ВЕСЕЛЫЙ, ГРУСТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

11 декабря, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 11 декабря-18 декабря

Об уровне фестиваля можно смело судить по его президенту. Международному анимационному фестивалю...

Об уровне фестиваля можно смело судить по его президенту. Международному анимационному фестивалю «КРОК» повезло вдвойне: так богаты достоинствами, творческими и человеческими, его сопрезиденты - Давид Черкасский (Украина) и Эдуард Назаров (Россия).

Так уж повелось, что режиссер, всегда остающийся за кадром, известен широкой публике гораздо меньше, чем его герои. В анимации есть, правда, у режиссера одно небольшое преимущество: кроме души, которую он вкладывает в картину, один из героев неуловимо напоминает его самого, внешне или повадками. Помните Пса из поистине народного мультфильма «Жил был пес»? Кто из нас не сопереживал, затаив дыхание, духовному взрослению Муравьишки из «Путешествия Муравья»? Эти, как и знакомые персонажи других картин - «Охота», «Принцесса и леопард», «Про Сидорова Вову», - ушедшие в мир взрослые дети режиссера и художника Эдуарда Назарова.

Его умение радоваться самому и веселить других, высокий интеллектуальный и творческий потенциал, человеческое обаяние притягивают к нему самых разных людей, не говоря уж об учениках, которые его просто боготворят. Каждое событие, связанное с ним, превращается в завершенный сюжет. На фестивальном корабле, например, кроме жены Татьяны, с ним была еще очаровательная такса. «Собака к нам попала очень своеобразно, - говорит он. - Моя Танька - человек не отважный, но пошла как-то одна тапочки купить. Во дворе вокруг лавочки была кучка народу, а на лавочке сидела тетка, которая держала этого таксеныша. Тетка шла щенка продавать и просто присела отдохнуть. По выражению лица Татьяны она все про нее поняла и предложила подержать собачку. Ну, та и подержала. Прихожу домой, открываю дверь, гляжу - ботиночек ходит. Теперь он всегда с нами».

Готовясь к разговору с Эдуардом Васильевичем, надеялась на легкую беседу, некий экскурс по милым его сердцу воспоминаниям, но мой собеседник был настроен на серьезно-философский лад.

- Эдуард Васильевич, слушая умные речи о тенденциях развития анимации, в паузе вы грустно заметили: «Это финал «КРОКа». Почему?

- Каждый «КРОК» - это финал, любой фестиваль - итог. На самом деле так не думаю, но будущее фестиваля, как и всех нас, зависит от многих вещей, большей частью от политики. Не хочется себя пугать, но стало много красного цвета.

- Политика так или иначе касается нас всех, но не думаю, что это главное, что вас интересует. В вашей жизни есть книги, которые вы иллюстрируете, фильмы, которые знают и любят. что первично - книги или анимация?

- Не могу сказать - это броуновское движение, хотя, скорее, оно берет свое начало от книг. Просто повезло: в армии был три с половиной года, а у Хитрука - двенадцать.

- В анимационном сообществе первична готовность к игре, сотворяющая из хаоса линий вдохновенный живой рисунок. Откуда грусть, пропало желание играть?

- Это все очень личное. Момент настроения не всегда совпадает с моментом истины: в творчестве люди часто пытаются быть умней себя, а на экране это всегда видно.

- Вы сегодня делаете кино?

- Нет ни желания, ни возможности. Можно, конечно, найти деньги, но нужно приложить усилий гораздо больше, чем для создания самого фильма. Для меня делать кино - не только поступательная работа над фильмом, но и то, что вокруг. Такое кино, как я делал, одному не вынести, а команда, мои любимые люди, распалась: кого-то нет, кто-то уехал. Из всех осталась только моя жена, которая всегда была ассистентом в моих картинах.

- По REN-TV идет программа «Анимация от А до Я», вы ее автор и ведущий - это попытка создать новую команду, вспоминая прошлое, размышляя о настоящем любимого дела?

- И это в прошлом. По контракту было предусмотрено создание определенного количества программ, известные обстоятельства не позволили контракт продлить. Конечно, в 52 программах мы не рассказали и малой толики того, о чем хотели.

- Но, Эдуард Васильевич, ведь у вас так много талантливых учеников?..

- Да, Ваня Максимов, Миша Алдашин, Саша Петров, Леша Демин, Леша Харитиди - всех не перечислить, времени не хватит.

- Каждое из этих имен - звездное, о каждом читатели «ЗН» знают в связи с громкими победами на престижных кинофорумах. Вы продолжаете преподавать?

- Конечно, но курсы при «Шаре» - это наше объединение,- не всегда существуют.

- Чем сегодня спасаетесь от наступления мрачного бытия?

- Терпением, стараясь душу держать в узде.

- Эдуард Васильевич, что вызвало такие мрачные настроения, ведь вы по природе своей человек веселый, заводной да и в картинах ваших это на поверхности?

- Будем надеяться, что это временно.

- Что «КРОК» для вас?

- Это нормальное действо, которое называется - любовь.

- Соберись сегодня ваша команда, что вы хотели бы сделать?

- Трудно сказать, в башке нет готового сценария. Единственно, что знаю наверняка, - не хотел бы плодить монстров, бегающих толпами по экранам, в основном ТВ. Хотя их появление вполне объяснимо - конец века, начало нового, смутное ощущение катастрофы - нормальное состояние человека на изломе времени. Мы, люди, почему-то очень стараемся приблизить момент самоуничтожения.

- Есть же что-то в сегодняшнем дне, в искусстве, что вам близко, что вы принимаете?

- Много чего. Не пытаюсь быть оригинальным, но все, что есть нормальное, существует со мной, включая Чайковского, Булгакова, Канта и т.д. Это то, чем живу.

- У вас нет желания выходить за пределы вами же созданного микромира?

- А я никогда из него и не выходил. С годами он становится все более густо населенным. Бог с ним, с внешним, главное - внутри. Так уж получается: чем меньше вокруг, тем больше внутри.

- С таким настроением нужно быть творцом, имеющим возможность работать «в стол». это возможно для аниматора?

- Можно, конечно, нарисовать картиночку, повесить на стену и глядеть на нее всю жизнь, но анимация - все-таки искусство публичное. Ведь это актерство, а для самого себя актерства не бывает, нужен хоть один, да зритель. Как правило, то, к чему относишься легко, потом оказывается как бы главным делом твоей жизни. Потом начинаешь жалеть, что чего-то недоделал, но вернуться назад нельзя, принимаешь все как есть. Что, очень мрачно?

- Есть малость, но лучик впереди видите какой-то?

- Имеете в виду свет в конце тоннеля. Так само слово «тоннель» стесняет, а свет на то и свет, что он вокруг. Надо не лениться крутить башкой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно