ВО ЧТО ОДЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ TV-КОРОЛЬ

3 сентября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 3 сентября-10 сентября

Провинциализм - понятие особое. Во все времена этот милый человеческий недостаток беспощадно высмеивался выдающимися умами истории - от Мольера до Гоголя...

Провинциализм - понятие особое. Во все времена этот милый человеческий недостаток беспощадно высмеивался выдающимися умами истории - от Мольера до Гоголя.

Наш родной провинциализм навеки застыл в гротескных профилях Свирида Петровича Голохвастова и Прони Прокоповны Серковой. Памятники человеческой глупости - хороший признак самокритики социума. Но сатира столетней давности остается, к сожалению, актуальной и сейчас...

Украинское телевидение (если не включать другие каналы) - глубоко оригинальная и интересная вещь. Являясь производной нашего общества, оно, по сути, такое же сугубо украинское явление, как киевское «Динамо» и цветущие в мае каштаны.

Отечественное телевидение, к тому же, - глубоко фольклорная вещь. А также очень музыкальная.

В 90-х модно быть меломаном. Модно ходить в наушниках. Модно слушать радио. В результате чего принцип «телевизионного радио FM-X» въелся в души наших телевизионщиков.

Итак, стремясь быть модной, «Проня Прокоповна заводит граммофон...». И что же мы видим?

«Пролистыванием клипов», как самым легким путем организации музматериала в эфире, заняты чуть ли не все отечественные каналы - СТБ, УТ-1, УТ-2, 1+1, Тонис, Гравис, Интер, ICTV, OTV (полностью клип-канал). С одной стороны - безразмерный имидж «телевизионного ди-джея», который «натягивается» на какое-нибудь телелицо, информацию или событие, с другой - затрат энергии не нужно прилагать никаких.

СТБ, например (ежедневно с 12.00 до 16.00), выпускает целую очередь передач подобного рода: BIZ-TV-NON-STOP, Своя рубашка, Каприз, Бесспорные хиты.

Программы строятся по одному простому принципу: фотогеничная ведущая («портретный размер», статичная съемка «в лоб»), с зубастой улыбкой преследующего тебя на улице агента неизвестной канадской фирмы, со сковородкой новой конструкции, для заполнения межклипового времени. Телережиссура заменена на околорекламный дизайн передачи.

Однообразие модных лиц на экране (Оксана Мухина, Алена Винницкая, Саша Порожынский) усугубляется «занятостью» телеигр, предлагаемых несчастному зрителю, не успевшему дотянуться до пульта: «Соколиный глаз» (поиски изменений в непонятных граффити и кляксах за спиной ведущей), «Вгадунчик» (игривое название игры «Угадай мелодию»). Более всего нагоняют тоску интонации «тамады на свадьбе», до абсурдности некорректные по отношению к телеаудитории: «Ну что же, дорогие мои»...

Речь этих милых теле-ди-джеев строится по принципу: «Здравствуйте, товарищи. Завтра вы увидите то, что никогда не видели»... Этой нудной присказкой производится неталантливое охмуряние телезрителей, отчего ведущего по меньшей мере хочется застрелить...

С авторскими музыкальными программами отечественного пространства дело обстоит не менее плохо. Наше украинское телевидение страдает, к сожалению, стабильным плагиаторством, причем занимается этим оно с совершенно невиннейшим видом.

Авторские музпрограммы представляют собой либо провинциальное копирование программ (причем не всегда хороших, что говорит о полном отсутствии вкуса) российских каналов, либо сугубо фольклорные интерпретации современного саунд-пространства конца 90-х.

Режиссерские идеи «Программы А»: «Караоке по-русски», «Музыкального обоза», «Антропологии» и даже «Поля чудес» с «Угадай мелодию» были по-соседски взяты в оборот украинскими телевизионщиками.

На пресловутом диване Артемия Троицкого теперь валяется, сидит и лежит половина украинских музведущих. Правда, ума, стиля и обаяния им это не прибавило...

В XIX веке известный французский писатель Анри Стендаль (Бейль) презрительно писал: «Русские старательно копируют французские нравы, но отстают при этом с точностью на 50 лет». Сейчас похожая ситуация происходит у нас. «1+1», например, имеет в своем еженедельном меню две музпрограммы - шоу Сергея Сивохо «Как стать звездой» и мини-проект Игоря Пелиха в рамках акции с красноречивым названием «Не все дома».

Дедушка постсоветского КВНа Сергей Сивохо (памятный зрителю песней «Не сыпь мне сахар в пиво») затеял некую смесь «Караоке по-русски» и «Угадай мелодию», придав этому гибриду неповторимость своего квновского лица. Из этого получилось: дикой расцветки фрак (очень смахивающий на пятнистого барса), пол в студии «а-ля аллея звезд в Голливуде» и абсолютная бредовость происходящего там действа.

Популяризация никому не известных (в большинстве случае) поп-исполнителей происходит по очень забавному сценарию: сидит приглашенная звезда и, краснея и затыкая уши, слушает, как тинейджеры пытаются пропеть (мягко говоря) ее никому не известный репертуар. А Сергей Сивохо, которому надобно было бы быть организующим и стимулирующим центром событий, растеряв всю свою привлекательность, стоит, издавая при этом малопонятные реплики. Наверное, г-н Сивохо думает, что он, как новый знак телевизионной культуры, не нуждается ни в авторском тексте, ни в хорошей режиссуре - что все зрители, увидев его, умрут со смеху по старой памяти...

В программе «Не все дома», где Костя плюс Саша занимают юных зрителей, не так давно появился новый персонаж - мальчик по имени Игорь Пелих.

Недавно ему «пришла мысль»(!) - надо сказать, не новая: приглашать в студию поп- и рок-группы и устраивать там что-то вроде джем-музицирования.

Из этого (было показано всего несколько таких экспериментов) вышло нечто совсем умопомрачительное: музыканты, вообразив себя рокерами 80-х, «выделывались» кто как мог и вместе с ними «выделывался» ведущий.

Ну нет у нас на родном телевидении драматургичных, стильных ведущих, хотя музыкальных программ - хоть пруд пруди. И нет свежих идей. Только «подсмотренные в дырочку» на других ТВ. Иван Демидов, например, и его посредственный «Музыкальный обоз» явно сильно повлияли на умонастроение интеровского ведущего Влада Ряшина. Правда, светлый ирокез Демидова и его черные очки создают некий визуальный символ поп-музыки на экране. Чего не скажешь о Владе Ряшине (авторе сценария передач, к тому же...).

По поводу названия, дело обстояло примерно так - мама мыла раму, а Ряшин придумал «Мелораму». Отсутствие авторской идеи программы дополняет недоумение зрителя - что сам ведущий делает в кадре. Передвижения его в экранном пространстве вызывают мысли, что человеку негде приткнуться в собственной передаче. Музыкальные новости и клипы лишены всякой концептуальной подачи.

«Еще лучше» обстоит дело с «кроликами» и их детищем - воскресной «Проснись и пой» (с пометкой, кстати, BIZ-TV). Несовершенство сценария Игоря Гоголевского и режиссура Андрея Дончика наложены на «национально-кроликовские» приколы Моисеенко и Данильца. Хотелось бы заметить, что форма гэгов, в которой работает этот дуэт (видно, не подозревая об этом), предполагает комиксовость и сатиру, что в свою очередь предполагает наличие вкуса. Вероятно, предполагалось сделать что-то вроде «Доброе утро, страна!» (с кабаре-дуэтом «Академией») с примесью постановочных «приколов» «Городка» (с Олейниковым и Стояновым) - и все это на родном материале.

Обозначением украинского саунд-пространства поп- и рок-музыки, а также эстрады целенаправленно занимаются две персоналии родного телевидения - Анжелика Рудницкая в «Территории А» на ICTV (совсем прямая калька названия «Программы А») и Диана Гольде в «Музыкальной почте» на УТ-2. Они представляют собой два взаимодополняющих взгляда на украинскую эстраду.

В принципе, все украинские каналы имеют собственные «музыкальные поделки» - в виде музпауз, утренних и вечерних хит-парадов, презентаций новых талантов и концертов по заявкам слушателей вместе с утренними почтами. Дело скорее всего в отсутствии профессионализма и неизжитой еще провинциальности, к которой упрямо мы примешиваем фольклорные мотивы. Отчего и телевидение наше... оставляет желать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно