ВЕСЬ МИР — ТЕАТР

16 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 16 апреля-23 апреля

Фестиваль современной американской драматургии в Луилвиле (штат Кентаки) уже в двадцать третий ра...

Фестиваль современной американской драматургии в Луилвиле (штат Кентаки) уже в двадцать третий раз становится событием в театральной жизни США, а в последние годы - и для критиков, режиссеров, драматургов из многих стран мира.

В этом году кроме привычного показа сценических воплощений новых пьес было нечто удивляющее по самой сути понимания театра. В просторном фойе по четырем телефонам-автоматам можно было послушать (или подслушать) драматические диалоги, в трехминутное пространство которых авторы попытались внести довольно много коллизий, а актеры - дыхание чувств между словами.

Так, в пьесе Дианы Сан «Перестань целовать!» отвергнутый любовник в три минуты становился триумфатором. Впрочем, незапланированным, но не менее интересным спектаклем было созерцание зрителей, слушающих телефонные пьесы.

Был спектакль, который разыгрывался в припаркованном около театра легковом автомобиле. Водитель подбирал голосующих девушек, и устроившиеся на заднем сиденьи три зрителя наблюдали за забавно изложенным, но вполне ожидаемым в подобной ситуации сюжетом пьесы Ричарда Дрессера «Чего ты боишься?».

Воистину, весь мир - театр. Правда, люди иногда могут оказаться в нем всего лишь декорациями для забав сверхчеловека. Сегодня таковым оказывается компьютерный хаккер, который полностью подчиняет своим желаниям волю и само течение жизни президента издательства и его жены. Для хаккера из Ада важны лишь секс и кеберпространство. Драматург Артур Копит обладает великолепным знанием Интернета, свободно оперирует аспектами реальности, иллюзий и... паранои. Да и само название пьесы «Y 2 К» имеет отношение не только к восстановлению компьютерных сбоев в следующем тысячелетии, но является также метафорой подчинения человека машиной.

Устроители фестиваля издают сборник представленных пьес, так что этот текст есть в Украине и, возможно, со временем послужит литературным основанием для спектакля, который в постановке Боба Белебена был ужасающим предупреждением современникам.

Критики пророчат ужас, содрагание и... улыбку, где бы ни была поставлена эта мрачная комедия. Мрачная, но все же комедия. Надо сказать, что за какие бы проблемы ни брались современные американские драматурги, они всегда находят в них место для юмора и иронии. Это очень напоминает нашу традицию «бити лихом об землю», когда совсем невмоготу. Это не имеет ничего общего с традиционными разговорами о поверхностности проживания судеб своих героев актерами западной школы в отличие от глубинной славянской чувственности и психологизма. У них иная мера дозволенной открытости чувств. И кажущаяся легкость подачи проблем - не вопрос привлечения большего количества зрителей. Это что-то вроде защитной пленочки, которая позволяет ужас на лице принять за странную улыбку.

Американские критики отметили - отличие этого фестиваля от предыдущих - в стремлении стереть границы между зрителями и актерами.

Задуманные продюсером-директором фестиваля Джоном Джори спектакли по телефону, в автомобиле, в фойе театра нашли свое продолжение и на сценической площадке.

Надо отдать должное техническому оснащению трех сцен Актерского театра Луилвила, позволяющих показывать по четыре разных спектакля в день, но зачем это нам - апологетам (заложникам) бедного театра. К примеру, один спектакль состоял из восьми-десятиминутных пьес тридцатилетних драматургес. Они игрались в собственных декорациях, выезжавших, спускавшихся, составлявшихся бесшумно, музыкально, сказочно: комедия о политиках, мелодрама об однополой любви, трагедия о брошенных стариках. И всегда о вечном - личности человеческой, ее Божественной сути, которую испытывает на прочность время. Может быть, именно узнавание вечного в современнике основной мотив появления новых пьес и интереса к ним. Организаторы фестиваля всячески избегали термина «молодые драматурги». Перед самим определением «молодой» среди американцев никакого пиитета замечено не было, тем более - к молодости в профессии, ибо это явление либо краткосрочное, либо безнадежное. И оказавшийся современным автор (со временем созвучным, интересным времени своему), начавший писать даже в семьдесят, становится молодым по сути, а не по определению.

Молодым и новым по сути был спектакль, поставленный опытным режиссером Энн Богарт «Тесное пространство», в котором четыре актера разыгрывают забавный скетч, потом анализируют с режиссером свои ошибки, углубляются в простенькую коллизию, неожиданно находят в ней глубину, замечают скучающих зрителей, которых сами же пародийно изображают. Актерская техника позволяет им легко переходить от буффонады к трагедии, а вот технику сценическую заменяет балет складных стульчиков, спинки и сиденья которых оказываются крыльями птиц режиссерской фантазии, плавно взмывающих, кружащихся в опытных руках актеров.

И наконец, еще об одном проекте фестиваля под названием «Майка». В холле театра была устроена распродажа маек, текст пьес на которых был расположен на спине, внутренней части и на груди таким образом, чтобы, надевая майку, можно было успеть его прочесть. Узнав, что стоимость каждой 20 долларов, я понял - мой английский не столь хорош, чтобы быстро оценить находчивость драматургов. Но представьте, как интересно было наблюдать, когда пьса явно сдавливала горло, или была не по плечу. И так просто можно купаться или тонуть в театре, и так легко оказаться лишь манекеном для примерки идей!

Словом, фестиваль современной американской драматургии-99 состоялся, ибо стал окном для Света вдохновения, который цветение Сегодня превращает в плоды Завтра.

P.S. В Луилвиле 80 тыс. жителей и 8 муниципальных театров, 6 из них камерные с 10 сценами. Городом разработана концепция культурного развития театров, включающая множество форм поощрения спонсоров и меценатов искусства.

В Киеве 17 театров, которые опекает город. Правда, восемь из них имеют гарантированную финансовую поддержку, а остальные девять финансируются «по проектам» (дабы не омрачать картину, не будем расшифровывать этот термин). Все девять - камерные. Их суммарный бюджет не превышает среднего бюджета одного большого театра. Зато по количеству спектаклей, выездов за границу, участия в международных фестивалях они имеют безусловное лидерство. И без ссылок на зарубежный опыт им, очевидно, стоит жить, тем более что это совсем не дорого стоит.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно