Виртуозы Подолья. Луи Клавис, Виктория Пьер-Мари и Ренато Боргетти: джазовые «мизансцены»

Поделиться
В Виннице состоялось во всех отношениях незаурядное событие — Международные дни джазовой музыки, участниками которых стали довольно интересные представители этого жанра...

В Виннице состоялось во всех отношениях незаурядное событие — Международные дни джазовой музыки, участниками которых стали довольно интересные представители этого жанра.

Не прав тот, кто относится к провинции снисходительно. Мол, глухомань, отсутствие культуры. Даже в глухомани можно найти интересные культурные островки. Вот, например, Винницкий художественный музей. Он хранит небольшую, но богатую коллекцию полотен, скульптур и предметов старины XVII—XIX веков из собраний подольских магнатов, в частности Потоцких. В здешних краях родился и умер композитор Леонтович, гордость нашей хоровой традиции. В местном католическом соборе проходит большой органный фестиваль. По местному телевидению постоянно транслируют музыкальные программы. Жива, значит, на Виннитчине подлинная культура?

Международные дни джазовой музыки прошли в Виннице 14-й раз, сохраняя и умножая собственные традиции. Они заключаются в своеобразном формате: два дня по три ежедневных концерта плюс прямая телерадиотрансляция, охватывающая обширный регион с четырехмиллионной аудиторией. И на удивление доступная цена билетов: не больше двадцати гривен.

Добавлю, что организаторы — Ирина Френкель (концертирующая скрипачка, начальник областного отдела культуры и продюсер) и Павел Третьяков (музыкальный редактор винницкого телевидения и директор фестиваля) привыкли обходиться местными силами и малым бюджетом.

В итоге можно констатировать: заполненный зал областной телекомпании, более четырех тысяч зрителей и телерадиоприобщение к джазу жителей Подолья во всех его отдаленных уголках. Отмечу и живую реакцию винницкой публики, характеризующую ее достаточно высокий уровень. Слушатели оказались подлинными ценителями, которые ощущают все стили и жанры современной джазовой сцены.

«Джаз и классика» — этой программой фестиваль открыл винницкий камерный оркестр «Арката» п/у Георгия Куркова. С ним играли композитор Мирослав Скорик и львовская академическая пианистка Оксана Рапита. Выступление строилось на нескольких инструментальных опусах Скорика и его же обработках классических хитов Бетховена и Шопена.

Порадовали киевляне из смешанного вокального секстета JazzEx. С тех пор как я слушала их три года назад на Vocal Zone, музыканты смягчили гармонию и меньше форсируют звук, что улучшило строй. Правда, пока не всегда идеальна интонация солистки-сопрано Инессы Качайловой. Но явственно улучшение вкуса, появление порой тонких нюансов. Вот бы еще добавить выпуклости, артистизма.

Публика тепло приняла надежный «фундамент» коллектива — бас Дмитрия Ефименко. Заслуженно, согласна.

Второй концерт начали польские артисты. Трио пианиста Влодека Павлика выступило с программой Anhelli. Их сет стал презентацией записанного в 2006 году одноименного диска. Павлик — выдающийся пианист-импровизатор, имеющий отличное академическое образование и джазовое сердце. Альбом создан по мотивам одноименной польской романтической поэмы начала ХIХ века Юлиуша Словацкого. Поэт родился в этом крае, не раз на Подолье возвращался и посвятил Anhelli полякам, сосланным в Сибирь. Альбом был отмечен ежегодной премией Польского Национального телевидения в категории «лучший диск года джазовой и рок-сцены» в двух номинациях на главную награду польской индустрии звукозаписи — премию Fryderyk. Музыка Павлика сочетает джазовый мейнстрим и современный креативный академизм. В трио рядом с Влодеком играют блестящие солисты-ансамблисты контрабасист Павел Паньта и барабанщик Цезари Конрад. Сыгранность идеальная, пианизм тончайше-изысканный. Да, директору Польского института в Киеве пану Ежи Онуху, представившему соотечественников, есть кем гордиться.

Великолепны четверо бразильеро. Вряд ли эти музыканты знают ноты… А если и знают, то это не мешает их свободе (в отличие от вымученного псевдоджаза, который прозвучал с этой сцены в другое время). Это не упрек бразильцам, а комплимент, поскольку их музыка естественно укоренена в фольклор и джаз. И, слушая, диву даешься: как сочно, вкусно. Блестящие виртуозы Ренато Боргетти (лидер группы, аккордеонист), Данииэль де Се Лей (гитара), пианист Витор Пеиксото и флейтист Педро Фиджиредо с первой ноты понеслись как мощный локомотив. И вызвали вулкан светлой энергии, море удовольствия и счастливых улыбок на сцене, в зале. Игра оставляла ощущение полной раскрепощенности, неимоверного владения инструментами.

Второй фестивальный день начал винницкий муниципальный джаз-оркестр «Вин-Бэнд». Молодой руководитель Юрий Харченко ведет свой коллектив по правильному пути. Играли слаженно, ритмично, с огоньком. Не отставал и американско-бразильский пианист и вокалист Луис Симас, который, правда, особо не поразил…

Наступила интеллектуальная кульминация — на сцену поднялись участники французского трио — бас-кларнетист-фронтмен Луи Склавис, электробасист Оливье Лет и барабанщик Франсуа Мервиль. Играли музыку Склависа, одного из лучших европейских бас-кларнетистов. Вспомнился приезд семь лет назад тоже прекрасного бас-кларнетиста и композитора Сильвена Кассапа. Сочинения прозвучали развернутые, с непростой гармонией и тональными планами, элементами алеаторики (случайность выбора), стохастики (закономерный, предопределенный ход развития), поисками тембров, разнообразием техник, например кластерами электробаса… Спонтанную коллективную импровизацию объединяли ритм и форма. Очень виртуозно-свежо Склавис играл и на сопрано-саксофоне.

Мы общались с месье Склависом — опытным музыкантом, очень скромным, как и положено настоящей звезде, человеком. Когда спросила, в каких залах он предпочитает играть, музыкант ответил, что выступает и в маленьких деревушках, и перед большим скоплением публики. Музыку свою, сравнив ее с Бахом, он сложной не считает (с чем я позволила себе не согласиться), слушает самые разные жанры, от Бетховена до молдавских радионаигрышей по дороге из Кишинева, откуда приехал в Винницу. Сказал, что далек от фольклора (тоже можно оспорить, так как в его музыке порой прослушивались интонации и восточные, и африканских ритмов, и европейской напевности).

Завершился фестиваль большим полуторачасовым шоу московской поп-джазовой дивы Виктории Пьер-Мари. В нем было все — десять смен костюмов, мужские подпевки с подтанцовкой, семеро инструменталистов (четверо в ритм-секции и трое джаз-роковых духовиков), повышенные децибелы, репертуар от джазовой попсы до песен Пахмутовой. И много «клубнички» в шутках…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме