Возвращение Борткевича

24 декабря, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 24 декабря-30 декабря

Как верно подметил Юрий Макаров во вступительном слове к концерту, в украинской культуре еще немало имен осталось без должного внимания публики, испонлителей, артистов и музыкантов...

Как верно подметил Юрий Макаров во вступительном слове к концерту, в украинской культуре еще немало имен осталось без должного внимания публики, испонлителей, артистов и музыкантов. И одна из таких фигур, незаслуженно, в силу исторических обстоятельств, позабытая, наконец, предстает перед слушателем — если имя Сергея Борткевича вам неизвестно, то только потому, что об этом композиторе-эмигранте «нужно» было забыть. Забыли надолго — о его творческом наследии в Украине даже и не догадывались, хотя за свою нелегкую жизнь он написал две симфонии, три оркестровых сюиты, оперу «Акробаты», фортепианные концерты, концерты для скрипки, виолончели с оркестром, сочинял камерную музыку, а также фортепианные миниатюры. И лишь в самом конце уходящего года, благодаря энтузиазму черниговского оркестра «Филармония» и ее руководителя дирижера Николая Сукача, столичной публике довелось услышать несколько произведений Борткевича.

Коллектив, номинированный на получение, пожалуй, самой престижной Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко 2005 года, демонстрировал подлинную увлеченность своим делом, особую важность которому добавляло то обстоятельство, что музыкальная встреча с Борткевичем для большинства слушателей была первым и оттого особенно значительным свиданием. И кому, как не музыкантам, знать, что самым сильным впечатлением всегда будет первое и именно оно запомнится лучше всего.

Для подобной встречи были избраны два концерта композитора — скрипичный и фортепианный, а также его симфония номер один «Моя Батьківщина». Кроме того, все эти произведения относятся к различным периодам творчества С.Борткевича — профессионалы могут проследить, как изменялись взгляды и предпочтения композитора.

Первое отделение открывал концерт для фортепиано с оркестром в исполнении Вячеслава Зубкова. Следует заметить, что романтический дух произведения оказался пианисту необычайно близок, он тонко уловил ту грань, которая отличает романтизм от сентиментальности, и весьма контрастно представил лирическую вторую часть концерта по отношению к колоритному, яркому финалу, который построен на национальной мелодике и характерном украинском танцевальном тематизме. Виртуозность фактуры, столь свойственная романтическим произведениям, требовала необычайной слаженности от солиста и оркестра и одновременно напоминала о тех традициях, наследником которых являлся Борткевич, получивший музыкальное образование в Лейпцигской консерватории у ученика Ференца Листа Альфреда Рейзенауэра.

Скрипичный концерт, исполненный Анатолием Баженовым, особенно показателен в отношении музыкальных предпочтений композитора — его давнишнее, с детства, увлечение Чайковским и Рубинштейном не могло не отразиться на авторском почерке. Более того, оркестровка Борткевича здорово напоминает оперные и балетные увертюры Чайковского, причем гораздо более, чем, скажем, его фортепианный концерт.

Вообще, к театрализации музыки у Сергея Борткевича была очевидная склонность — об этом свидетельствует не только широкое использование танцевальных мелодий, ритмов и характера в его музыке. Образное мышление композитора можно смело назвать изобразительным, поскольку солирующие инструменты в его концертах сродни оперным певцам, а оркестровая партия разукрашена такими пестрыми и своеобразными оттенками, что уже ждешь, когда в разговор вступит бубен или, например, кто-то из деревянно-духовой группы… И такие сюрпризы у Борткевича — правило, а не исключение.

Композитору не случайно присвоили звание «последнего романтика» — он стал талантливым продолжателем лучших романтических традиций в музыкальном искусстве, хотя расцвет творческой деятельности пришелся на самый тяжелый исторический период — с первого десятилетия двадцатого века и до конца Великой Отечественной войны.

Уехав учиться из Харькова в Германию, Борткевич вступил на нелегкий путь композитора-кочевника. В 1914 году его выслали в Россию, а уже в 19-м он вынужден был бежать в Константинополь, а затем в Вену, где продолжал заниматься исполнительской, композиторской и преподавательской деятельностью. Там же, в Вене, он и окончил свой земной путь в 1952 году.

Симфония «Моя Батьківщина» была впервые исполнена также в Вене — дирижировал автор. В Киеве это произведение прозвучало в Колонном зале филармонии и вызвало не менее теплый прием — неизвестное имя Сергея Борткевича оказалось гораздо более близким и знакомым, чем можно было предполагать. И большая заслуга в этом Николая Сукача и оркестра «Филармония», которые привезли в столицу музыку этого нового «старого» композитора.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно