Во Львовской опере «Бал-маскарад»…

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 4 февраля-11 февраля

О постановке прекрасной оперы Д.Верди давно мечтали во Львове, ведь последний раз «Бал-маскарад» шел на сцене оперного театра еще в 1955 году...

О постановке прекрасной оперы Д.Верди давно мечтали во Львове, ведь последний раз «Бал-маскарад» шел на сцене оперного театра еще в 1955 году. Это была давняя мечта Игоря Лацанича, бывшего художественного руководителя и главного дирижера, но ей не суждено было сбыться при его жизни. В память о великом мастере коллектив Львовского театра оперы и балета им. Соломии Крушельницкой с большим энтузиазмом взялся за работу над оперой, которая длилась больше года. Но основная нагрузка выпала как раз на избирательную кампанию в Украине, что в какой-то мере было созвучно социальному плану оперы (борьба за власть), хотя в основе сюжетной линии — любовный треугольник, который, как известно, никогда не может стать прямой линией.

Дирижер-постановщик спектакля Михаил Дутчак отметил, что лирико-драматическая опера Верди, необычайно мелодичная и музыкально щедрая, дала возможность использовать весь творческий потенциал труппы, задействовать все типы голосов, что бывает не так уж часто. Кроме солистов, практически в полном составе работают хор, балет. Много молодых исполнителей, которые влились в труппу после окончания Львовской музыкальной академии или будучи еще ее студентами. В театр пришел и новый молодой хормейстер Василий Коваль, который также работал над спектаклем. Зрителям обещали немало сюрпризов.

В качестве режиссера-постановщика во Львов был приглашен заслуженный деятель искусств Украины, главный режиссер-постановщик государственной художественной организации «Україна мистецька» Василий Вовкун, который, к слову, родом со Львовщины, из богатой своей историей Жовквы. На встрече с журналистами В.Вовкун заметил, что «блудный сын» вернулся на свою родину через 20 лет. И продолжил, что после постановки оперы-оратории И.Стравинского «Царь Эдип» в 1996 и 1998 годах в Славутиче и Киеве это — второе прикосновение к оперному наследию, к тому же в таком прекрасном произведении, как опера Верди «Бал-маскарад». Режиссер признался, что этот жанр, имеющий в себе столько не открытых еще возможностей для творчества, увлекает его сегодня все больше.

И вот — долгожданная премьера, на которую, казалось, собрался весь Львов. Приехали также многие почетные ценители и почитатели искусства из Киева, других городов, с которыми активно сотрудничает Львовский оперный. И если вначале (как всегда во время премьеры) чувствовалось некоторое напряжение, скованность, то уже со второй картины страсти улеглись, исполнители все больше входили в свои роли, голоса зазвучали, а зрители не только с удовольствием следили за разворачивающимися на сцене, во дворце короля Ричарда, событиями, но и наслаждались эстетикой действа, его сценографией, прекрасным оформлением (спектакля художники-постановщики Тадей и Михаил Рындзаки), замечательными костюмами, выполненными в стиле давней эпохи и гармонировавшими с декорациями-картинами, декорациями-фресками и панно. Но главным, конечно, было сюжетное действие и качество его исполнения.

В центре интриги — чистая, искренняя, светлая любовь, которая не может быть реализована в жизни короля Ричарда и Амелии, жены его верного друга Ренато. Но эти поистине высокие чувства становятся предметом хитросплетений зла с целью погубить короля, народного любимца. Ловко используя «личностный» фактор, противники убивают короля руками его ближайшего друга. Умирая, король Ричард говорит, что всех прощает. Именно этим прощением он обезоруживает врагов и тем самым побеждает, снимая с них маски…

Постановщики оперы в нынешнем ее сценическом варианте хотели особо подчеркнуть, что добро часто бывает наивным, доверчивым, беззащитным, а поэтому нередко попадает в западню зла. Зло же обычно объединяется и плетет ловкие интриги, прикрываясь в том числе и благими намерениями, лишь бы достичь своих коварных целей. Так происходит нередко и в судьбе каждого конкретного человека, и в жизни целой страны. Олицетворением зла в постановке выступает гадалка Ульрика. Она — автор зла, поэтому постоянно, как тень, появляется почти во всех сценах, хотя в опере Верди по либретто Е.Скриба и А.Сомми она задействована лишь вначале. Зло нужно знать в лицо, чтобы с ним бороться. Вообще, по словам В.Вовкуна, он старался очень бережно подходить в своих режиссерских изысканиях к материалу, так как «это не та опера, на которой мне хотелось бы экспериментировать». Вместе с тем он ненавязчиво старался внести в четко выстроенный классический канон новые, современные средства выразительности. Правда, их не так много, но они заметны — в отдельных деталях, штрихах, символах, танцевальных, пантомимных образах. Но это лишь вкрапления, все остальное выстроено в традиционном жанре. Апофеозом действия, конечно же, стала последняя его картина — сам бал-маскарад и последовавшее за этим кровавое убийство. Бал-маскарад и бал смерти. Настоящий пир во время чумы. Буйство красок в костюмах, карнавальных масках, во всем удивительном солнечно-феерическом оформлении сцены, где братья Рындзаки просто превзошли себя, все должно было подчеркивать радость и счастье, любовь, мир. И какой же кощунственно злой выглядела на этом празднике жизни смерть. Последние сцены предельно лаконичны и выразительны. Артисты балета на возвышенном подиуме в движениях дублируют то, что происходит у оперных героев на авансцене.

Особенно убедительной — растерянной, нежной, страдающей была в последних сценах Людмила Савчук, исполнительница роли Амелии. Решительным, напористым — Анатолий Липник в роли Ренато, друга короля, роль которого исполнил начинающий оперный артист, студент пятого курса Львовской музыкальной академии Роман Трохимук. Поэтому в премьерный вечер он волновался, наверное, больше всех, хотя с честью выдержал это непростое испытание. К слову, в постановке занято (не только в массовых сценах, но и сольных) немало молодых перспективных актеров, недавних выпускников академии. Так что старинная Львовская опера (сам театр в этом году отмечает свое 105-летие) пополнилась голосами молодых талантов. Прекрасно справилась со своей ролью пажа короля Наталия Курильцив, в образе идеолога зла уверенно держалась Нелли Кулагина. Вообще, постановщики оперы утверждают, что оба состава исполнителей, на удивление равноценны, поэтому нелегко было определиться, кто же будет петь в первом премьерном показе. В дальнейшем в «Бале-маскараде» зрители увидят и услышат других ведущих артистов театра — Алексея Данильчука, Олега Лихача, Игоря Кушплера, Светлану Мамчур, Марию Хохлогорскую, Марию Пшеничку.

Премьера прошла с большим успехом. И хотя спектакль еще должен «вжиться» и «уложиться», уже первый показ заявил, что «Бал-маскарад» Верди станет одной из самых ярких и впечатляющих опер в репертуаре театра.

В день премьеры во Львовской опере проходило еще одно торжество. К 130-летию со дня рождения Модеста Менцинского — известнейшего тенора мирового уровня — в Зеркальном зале театра открывали его бюст. Гости поздравляли скульптора Ярослава Скакуна, чествовали родственников певца, а в зале звучал его чистый, удивительно красивый и трепетный голос. Зеркальный зал Львовской оперы становится своеобразным музеем. В прошлом году здесь установили памятник Соломии Крушельницкой, легкий, изящный, утонченный также работы Я.Скакуна. В канун новогодних праздников почитатели таланта Александра Мишуги были приглашены (в связи со 150-летием со дня рождения певца) на открытие его бюста. В ближайшем будущем еще в двух нишах Зеркального зала установят бюсты замечательного художника Львовского оперного театра Евгения Лысыка и дирижера Ярослава Ващака, имена которых вписаны золотыми буквами в историю театра.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно