ВОЗВРАЩЕНИЕ «НЕЖНОСТИ»

20 июня, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 20 июня-27 июня

В рамках Пятого международного фестиваля «Сергей Рахманинов и украинская культура», проходившего с 1 по 13 июня, состоялся концерт из произведений Виталия Губаренко под названием «С нежностью»...

В рамках Пятого международного фестиваля «Сергей Рахманинов и украинская культура», проходившего с 1 по 13 июня, состоялся концерт из произведений Виталия Губаренко под названием «С нежностью». Виталий Губаренко как композитор воспитывался и сформировался в Харькове. Долгое время он представлял харьковскую композиторскую школу в Украине и за ее пределами. Когда Губаренко переехал в Киев, с ним переехала и его музыка. Концерт фестиваля — это одна из первых попыток вернуть музыку Виталия Губаренко в Харьков. Тем более что в следующем году композитору исполнилось бы семьдесят. Состоявшийся концерт организаторы считают своей данью памяти выдающемуся земляку.

Рахманиновский фестиваль этого года отмечен особой игрой временной перспективы. Это связано с присущей творческой личности Рахманинова чертой объединять в единое целое явления культуры, до этого считавшиеся несовместимыми. Ведь в произведениях Рахманинова чрезвычайно естественно объединены «славянская душевность» и лирика, приближающаяся к образцам Чайковского, и концертный артистизм в традициях Ференца Листа, образы русской оперной классики и старинного знаменного распева. Прозвучавшие в концерте три произведения Виталия Губаренко — Concerto grosso для струнного оркестра, лирическая поэма для симфонического оркестра In modo romantico и моноопера «Письма любви» («Нежность») — также органично объединяют прошлое и настоящее, иллюзорное и реальное, они моделируют мир и в то же время реагируют на него, попадают под власть только что смоделированных законов.

В произведениях, прозвучавших в первом отделении концерта, отражен интерес автора к эпохам барокко и романтизма. В них огромное значение приобретают знаковые элементы этих эпох: риторические фигуры музыки барокко, невероятные трансформации начального образа в полную его противоположность, характерные для романтических произведений.

Игра временной перспективой определяет ход событий в моноопере «Письма любви» («Нежность»), составившей программу второго отделения концерта. Исполнение монооперы в рамках рахманиновского фестиваля оказалось очень естественным, поскольку жанр монооперы был во многом подготовлен именно камерными операми Рахманинова, а его романсы, каждый по отдельности и все вместе, являются именно тем, что можно определить как «письма любви».

Вероятно, только в контексте рахманиновского фестиваля можно было почувствовать определенное родство музыкальных стилей Рахманинова и Губаренко: при всей сложности стилевого целого принципиальное доминирование остается за абсолютно неоднозначной лирикой — не только созерцательной или полускрытой, но и чрезвычайно интенсивной, «высоковольтной», почти агрессивной.

Несмотря на то что В.Губаренко — автор многих музыкально-сценических произведений, именно опера «Письма любви» по новелле французского писателя Анри Барбюса стала своеобразной визитной карточкой композитора. Наверное, это объясняется тем, что моноопера Виталия Губаренко непременно вызывает горячий эмоциональный отклик у слушателей. Углубленный психологизм музыки В.Губаренко подчеркивает иррациональную экспрессию писем, создает и одновременно разрушает иллюзию реальности событий. Исполнительница единственной в этом произведении роли — заслуженная артистка Украины Елена Соболева (сопрано) своим прочтением драмы главной героини в концертном исполнении раскрыла перед слушателями полумиражную атмосферу спектакля, когда письма «читает» сама героиня, которая в действительности уже давно умерла.

Оркестр властью дирижера Киевской национальной оперы, заслуженного деятеля искусств Украины Германа Макаренко постоянно превращался в чувствительный ансамбль сольных инструментов. Тонкая работа с деталями текста позволила дирижеру органично показать мистический план оперного произведения, а также детализированность оркестрового письма в Concerto grosso и сплошной динамизм инструментальных партий In modo romantico.

Концерт памяти Виталия Губаренко проходил в особой атмосфере, на которую настраивало вступительное слово доктора искусствоведения, профессора Национальной музыкальной академии (Киев) Марины Черкашиной-Губаренко. Все, кто знал композитора и кто не знал его, через неповторимый рассказ и доверительную интонацию, через мистику поэтических строк и личных воспоминаний, почувствовали ауру Человека, который когда-то ходил по одним с ними улицам.

Да, на единой эмоциональной волне перед слушателями концерта в одном ряду предстали барокко, романтизм и современность — и годы, десятилетия, которые для многих в зале были очевидными в начале концерта, после последнего «письма любви» превратились в один день, как в удивительной обратной перспективе Барбюса — Губаренко.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно