ВЕРШИНЫ, ПОКОРЕННЫЕ ВАРПАХОВСКИМ

Поделиться
Режиссер Леонид Варпаховский относился к числу тех немногих счастливцев, для которых не составляло труда «дотянуть» текст собственной жизни до уровня созданных ими «текстов искусства»...

Режиссер Леонид Варпаховский относился к числу тех немногих счастливцев, для которых не составляло труда «дотянуть» текст собственной жизни до уровня созданных ими «текстов искусства». Варпаховский не только выжил в сталинских лагерях, но и умудрился ставить в барачно-лагерной обстановке спектакли. И не просто вульгарные агитки или развлекаловку для жен лагерного начальства, пробовавших себя в роли Салтычих, а подлинные произведения искусства, вроде «Похищения Елены» и «Травиаты». Более того, во время постановки «Травиаты» режиссера занимали не только оперные страсти: он влюбился в «крепостную» певицу, исполнявшую партию Виолетты, Иду Самуиловну Зискинд, и сумел сохранить эту любовь во внелагерном мире.

Словом, Борис Курицын, автор недавно вышедшей книги «На полпути к вершине», посвященной творческому и жизненному пути Варпаховского (Киев, Альтерпресс, 2001), не испытывал недостатка в ярком сюжетном материале. Но его интересовали по большей части не романные страсти, а творческое наследие Варпаховского, и именно поэтому, рассказывая о самых ярких жизненных коллизиях своего персонажа, Курицын предоставляет их детальную «раскрутку» романистам и сценаристам.

В итоге перед нами не романизированная биография, а исследование, поданное в научно-популярном ключе, автор зачастую жертвует литературными достоинствами книги ради исследовательских преимуществ. Поэтому его «непридуманные истории из жизни Л.Варпаховского» проигрывают в художественном отношении, но зато выигрывают как научно-популярный театроведческий текст. Правда, чтобы быть до конца последовательным, автору следовало бы выбрать в качестве подзаголовка своей книги не «непридуманные истории из жизни…», а «непридуманные истории из творческой биографии…»

Книга Б.Курицына стала итогом серьезной архивной работы, и в постскриптуме автор признается в том, что почти двадцать лет прошло с тех пор, как он впервые подошел «к двери с латунной табличкой, на которой было написано имя Варпаховский». Конечно, киевский период творчества Варпаховского и его работа в Театре русской драмы наиболее интересует исследователя. Оно и понятно: будучи завлитом Русской драмы, трудно не сосредоточить свое внимание в первую очередь на сотрудничестве Варпаховского именно с этим храмом Мельпомены.

В книге использованы фотоматериалы архивов семьи Варпаховских, Ю.Ткаченко, К.Питоевой, И.Павловой и самого автора, а также архива-музея Театра русской драмы. На обложке — сцены из спектаклей Варпаховского «На дне» и «Моральность пани Дульской», а на форзаце, как и полагается, Театр русской драмы. Даже в роли автора Курицын хранит верность родному «храму». Патриотизм превыше всего… Последнее, впрочем, подкрепляется тем, что предисловие к книге написал М.Резникович.

Почему же, собственно, «На полпути к вершине»? Выбор названия Курицын объясняет в постскриптуме: «Так уж случилось, что незадолго до своей смерти Леонид Викторович начал репетиции пьесы Питера Устинова «На полпути к вершине». Судьбе было угодно поставить точку в его жизни именно на этом названии. Не знаю, насколько это кому-то покажется символичным, но это было время, когда Леонид Викторович действительно был на полпути к вершине. Своей, одному ему известной вершине». Но тромб, «оторвавшийся в сосуде обмороженной на Колыме голени, поставил последнюю точку в его жизни».

Можно было бы сказать, что лагеря все-таки добили свою давнюю жертву, но на подобные обобщения автор не отваживается. Вообще о лагерном периоде творчества Варпаховского в книге говорится довольно осторожно — совсем не в духе Шаламова. Ужас происходившего выдают только цитаты из воспоминаний сына режиссера, Федора Варпаховского. Вот, например, одна из них: «По-видимому постановка («Травиаты». — Е.Р.) стала возможной только потому, что отцу удалось заинтересовать ею всесильную тогда начальницу магаданских лагерей Гридасову, новую жену начальника Дальстроя Никишева. Скромный лейтенант милиции, она неожиданно сделалась первой дамой Колымы, и ей льстило, что в «ее» театре будут петь оперу. (…) Когда отец сказал ей, что не представляет себе, где набрать хор, она его успокоила: «Не волнуйся, хором мы тебя обеспечим. На днях в лагерь привозят всю Эстонскую капеллу».

Книга Бориса Курицына рассказывает о многих покоренных Варпаховским вершинах. И, конечно, вызывает вполне понятную гордость тот факт, что на некоторые свои творческие выси режиссер взошел именно в Киеве. А киевлянам, да и не только им, будет интересно узнать о том, как именно эти вершины были покорены.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме