Вчера ты был героем?

1 апреля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 1 апреля-8 апреля

Ровно двадцать лет назад стали происходить странные вещи. На несколько месяцев позже, чем прогнозировал Андрей Амальрик, начал распадаться Советский Союз...

Ровно двадцать лет назад стали происходить странные вещи. На несколько месяцев позже, чем прогнозировал Андрей Амальрик, начал распадаться Советский Союз. Нет, не фактически — страна под таким названием, как известно, просуществовала еще до Беловежского пакта конца 1991 года, — а именно символически. В марте 1985 года генсеком КПСС избирают молодого «либерала» (извините за условность термина) Михаила Горбачева, а апрельский пленум той же партии впервые заговорил о «застое» и социализме с человеческим лицом. Да, это было начало конца системы, которая абсолютно спокойно, как будто по инерции заведенной машины, еще в сентябре этого же года уничтожила в уральском лагере Васыля Стуса.

Как мы узнали позже, 1985 год, а точнее — апрельский пленум ЦК КПСС был ровесником еще одного судьбоносного события, изменившего лицо украинской литературы. Да, ровно 20 лет назад трое тогда еще просто молодых поэтов — Юрий Андрухович, Александр Ирванец и Виктор Неборак — создали литературное объединение «Бу-Ба-Бу» (Бурлеск-Балаган-Буффонада). Акцентирую на неслучайности этой даты: все произошло согласно неписаным ритуальным предписаниям главных литературных бунтарей второй половины 80-х — не в январе и не в июне, а именно в апреле 1985 года. Затем и период полураспада «Бу-Ба-Бу», то есть окончание этого «либерального проекта» для украинской литературы, совпадает с концом 1991 года. Другими словами, с достижением главными фигурантами тридцатилетнего возраста. Все дальнейшие общие акции и выступления бубабистов имели сугубо ритуальный характер: ежегодное определение академиков «Бу-Ба-Бу», издание избранных произведений, причудливое празднование «столетия» в 1994 году, включая и самые последние юбилейные выступления во Львове и Киеве 29 и 31 марта.

Последние 14 лет существования группы реально можно было бы представить как ее несуществование или самостоятельное существование трех самостоятельных творческих единиц за пределами бубабистского мифа. Если бы не одно обстоятельство: настойчивое желание самих бубабистов и некоторых их адептов от критики поддерживать этот миф. Именно «Рекреації» Юрия Андруховича, изданные в первом номере журнала «Сучасність» с Леонидом Кравчуком на обложке, стали в то же время и акме бубабизма (симптоматичным было посвящение Виктору и Саше), и точкой отсчета для нового творческого этапа самого автора, впрочем, как и его коллег.

Оказалось, что за пределами мифа «Бу-Ба-Бу» полноценно смог выжить именно его Патриарх, который в течение 14 последних лет, отказавшись в начале девяностых от написания стихотворений, сумел издать четыре романа, повесть-эссе, сотни просто эссе, перевестись на десятки европейских языков, получить международное признание и... опять вернуться к поэзии. Казначей и самый «бубабистский» участник объединения Александр Ирванец попробовал себя в параллельных жанрах, даже получив титул главного современного украинского драматурга и вволю поэкспериментировав в прозе. Прокуратор Виктор Неборак взялся старательно «лепить» бубабистский миф многочисленными воспоминаниями с конца восьмидесятых, не прекращая, однако, заниматься поэзией — именно заниматься, поскольку Неборак-автор «Розмови зі слугою» и «Alter Ego» почему-то бесповоротно остался в прошлом. На смену дерзкому постмодернисту пришел ярый традиционалист, посадив мещанские пионы там, где раньше буйно цвели настоящие поэтические «цветы зла». Да, для Неборака после грандиозного карнавала произошло длительное погружение в суровый пост. Выплывет ли?

Как не стать заложником истории и ее ярких страниц? Как не поддаться соблазну до смерти любить свою звездную молодость и вместе с тем не впадать в крайности творческого самоотрицания? Лично мне «Бу-Ба-Бу» тоже дорого, но не как «память», а живая традиция, требующая критического осмысления и обновления. То есть для меня Андрухович—Неборак—Ирванец наибольшее значение имеют не как литературно-идеологический конструкт, а как творцы — каждый в отдельности, — которые смогли изменить мое юношеское представление о поэзии и литературе как крайне серьезном деле государственной важности. И потому провокации бубабистов не имели никакой задачи. А тем более не ставилась цель изменить мнение об Украине или имидж Украины в мире. Они просто делали очень нужное в то время дело — писали хорошие тексты. Другим языком, своим языком. Я не хочу видеть памятники на могиле «Бу-Ба-Бу».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно