Виктория Горбунова, «Записки шкільного психолога». Издательство «Нора-Друк»

4 декабря, 2009, 14:22 Распечатать

«Быть взрослым трудно: непросто держать себя в рамках, отвечать за слова. Признать, что в тебе живет ребенок, еще труднее»...

«Быть взрослым трудно: непросто держать себя в рамках, отвечать за слова. Признать, что в тебе живет ребенок, еще труднее».

Возможно, кто-то с этим не согласится — тогда он, пожалуй, не такой уж и взрослый. Чтобы убедиться в этом, прочитайте книгу Виктории Горбуновой «Записки шкільного психолога». На обороте титульной страницы указано: «Рекомендовано для прочтения родителям, особенно бабушкам, готовящим детей к школе, а также всем, кто интересуется школьной психологией». Это действительно надо прочитать всем. Ведь в каждом ребенке дремлет личность, и, чтобы ее разбудить, необходимо к каждому найти индивидуальный подход. А это тонкая ювелирная работа, с которой сможет справиться только человек терпеливый.

Автор тонко понимает психологию человека, ребенка видит словно насквозь, свои наблюдения излагает чрезвычайно эмоционально: «Невозможно научить человека не создавать проблем себе и другим так же быстро, как решать задачи на два действия. Жизненные правила намного сложнее грамматических, а поведенческие реакции более взрывные, чем химические. В психологии не может быть быстрого результата. Это аксиома».

Тема неисчерпаемая и вечная как мир: взрослые и дети. Нельзя сказать, что только родители влияют на личность ребенка, — им помогают «консервативные» бабушки-дедушки, воспитатели, учителя и даже прохожие тети-дяди на улице.

В книге затронута одна из самых важных проблем современной школы. Сейчас стало просто-таки модой проверять интеллект ребенка, но «...не вся информация в руках учителей является безопасной для детей. Возможно, это звучит нелепо, но в несуразных несколько цифр IQ становятся диагнозом, который может искалечить жизнь ребенка. Если учителя, имея лишь частичные результаты и зная только о лучших детях уже делят класс на «умников» и «пропащих», то что будет дальше? Детей с высокими показателями IQ захвалят. Размножатся такие себе «звезды», которые со временем поверят в свою уникальность, остановятся в развитии, почивая на лаврах. Что же касается других, их просто затравят: «Что взять с дураков...» Дети, не справившиеся с тестовым заданием по различным причинам (болели, были не в настроении, испугались и не поняли инструкции и т.п.), получат клеймо «вечных троечников». Описанное ни в коем случае не является плодом моей больной фантазии. Это классика жизни, и не только школьной».

Раньше детям не пытались «залезть в мозг», и они жили словно в сказке. А сегодня каждая мама стремится вырастить вундеркинда и заставляет свое чадо «глотать» энциклопедии, лишь бы получить звание «самого умного» (как в известной телеигре), и не понимает, что отбирает у маленького человека беззаботное детство.

Виктория сейчас работает со взрослыми детьми — преподает психологию в Житомирском университете им. Ивана Франко. В ее активе свыше полусотни научных работ по психологии, но в «Записках...» она впервые попробовала себя в художественной форме. Попытка оказалась удачной. Возможно, потому, что за основу взяты сюжеты из жизни и личного опыта.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно