Все лгут! О «спасителях» родного кино

21 мая, 2010, 14:56 Распечатать

«…и я как министр обещаю: государство и в дальнейшем будет создавать все необходимые условия для ...

«…и я как министр обещаю: государство и в дальнейшем будет создавать все необходимые условия для полноценного развития национального кинопроцесса!» — клялся на днях наш министр культуры с Лазурного побережья (а не с местных студийных развалин).

Так как тема — «кіно гине!» — у всех в печенках, надо бы срочно отправлять телеграмму в Канны.

«Уважаемый Михаил Андреевич! Сколько можно создавать «условия»? У нас и так все (почти все) в сфере кино — просто прекрасно! Картины (сразу две) — на лучшем фестивале планеты. Одних фестивалей (уже в Украине) больше, чем выпускаемых в прокат отечественных фильмов: на одну ленту — в год едва ли не десять кинотусовок! Что там ваши личные усилия, если вторые-третьи люди (леди!) в стране прямо грудью ложатся под гусеницы кинопроцесса… Поэтому не верьте злым языкам. «Все лгут!», как сказал бы Хаус. Уж что-что, а кино в Украине по-прежнему «важнейшее из искусств».

«Спасение» кино стало государственной пиар-кампанией.

«Спасителей» в сто раз больше, чем потенциальных (удачливых) производителей.

Отмотаю пленку назад. И припомню… 29 апреля. 2010 год. 17.30, Дом правительства (8-й этаж). Расширенное заседание важной общественности — форум «спасителей». Обсуждают актуальные проблемы отечественного кинобардака.

Дипломатичный В.Семиноженко тогда хитро-мудро и очень плавно переходит от заявленной (навеянной «верхами») дилеммы дубляжа к более панорамной (батальной) картине. Которая у нас называется «Снимаем — последнее!»

И интересные детали — как для меня (углубленного молчаливого созерцателя) — тогда открываются…

А ведь лгут же, паразиты! Еще как лгут. Особенно, когда трубят на всех перекрестках, будто бы нет в стране хороших творческих кадров — «некому снимать!»

Так вот, господа соврамши… Под куполом Кабмина и прозвучало роковое многим известное. В Украине, это чтоб вы не расслаблялись, одновременно четыре (!) высших учебных заведения выпускают (холют и лелеют) ценные кинокадры. И все — для родного кинематографа.

Четыре вуза — оптом. И в розницу тоже.

Не хочу кивать в северную сторону (сколько у них ВГИК оприходует дарований за год)…

Но из четырех-то украинских вузов (в основном за госсредства) и выливается в бурный поток киножизни сразу несколько десятков беспокойных боевых киноединиц. Что ж они, все «утонули» в этом потоке?

На кой леший нам все эти «вузы», коль никто не в состоянии отчитаться перед обществом «за состоявшиеся кадры», за потраченные средства.

Наконец, за протертые штаны и за пропущенные пары.

…Мы-то с вами знаем: рекламная и мыльная прорвы (в основном) и поглощают «молодых специалистов». Оных готовили «для кино», а в итоге — «…оно».

И в этом подпункте открывается ложь попросту возмутительная. Вспомним, сколько лет кормят баснями телеворотилы… Будто лишь при промышленном развитии телекино (ТВ-муви и остальной чепухи) и предоставится впоследствии прекрасная возможность поднять и кино подлинно художественное —прокатное. А количество эрнстовских, опалевских или приходьковских поделок, возможно, перерастет и в качество (высокие жанры).

Сколько еще мне ждать этого «чуда»? И сколько вечеров коротать во слезах, едва увижу (исключительно на ретроканале) достойный уровень актерского мастерства и творческого режиссерского подхода… Сразу тогда и вздрагиваю —от старинных, чистых, пронзительных, честных и талантливых актерских интонаций… Ибо бесчестная и бездарная «мура» погрузила население в ежевечернюю реанимацию. В кинотелевизионную безысходность. Надо же было так нагло врать… Из ничего не будет ничего. Количество у нас пока лишь губит качество.

* * *

Снова пленка назад. Там же. Тогда же. Кабмин. Опять заводится «старинный патефон»: «Плохой украинский дубляж, а русский — это вроде бы демократия…»

И здесь для нас лишь полуправда. Как жертва потребления разнообразной и вредной для здоровья киномакулатуры прямо «перед престолом» и присягаю… Друзья мои, для широкой прокатной индустрии давно не важна никакая лексика — и даже человеческий язык! Ни украинский, ни русский. Поскольку в основном эти фильмы страшно отдалены от земного смысла, а их создатели озабочены не словом, а исключительно визуальным пиротехническим наполнением. Чего же там, на экране, не понять-то? Даже без субтитра и какого-нибудь гнусавого голоса, издаваемого актером театра «Колесо»?

Вы уж там, наверху, не сильно-то фантазируйте… Существует и украинский дубляж — иногда просто отличный (качественный). Причем (почему-то) этот творческий процесс чаще совпадает как раз с легковесными и развлекательными жанрами — боевиками или дурилками. Как, например, «Железный человек-2». Где украинский речевой поток чуден как Днепр при тихой погоде. А вот (почему-то), когда браво берутся за более серьезные тексты, скажем, за исторические темы (например, картина о Елизавете І или другие подобные ленты), то этот же украинский дубляж заметно хромает, как Юродивый в «Борисе Годунове». Уши вянут! Смысл фильма уничтожается.

А почему? Потому что голосами «господ» говорить не научатся… А вот рабов да клоунов — это лихо получается!

«Господская культура» (искусство серьезное, ценностное и осмысленное) у нас издавна в загоне. А шуты да кривляки — они как родственники, как братья наши меньшие…

Казалось бы, не должно возникать возражений относительно исторического решения Конституционного суда. Тот, как известно, буквой своей и печатью шлепнул: как (и на каком языке) должны изъясняться и красавицы, и чудовища на широких отечественных экранах… Угомонились бы, сколько можно мутить этой темой народ! Тема-то не так интересна населению, как коммерческим группировкам. За каждой из которых свой бизнес-интерес в связи с дубляжем, а значит, доходом. Популярный украинский дистрибьютор с иноземным гражданством Б.Батрух, человек заинтересованный, нам сообщает: только за 2009 год сборы в нашем прокате возросли на 50%, а зрителей стало вообще на 20% больше (полагаю, тут «Аватар» постарался).

Но вот восстает — как Командор в «Каменном властелине» — на том же кабминовском форуме один из замов министра культуры Т.Кохан. И пред очами ясными вице-премьера мужественно излагает… Якобы прежние «боевые» постановления Минкульта о дубляже (о невозможности выдачи лицензий без соответствующего языка) как бы и не легитимны, поскольку противоречат духу, букве, запятой и даже тире — и Конституционного суда, и самой Конституции…

Это кино или цирк? Кохан, работавший и при предыдущем министре, знал ведь, должно быть, о «злостных» и «антиконституционных» отклонениях в этой сфере… И тихо сидел… Вроде и не лгал, просто не болтал, соглашаясь с «вероломной политикой» В.Вовкуна и его ассистентов? Теперь в этом деле вообще многое мутно. Кто был охотник? Кто добыча? Все дьявольски наоборот.

* * *

В продолжение темы. «По собственному желанию», хлопнув дверью, ушла из Минкульта с должности председателя Госслужбы кинематографии нежно ценимая мною (за поддержку «поэзии» в кино) 59-летняя А.Чмиль. Мотивация: «не хочу плазувати перед ворогами української мови у кінопрокаті»…

Однако мученический образ «диссидентки» и «жертвы режима Януковича» отчего-то не лепится… Как исполнялось в куплете Николая Трофимова (в фильме «Табачный капитан»): «Все красавицы тоже… немно-о-ожечко лгут…» Во-первых, «диссиденток» на жирные должности так просто не назначают. А Чмиль тут же и получила в подарок трон властительницы Национального центра имени Довженко, где тоже — денежное дно (на основе, скажем, копировальных технологий). Во-вторых, даже памятуя о важной господдержке Киры Муратовой, нельзя не признать совершенно провальную политику прежнего министерского «программирования»… Когда бездарные сценарии заполонили едва ли не все строчки производственных планов. Когда швыряли на ветер даже скудные госсредства на прогнозируемо провальные «пеплумы» вроде «Богдана Хмельницкого». И когда не было даже попытки адекватной кинокалькуляции, позволившей бы заранее подготовить пусть не выдающийся, но хотя бы удобоваримый проект — на основе экранизации отечественной классики, на наработках международных корпоративных соглашений…

«Все красавицы — тоже…»

* * *

Сердце красавиц, как известно, склонно. Склонно к кинематографу. Изучаю депеши про проделки «наших в Каннах»… И уже мое циничное сердце млеет от радости за родную «великую» кинострану. Одна из лучших ее представительниц, г-жа Айвазова («моя любимая жена Алиночка» — как приговаривает веселый мэр) уже второй год подряд гордо интегрируется в мировую киноиндустрию, тусуясь то с Шерон Стоун, то с другими селебритис… К которым один лишь «вход» стоит несколько сотен тысяч зеленых… Вот они, наши проплаканные кинобюджеты, все наши денежки! А все лжете, что средств не хватает…

Еще одна прекрасная — уже не первая — леди отплясывает на днях «канканы» в Каннах исключительно под музыку спонсора, успешного производителя водки… Хмельно-то как! Как весело! Нет, чтоб у того же спонсора выпросить какую копейку — на производство, на дебют для выпускника (хотя бы одного из всех четырех наших киновузов)… А на наглый ежегодный фестивальный самопиар, на эти танцы под каннскими звездами — завались: здесь бюджетов хватает надолго. Некоих бюджетов у нас также может не хватить, скажем, на детскую клинику… которую под тем же патронатом, очевидно, построят только тогда, когда… Украина опередит Голливуд по кассовым сборам…

…И вот еще — таки лгут, будто бы в Одессе местная студия превращается в труп. В таком случае черной комедией покажется и новейший, недавно заявленный фестиваль. Его гордо обязалась патронировать еще одна прекрасная — пока не первая — леди… Виктория Тигипко (супруга вице-премьера).

Действительно, красивая женщина. Стань она актрисой кино — с таким-то пронзительным взглядом — с большим успехом могла бы сыграть даже Миледи в «Трех мушкетерах». Но ныне она играет президента… странного фестиваля… Как бы на руинах одесской кинопромышленности. Которой — пока — не заезженные ретроспективы Феллини нужны, а серьезная государственная поддержка. Чтобы эту студию послезавтра с молотка не пустили. Однако допускаю, как прекрасной леди кто-то на ушко нашептал: «Уже после-послезавтра можете стать… и первой… И самое время погромче заявить о себе… Сначала хотя бы в кино… А там посмотрим…»

* * *

Вот так и шепчут по углам, так и лгут по кустам — покуда раскладываю этот пасьянс, все эти цифры.

В России на кино выделяется в год 250 млн. долл.

В Польше — 46 млн. евро.

И в Украине — около 3 млн. долл. (или же 24 млн. грн., как нынче, из бюджета).

…И больше этим киномучителям (уверен) не стоит давать ни копейки!

Ведь лгут о том, что «гине кіно»… Если приспособились снимать «за чужие», а потом даже на престижные фестивали внедряться (изобретатели эдакие). Лгут, будто «нет денег!», а деньги каждодневно превращаются в мыльную пену, в тусу, в пиартехнологии. В то, что страшно далеко — от кино… О котором, кстати, и я сказал не всю горькую правду…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно