой шапке. С собеседниками и сам с собой откровенен "по самое не могу". Матом не ругается, он на нем разговаривает. 

Короче говоря, Виталик — герой одноименного спектакля "Дикого театра" (пьеса Виталия Ченского, постановка Максима Голенко). 

Виталик
"Виталик"

И очень странно, что этот спектакль в свете текущих катаклизмов пока не "запретили", а его участникам — не намяли бока. 

"Виталик" — красная тряпка для "ватников", для "вышиватников". 

И, судя по всему, он же — приемлемый продукт для "адекватников", которые в современном театре принимают "трусы" любого размера и лексику любой местности. 

Этот спектакль "вне места", его могут играть в кафе, в офисе, в медиахабе. Где угодно. Декорации? Одна дверь, которую можно превратить даже в виселицу (жаль, не превратили, образ театральный). 

В "Виталике", между тем, мало "имерсивного театра", ему не хватает "новой процессуальности". То есть Виталик никому из зрителей не оттаптывает ноги и никому не выливает на голову ведро воды, а надо бы — в контексте актуальных трендов. 

Открытие "Виталика" — сам Виталик. Реалистично, натуралистично и с юмором сыгранный Андреем Кронглевским. 

Вторую, более трепетную часть Виталика играет Алексей Доричевский, некоторыми эстетскими повадками напоминая раннего Хельмута Бергера в "Гибели Богов" Лукино Висконти. 

Виталик, безусловно, одно из ключевых персонажей сезона. 

Можете морщиться или писать визгливые посты в Facebook, но именно такие виталики — соль столицы-провинции, лица улицы и основа электората. 

"Одиссея" Виталика (одно из названий пьесы — "Улисс") — бег по кругу, без компаса и дорожных знаков. Его несет течение, его подминают обстоятельства. 

Кто-то угадывает в нем себя — свою теневую сторону, кто-то от него шарахается — как черт от ладана. 

Но он таков, каков есть: циничный, аполитичный, развязный, брутальный, нахальный, ранимый. И, кажется, не очень счастливый. 

"Почетная грамота" — Андрею Кронглевскому и коллективу "Дикого театра": "За полифоничное и заданно бесстыдное раскрытие образа нашего современника с юго-восточной пропиской".   

Дед

"Мій дід копав, мій батько копав, а я не буду" — проект, рожденный в недрах лаборатории перформативных искусств (Украина—Польша) и достаточно высоко оцененный критиками.

Над "Дедом" работала команда, которой, по мнению экспертов, удалось соединить вербатим и эпатаж, театральность и антитеатральность. 

"Дед" — перформативная реальность, в которой лбами сталкиваются искусство и действительность. 

"Мій дід копав, мій батько копав, а я не буду"
"Мій дід копав, мій батько копав, а я не буду"

Вот что говорит о проекте критик Анастасия Гайшенец: "Это яркий пример восточноевропейского политического театра. Проект, над которым работали поляки и украинцы — "Мапи страху/мапи ідентичності" — и апеллирует к таким понятиям, как "страхи" и "идентичность" самих украинцев и поляков. Спектакль выводит отечественный театр в европейский, постмодерный театральный дискурс. Режиссеры Агнешка Блонска и Роза Саркисян, драматурги Дима Левицкий и Йоанна Виховска демонстрируют возможность и потенциал демократизации театрального высказывания". 

"Почетная грамота" — авторскому коллективу проекта "Дід копав": "За демократизацию театрального высказывания".  

Баба 

"Буна" с румынского переводится как "баба". "Буна" — тоже важный персонаж сезона. Ее воспели под крышей "Даха" (совместно с театром "Практикум"). 

Вроде недавно этот спектакль режиссера Давида Петросяна родился в утробе  театрального университета, но в этом сезоне он "вырос", получил множество позитивных откликов — со стороны критиков, зрителей. 

Пьеса Веры Маковий прочитана режиссером Давидом Петросяном увлеченно, страстно, образно. От спектакля исходит подлинная театральная заразительность. 

"Буна"
"Буна"

Когда "Буну" презентовали этим летом на фестивале "Порто Франко" (Ивано-Франковск), надо было одновременно наблюдать и за актерами, и за зрителями. Публика превращалась в детей, живо реагируя на текст и сценические метаморфозы. 

Баба в спектакле — вечно молодая и вечно трезвая. Она грызет внучку и всех окружающих не потому, что "вредная", а потому, что опытная и хорошо знает жизнь.  

"Почетная грамота" — режиссеру Давиду Петросяну и "Буне": "За возвращение к истокам". 

Стас

Один из главных театральных ньюсмейкеров — режиссер Стас Жирков. Он поставил в сезоне два разных спектакля, каждый из которых — цепляет. И предлагает убедительный "формат" того современного театра, который, возможно, многие ищут. 

Его "Август: графство Оссейдж" (на сцене Молодого) — образец хищного театра: режиссер вгрызается в текст Трейси Леттса — как хищник; трактует пьесу неоднозначно; избегает мелодраматизма и сентиментальности. Его сборка — по методике немецкого театра, когда важно отстранение актера от персонажа, а режиссера — от банальных стереотипов. 

Конечно, такой спектакль — не для потребителей коммерческой требухи. Тем приятнее, что его распробовали умные айтишники, продвинутые блогеры, вменяемые критики — ибо за ними будущее. 

Жирков
Стас Жирков

Еще один успешный проект режиссера — "Чому Михайло Гурман не вижив" (Украина—Германия). Очередная вариация на тему "Украденого щастя" И. Франко — не отдает оскоминой или повтором старых песен о главном. Это действительно "мультикультурный", достаточно жесткий сценический текст, в котором даже не скажу, кто лучше: наши или немцы. И те и эти хороши. 

В камерном международном спектакле, помимо общих тем — эмиграция, беженцы, заробитчане, — сквозит и достаточно интимная тема родины. Которая одних отторгает, а других принимает (навеки) — в земные объятия. 

"Почетная грамота" — Стасу Жиркову: "За лучшие спектакли сезона и укрепление международных театральных связей". 

Паша

Под занавес сезона многих огорчила неожиданная новость. Известный украинский драматург Павел Арье решил уйти из Львовского театра имени Леси Украинки, в котором до недавних пор работал художественными руководителем. Причины — внутренний мир и внешние обстоятельства. И больше ничего не скажу. 

Однако в этом сезоне драматург не только руководил, но и творил.

Арье
Павел Арье

 "Чому Михайло Гурман не вижив" — его рук дело. Новый сюжет на основе старой матрицы получился современным, убедительным, жизнестойким. 

Ко всему, Арье — в пиротехническом пиаре "Дикого театра" — поставил выдающуюся пьесу Марка Бушара "Том на ферме". 

У этой постановки есть пламенные поклонники. Я же к ней отношусь строже — к кастингу, к трактовке. 

Однако дорогу осилит —
идущий. Арье хочет поставить в новом сезоне "Трамвай "Желание" Т.Уильямса. Поэтому и пожелаем ему — исполнения всех театральных желаний. 

"Почетная грамота" — Павлу Арье: "За творческое беспокойство и бескопромиссность". 

Генрик

Самый востребованный драматург сезона — норвежец Генрик Ибсен (1828–1906). Можно выдумывать все что угодно, объясняя очередную волну интереса к этому автору. Но ответ всегда прост: пьесы — великие. 

Два киевских театра увлечены "Привидениями", еще один театр занят "Строителем Сольнесом", а еще один замахнулся на "Гедду Габлер" (под занавес сезона выпустили
премьеру).

Свой Ибсен — на сцене Национального театра русской драмы имени Леси Украинки. Режиссер-патриарх из Литвы Йонас Вайткус поставил там "Врага народа" ("Доктор Стокманн"). Главную роль сыграл Александр Кобзарь (в этом спектакле он совершенно не бережет свой голос, хотя "их" — не перекричишь). 

Кобзарь
rusdram.com.ua
"Враг народа"

У Вайткуса — фронтальные мизансцены; раз и навсегда заданные характеры (во всяком случае, на моих глазах они не развивались). 

Его "Враг" — декламативный психологизм. Но его "Доктор" — все-таки культурный спектакль, учитывая былой опыт и несомненные заслуги балтийского режиссера. 

Как там у Ибсена? "Юность — это возмездие". Если перефразировать норвежца, то "старость — это награда". 

Стало быть, творчество почтенного Вайткуса и стало наградой — киевскому театру.  

Долго и подробно можно говорить о режиссерской трактовке, о сильных и слабых сторонах актерского ансамбля. Безоговорочно одно: те или иные режиссерские "издержки производства" покрывает и прикрывает сам Ибсен. 

Его пьеса спустя сто тридцать пять лет звучит остро. Политически остро. 

"Враг народа", по Ибсену, — всякий, кто говорит правду. А опасность для общества — слепая вера в "большевизм". То есть в истерику большинства (в этом смысле Ибсен вроде напророчил большевицкий переворот столетней давности). 

Ибсен не любит толпу, ибо она заражает человека своим безумием, а своей ложью — духовные источники жизни. 

В то же время, по Ибсену, нельзя обольщаться, поскольку любой бунтарь (наподобие Стокманна) может слиться с большинством — и впоследствии стать еще более опасным "врагом". 

 Почетная грамота — Генрику Ибсену: "За то, что актуален всегда". 

Юра

В спектакле Театра драмы и комедии на Левом берегу "Бесприданница. Версия" по А.Островскому — "нет" бесприданницы (в полноценном актерском воплощении). Но есть — попытка режиссерского троллинга классической пьесы. Есть попытка сценического решения — через игривый гротеск, интеллектуальную и маскультовскую буффонаду. 

Как для "версии", эта "Бесприданница" режиссера Тамары Труновой — слишком осторожная. И не очень-то радикальная. 

Но в числе достоинств постановки — образ Карандышева, которого сильно сыграл Юрий Радионов. Чуть больше режиссерского напора — и сценический сюжет был бы только и только о Карандышеве. 

Бесприданница
tickethunt.net
"Бесприданница. Версия"

И нам бы такого сюжета хватило с головой. 

Умно и подробно г-н Радионов играет трагикомедию "маленького" человека, который немедленно хочет стать высоким. Он и утверждает себя в этом мире — посредством Ларисы, как красивой вещи. 

Как говорится, зерно роли раскрывает личность актера. И в этом сценическом образе не тлеет, а полнокровно живет — идея спектакля, заключенная в следующем. Последние не станут первыми, а низкие не станут высокими, даже если встанут на цыпочки или взберутся на трон. 

Почетная грамота — Юрию Радионову: "За лучшую мужскую роль — Карандышева в спектакле "Бесприданница. Версия". 

Олеся

В конце июня на Майдане, в большом зале Музыкальной академии, показали уже второй по счету проект "Класс Акт" (куратор — драматург Наталья Ворожбит). Подростки написали пьесы, известные актеры их разыграли. 

Неожиданно для многих бомбой проекта, его звездой и главной актрисой стала Олеся Жураковская (из Театра драмы и комедии на Левом берегу). 

Жураковская
Олеся Жураковская

Только о ней и говорили после показа. 

В нескольких образах на основе детской драматургии она "оторвалась" по полной программе. 

Играла, будто плакала и хохотала над пустыми сезонами в родном театре. 

Играла и упивалась своей игрой, доказывая несведущим, что способна на разнообразные театральные вызовы, какой бы жанр и образ ей ни предложил режиссер. От томной школьницы до сельской тетки. 

Из-за Жураковской некоторые сюжеты "Класс Акта" хотят объединить в отдельный спектакль — и играть в новом сезоне. 

"Почетная грамота" — Олесе Жураковской: "За талант, доброту и сотворчество с одаренными детьми". 

Тамара

Еще один активный режиссер сезона — Тамара Трунова. Сразу несколько премьер — в Национальной опере, в Театре драмы и комедии, в Молодом театре, в Национальной оперетте.

Что характерно: все спектакли — разные. Индивидуальный режиссерский почерк рассмотришь не сразу. 

Трунова
Александр Железнов
Тамара Трунова

Стильный, умеренно чувственный, достаточно рациональный спектакль — "Саша, вынеси мусор!". Сюжет Н.Ворожбит режиссер рассматривает как красивое ретро-фото, на котором — уходящее время, ускользающие образы, спрессовавшаяся боль. И ощущение — необратимости. 

Тамара, к ее чести, оказалась чуткой к музыкальному театру: многие критики достаточно высоко оценили ее пробы пера — в опере ("Служанка-госпожа") и в оперетте ("Под небом синим"). 

"Почетная грамота" — Тамаре Труновой: "За верность принципам художественного театра, который не терпит коммерческих компромиссов". 

Антон

Пять лет назад, еще до войны, крымчанин Антон Романов успешно поставил в Молодом театре "Глаза голубой собаки" (пьеса Киры Малининой по мотивам Маркеса). Впоследствии РФ аннексировала Крым, и он перебрался на Большую землю. Поработал в Черкассах у Проскурни, но там сгорел театр (его все-таки подожгли). Создал успешный театральный  паблик в "ВК", покуда "ВК" не запретили. 

В последнее время Антон нашел себя в сфере перформанса. Он понял, что его сценический текст — его же собственное худющее тело. И с этим телом, с перформансом, он успел побывать во многих украинских городах, и даже в Германии. 

Романов
Антон Романов

Его "антиспектакль" "Мапи ідентичності: мова ворожнечі" возник во время работы польско-украинской лаборатории современного театра. Перед началом действа Антон предупреждает: "Сейчас буду раздеваться! Полностью!" 

По ходу дела он раздевается, демонстрирует паспорт (он русский, но гражданство — украинское). 

Критик Анастасия Джумла резюмирует: "Чтобы доказать, как сильно может ранить слово, актер предлагает зрителям наколоть любое слово на его теле скарификатором… Такой его "неспектакль" — практически без театральных средств и приемов — раскрывает мощную тему: как быть искренним и позволить то же самое другому. Романов говорит о том, что проявление нашей свободы может стать моментом ограничения свободы других. И призывает не делать друг другу больно. Особенно в то время, когда в стране война". 

Почетная грамота — Антону Романову — "За голую правду и гражданскую позицию в перформативной реальности". 

Диана

В рейтинге влиятельных персон сезона — Диана Попова, глава столичного департамента культуры, чиновник редкой вменяемости и последовательности. 

Попова
Диана Попова

Во многом благодаря и ей в этом сезоне удалось добиться "суверенитета" детищу Раду Поклитару — театру "Киев Модерн Балет". 

Во многом благодаря ей в некоторых муниципальных театрах начался процесс омоложения руководящих кадров. В частности, в театре "Актер" сегодня — "бойцовский клуб", а в "Малом театре" — веселый пионерский отряд. Но, как говорится, в названии одного недавнего спектакля — "Може, шось получиться?" 

На мой взгляд, важная роль руководителя столичной культурной сферы — в принципиальной позиции относительно нового здания Киевского театра на Подоле. Можно всем селом круглосуточно спорить о фасадах, воображая себя Растрелли, но театр от этих споров не должен страдать, он должен работать и процветать. 

"Почетная грамота" — Диане Поповой: "За последовательность и принципиальность в реализации реальной театральной реформы".  

Дети

Студенты-третьекурсники (курс Дмитрия Богомазова) недавно залихватски разыграли на Малой сцене Театра драмы и комедии одну из сложнейших пьес В.Шекспира — "Двенадцатую ночь". 

О мастерстве режиссера не стоит повторяться. А о талантах театральной молодежи можно снова поговорить. 

Этот курс уже предъявил россыпь актерских индивидуальностей, которые при радостном стечении обстоятельств могли бы образовать и отдельный коллектив, и украсить труппы иных театров. Шекспировских героев лихо и самозабвенно, иронично и без скидок на возраст — очень ответственно — играют Александр Рудинский, Павел Шпегун, Александр Бегма, Михаил Дадалев, Александр Коваль, другие. 

Двенадцатая ночь
drama-comedi.kiev.ua
"Двенадцатая ночь"

Скидка "они же дети" в этом случае не проходит, это — взрослый театр. 

К тому же, в шекспировском театре пол и возраст — не главное. 

"Почетная грамота" — Дмитрию Богомазову и его студентам: "За то, что весь мир по-прежнему Шекспир".

Наталья

Долгое время я трепетно принимал эту актрису в труппе известного театра — за скромный подснежник, погребенный под репертуарными снегами: никому до него нет дела, поскольку вокруг злые морозы и холодные вьюги. А он, подснежник, мерзнет себе — в уединении — в благочинной покорности трудной актерской судьбе. 

В этом сезоне подснежник превратился в "дикую розу". 

Она расцвела, стала источать ароматы. Предъявила даже шипы. 

Речь об актрисе Молодого — Наталье Клениной. 

Некоторые ее знают по удачным ролям в сериалах, некоторые уважают как верную жену С.Боклана. 

Так вот, в этом сезоне Кленина прекрасно сыграла в двух разных постановках — "Девичий виноград" и "Август: графство Оссейдж". И, на мой бескомпромиссный взгляд, утвердила себя в статусе первых актрис этого театра. 

Благодаря молодой режиссуре (Сергей Корниенко, Стас Жирков) в ней проснулась дерзкая, молодая актерская энергия. Она презрела условности, барьеры. Не испугалась быть "некрасивой" или "смешной". 

Кленина
Наталья Кленина

В пьесе Н.Коляды играет женщину-"синий чулок" с такой виртуозной подоплекой, что еще шаг, еще полшага — и в этом "синем чулке", как в петле, будут болтаться остальные героини трагикомедии. 

В драме Трейси Леттса актриса уверенно строит свою главную роль (Вайолет Уэстон) по законам контраста. Трагическое — через гротескную улыбку, комическое — через трагический оскал. Ее героиня, мать безумного семейства, воспринимается как причина и следствие всех текущих бедствий. Она напоминает одержимого клоуна-мстителя. Или сломанную игрушку, батарейки в которой еще хватит на расправу с родней  и… на самоуничтожение. 

Пойдите и посмотрите актрису в этих спектаклях — не пожалеете. 

Почетная грамота — Наталье Клениной: "За лучшие женские роли сезона". 

Богдан

Одно из значимых событий — в культурном и политическом плане — форум "Опера Европы-2017". Приехали влиятельнейшие люди европейской оперной индустрии. Установили контакты, поговорили о контрактах. 

Не стоит лукавить, это событие — результат энергии и напора руководителя Национальной оперетты Богдана Струтинского (и его команды, конечно). 

Встреча в верхах, полагаю, вскоре принесет реальные сценические результаты — в виде копродукции, творческого взаимообмена. Как в Киеве, во Львове, так и в Одессе. 

В этом же сезоне Национальная оперетта выпустила — оперу: "Севильский цирюльник" Дж.Россини (режиссер Богдан Струтинский). Музыкальные критики приняли экспериментальный спектакль благожелательно, отметив в нем уместное хулиганство, удачную современную трансформацию оперной классики.  

Струтинский
Богдан Струтинский

Важно заметить, что оперетта — по-прежнему — в числе кассовых чемпионов столицы (все билеты проданы). 

И нельзя не отметить историческую рокировку в Национальном театральном союзе, который в этом сезоне как раз и возглавил г-н Струтинский. 

"Почетная грамота" — Богдану Струтинскому: "За интеграцию Украины в европейское оперное пространство".  

Максим

Самый результативный режиссер драматического театра — по количеству постановок и часто их качеству. В Киеве — экспериментальный "Афродизиак" (на арене цирка), "Виталик" (где угодно). В Херсоне — "Хозяин" И.Карпенко-Карого. В Ивано-Франковске — "Тиль Уленшпигель" по мотивам Г.Горина. И это я еще не все вспомнил из того, что он натворил.

 Максим Голенко — режиссер-трудоголик, режиссер-молчун (такие на вес золота). Он максимально растворен в современном театре, в его изменчивой природе и капризных законах. Судя по спектаклям, он эмоционально и рационально впитывает многие передовые достижения сценической мысли: не только Туминас, но, возможно, Бутусов, Уилсон и даже, прости Господи, Лепаж. 

Голенко
Артур Млоян
Максим Голенко

Все это говорит о том, что его режиссерская рука — на пульте, на пульсе. Голенко творит свой плотный постмодернистский сценический мир, в котором, к счастью, всегда найдется место живому и обиженному человеку. Такому, как наш знакомый Виталик. 

"Почетная грамота" — Максиму Голенко: "За активность, творческий поиск, творческий результат". 

Иван

Пожалуй, никогда прежде столичная критическая мысль не была столь единодушна, как в момент голосования за фаворита театральной премии "Зеркало сцены" (март 2017). 

Из девяти экспертов восемь отдали свои голоса режиссеру Ивану Урывскому. Он поставил в "Золотых воротах" нашумевшее "Украденное счастье" И.Франко. 

Урывский
Василий Артюшенко, ZN.UA
Иван Урывский

В этом же сезоне, в Одессе, этот режиссер поставил "Турандот"
К. Гоцци — как макабрический драматический балет. Рецензии разные. Но и постановщик не подстраивается под вкусы одесского домостроя. Он отказывается быть их заложником, ибо он заложник инспирации (своего дара и своего вдохновения). 

"Почетная грамота" — Ивану Урывскому: "За дар и вдохновение", которые оценили критики. 

Гагарин

Писатель Руслан Горовый имеет непосредственное отношение к успеху спектакля "Гагарин и Барселона" (Микросцена Молодого театра). Один из его рассказов, собственно, и брендировал этот проект, сделал его узнаваемым, даже модным. 

Юные герои Горового — мальчик Гагарин и девочка Барселона — обретают свою любовь вопреки трагическим жизненным казусам, но, увы, и теряют ее… 

Горовый
Руслан Горовый

Этот сюжет всегда провоцирует слезы зрителей. А спектакль, состоящий из разных рассказов (их поставили студенты-третьекурсники под руководством опытного педагога) доказывает, что современная украинская проза на современной украинской сцене — гость желанный и важный. 

Напомню, кроме рассказа Руслана Горового в спектакле использованы произведения Юрия Винничука, Сергея Жадана, Любка Дереша, Евгении Кононенко. 

Генеральный партнер проекта "Гагарин и Барселона" — газета "Зеркало недели. Украина". 

С нового сезона, кстати, спектакль передислоцируется на другую сцену, где зал более вместительный: слишком много желающих увидеть "Гагарина..." 

"Почетная грамота" — Руслану Горовому и коллективу спектакля "Гагарин и Барселона":
"За утверждение современной украинской прозы на академической сцене". 

Катя

Эта актриса достойна не двух абзацев в сезонном обзоре, а целой брошюры — о ее же творчестве. Тем более что недавно она стала "заслуженной". 

Екатерина Кистень — одна из самых востребованных украинских актрис. 

И в ушедшем сезоне она снова нарасхват — антрепризами, репертуарными театрами, ситкомами. 

Кистень
Екатерина Кистень

В Театре на Печерске и в Молодом она в числе главных репертуарных звезд. В частности, в спектакле "Август: графство Оссейдж" у нее одна из сильнейших партий: образ Барбары — женщины-брошенки, непутевой дочери, нервной сестры. 

Некоторые сцены Кистень (с Марком Дроботом) — живой учебник актерского мастерства для тех неумех, которые рвутся в театральные вузы, сами не зная зачем. 

А вот пошли бы, посмотрели "на Кистень" — и передумали. Рядом с такими талантами (как она) — иные тут же и потускнеют, передумав заниматься искусством театра.

"Почетная грамота" — Екатерине Кистень: "За актерскую всеядность и одержимость сценой — и в "Августе", и в остальные одиннадцать месяцев календарного года".

Иван

Для многих этот актер — подлинное открытие сезона. Хотя для телеэкрана его уже открыл режиссер Семен Горов в фильме "Останній москаль". 

Иван Шаран после "Москаля" проснулся популярным. 

Но сериальная слава — бренна. Надо помнить и о театральной почве под ногами, поскольку сценическое притяжение иногда прочнее в шатком творческом мире. 

Шаран
Иван Шаран

За обозреваемый период Иван буквально вторгся в наши театральные эмоции благодаря трем разным образам. 

В "Буне" играет алкоголика и неудачника со стеклянным глазом. Он настолько достоверен в роли забулдыги, что закрадывается сомнение: уж не с улицы ли взят режиссером этот типаж?

В маленьком спектакле "Може шось получиться?" он час напролет играет непутевого сантехника. Играет его постепенное преображение — посредством любви к безумной "Мальвине". 

А в "Золотых Воротах" (в лабораторном проекте) у французского режиссера он потрясающе сыграл даже Сталина — без грима, естественно, но с таким напором, что зрители вжимались в кресла. 

Для молодых и дерзких пути открыты. Особенно в кинопроизводстве, где сегодня сосредоточены "все деньги", где палец сосать не будешь, вспоминая театральную зарплату. Но хочется, чтобы востребованные актеры иногда совмещали полезное (съемки) с прекрасным (хороший театр). И вот тогда — "може шось получиться". 

"Почетная грамота" — Ивану Шарану: "За актерское открытие сезона 2016–2017". 

Эрих Мария

Еще один великий автор, на которого в прошлом сезоне возник большой небывалый спрос, — Эрих Мария Ремарк (1898–1970). В Национальном театре имени Ивана Франко режиссер Юрий Одинокий поставил "Три товарища" на основе культового романа. И этот спектакль — по мнению кассиров, администраторов и зрителей — стоит признать самым кассовым в сезоне. Билеты разлетаются мгновенно, зрителей не останавливают четыре часа подробного действия. 

Три товарища
Василий Артюшенко, ZN.UA
"Три товарища"

В спектакле хорошо играют Анжелика Савченко, Евгений Нищук, Андрей Романий, Александр Печерица, другие. 

"Три товарища" вроде воскресили страсть зрителей к большому стилю на сцене. 

Этот же спектакль стал неким ренессансом режиссера Ю.Одинокого, последующих работ которого жду с нетерпением. 

Горькая мудрость Ремарка, его исповедальность и пронзительность, его мольба о мире и любви — все это есть в спектакле. И все это есть у самого Ремарка, одну из фраз которого мне хотелось бы вспомнить в преломлении на искусство театра: "Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки!"

"Почетная грамота" — Эриху-Марии Ремарку и товарищам-франковцам: "За утверждение идеалов гуманизма в нашем циничном, безумном-безумном-безумном мире". 

 

Благодарность за помощь в подведении итогов сезона критикам — Анастасии Гайшенец, Анастасии Джумле. Использованы фото агенции repor.to, официальных страниц Facebook — Киевского Молодого театра, Театра драмы и комедии на Левом берегу; официальных сайтов Национального театра имени Леси Украинки, Национального театра имени Ивана Франко. 

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно