Вселенная Саенко

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 4 февраля-11 февраля

После встречи с произведениями Саенко хожу радостный и вдохновленный, ибо настоящее искусство приносит человеку радость и наслаждение...

После встречи с произведениями Саенко хожу радостный и вдохновленный, ибо настоящее искусство приносит человеку радость и наслаждение. Я богаче стал, богаче стала душа...

Михаил Стельмах

Семен Палий. Дерево, солома, гуашь. 1966—67 гг.
Семен Палий. Дерево, солома, гуашь. 1966—67 гг.

Человек непростой судьбы, выдающийся украинский художник, подвижник искусства — эти словосочетания так часто произносятся на различных планово-календарных мероприятиях, что уже давно пропитались фарисейством и фальшью. Но об Александре Саенко нелегко писать без патетических нот.

Каждый, кто хотя бы поверхностно интересуется украинской культурой, конечно же, знаком с творчеством этого художника. Ведь оно прорывалось к глазам и душам даже сквозь густой фильтр советского социалистического реализма и сахариновое кружево разрешенного интернационалистами этнографизма. А может, кто-нибудь просто бегал пить кофе «к Саенко» в киевский отель «Днепр», даже не подозревая, что это место общения получило название от фамилии художника, украсившего интерьер своими произведениями...

Недавно издательство имени Елены Телиги выпустило фундаментальную, насыщенную информацией книгу-альбом «Олександр Саєнко». Подзаголовок работы — «До становлення і розвитку українського монументально-декоративного мистецтва». Книга переполнена малоизвестной или совсем неизвестной широкой общественности информацией. Ее эмоциональность, искренность, историческая и художественная ценность не вызывают сомнения, ведь автор — дочь Александра Саенко, художник, искусствовед, продолжатель и пропагандист дела отца Нина Саенко.

Александр Саенко родился 20 августа 1899 года в казацком городке Борзне на Черниговщине в семье директора Школы садоводства Ферапонта Петровича Саенко и казачки Матроны Ильиничны Саенко. Крепкую, благородную, образованную семью постигла беда: после эпидемии скарлатины, прокатившейся по Украине в начале ХХ века, двое из пяти детей после болезни на всю жизнь утратили слух и речь. Горе не обошло стороной и самого младшего — двухлетнего Сашу. Научно доказано: лучшие настройщики музыкальных инструментов, как правило, — люди, утратившие зрение. Возможно, потеря двух каналов общения с миром особо заострила у мальчика восприятие прекрасного. Добрые друзья семьи Саенко — жена Пантелеймона Кулиша Анна Барвинок и Петр Ге, сын славного художника Николая — посоветовали отдать Сашу в Петербургское императорское училище глухонемых. Обучение здесь развило и художественные, и ремесленные навыки будущего выдающегося художника. По возвращении в Украину Александр Саенко продолжает художественное образование, учась сначала в родной Борзне — под руководством воспитанника Петербургской Академии искусств Андроника Лазарчука. Со временем перебирается в Киев, в сентябре 1917 года успешно сдает экзамены в художественную школу. Рисунки того времени уже свидетельствуют о большом будущем художника. Бурные времена препятствуют обучению, но им не остановить стремления к углублению знаний. Заручившись поддержкой ректора Миргородского художественно-промышленного института, архитектора и художника Василия Кричевского, который безошибочно определил талант юноши, Александр становится студентом этого заведения. Снова перерыв в обучении, вызванный Гражданской войной. Летом 1920 года Кричевский приглашает Саенко в Украинскую академию искусств в Киеве.

То было трагическое и счастливое время. 20-е годы ХХ века отмечены, возможно, самым ярким всплеском украинской художественной жизни за всю нашу историю. Василий Ермилов, Виктор Пальмов, Анатоль Петрицкий, Михаил Бойчук, Георгий Нарбут, Василий и Федор Кричевские — имена, каждое из которых — целая эпоха. Европейская культура, стремившаяся к свободе и новым путям, выбравшись из кровавой круговерти мировой войны, породила феноменальные течения и направления, которые и по сей день поражают разнообразием и пророческим видением перспективы. Недаром разработки немецкого Баухауза или советского Вхутемаса и в наши дни являются источником вдохновения для художников, скульпторов, архитекторов. Украинское искусство тех времен все еще не заняло надлежащего места в мировой культуре. Причины печальны и понятны: десятилетиями уничтожались не только произведения искусства, но и сами творцы. Не миновала горькая судьба и работы Александра Саенко. Сколько их погибло и в пламени Второй мировой, и от нашего доморощенного варварства. Но даже сохраненное поражает — декоративные панно, выполненные в технике мозаики соломой, ковры-гобелены, керамика, живопись, графика, архитектурные проекты… Как вовремя вышла книга «Александр Саенко»! Возможно, многие граждане нашего государства в последние месяцы впервые ощутили себя народом, в душе которого звучит не разорванная за века струна единства. Именно теперь проснулось ощущение принадлежности к большой культуре. Александр Ферапонтович до последнего мгновения жизни создавал свою «Думу об Украине» — более двадцати лет прошло с тех пор, как упала его неутомимая рука. Но кто знает — возможно, если бы не творчество художника Саенко, других известных и полузабытых гениев, мы выбрали бы мрак и рабство. Книга Нины Саенко может быть образцом серьезной глубокой работы, согретой светом любви и уважения к отцу и к Родине. И выбор этой книги для представления на присуждение Государственной премии имени Т.Шевченко вполне заслуженный, ведь это рассказ о человеке, создававшем искусство, которое живет с нами и будет жить много поколений после нас, вместе с нашими детьми и внуками.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно