Ваша «крыша» — небо голубое

29 июня, 2007, 13:22 Распечатать Выпуск №25, 29 июня-6 июля

Кинофест «Відкрита ніч» поддержал гонимых киевских художников «Відкрита ніч. Дубль 11» — киновидеофест с завидной историей — недавно совпал с несколько латентными акциями «культурного сопротивления» в столице...

Кинофест «Відкрита ніч» поддержал гонимых киевских художников

«Відкрита ніч. Дубль 11» — киновидеофест с завидной историей — недавно совпал с несколько латентными акциями «культурного сопротивления» в столице. Как известно, речь о беспрецедентном рейдерстве и погромах по отношению к известнейшим галереям на Андреевском спуске, который традиционно и принимает гостей — участников «Ночи». «Дубль 11» на сей раз решил не разбрасываться гран-при. А названия основных лент-призеров довольно метафорично отразили горькую ситуацию с культурой в Украине — «Приблуда», «Долг», «Вне игры»… Правда, есть еще и «Крылья» — но тут уж кому летать, а кому ползать.

С ними — небо!

Денег, как всегда, не было. Посему отец-вдохновитель феста Михаил Ильенко пошел даже дальше привычного обещания впредь не устраивать «Ночи». «Мы отказываемся от сотрудничества с Министерством культуры!» — заявил арт-директор.

Второй «главный» государственный меценат — Подольская райрада в лице ее нового руководства — впрочем, тоже выделил ровно половину от обычной суммы финансирования…

Зато с годами явно усиливается общественная поддержка «Відкритої ночі». Недостающее финансирование по мере возможности покрыла НСКУ, технику предоставила Нацкиностудия им.Довженко, благодаря чему впервые на «ВН» был организован «кампус талантов» «Відкрите кіно» (снято шесть игровых короткометражек.) Негосударственная студия детской анимации «Червоний собака» провела «кампус талантов» аниматоров «мІнІанІма». Впервые участие в работе «ВН» принял и «Кинофорум Украины» в лице генпродюсера Андрея Ризоля.

Наиболее заметный вклад в «спасенне утопающего» внесла НТКУ. Первая «кнопка» предоставила не только эфирное время и не просто организовала интерактивное голосование, в ходе которого страна определяла ленту-лауреата «приза зрительских симпатий», но еще и предоставила технику. Благодаря УТ-1 два фильма «Открытого кино» снимались в Крыму, еще один — в Одессе.

В будущем «Відкрита Ніч», ориентирующая своих участников на создание «продюсерского», конкурентного кино, окончательно станет негосударственным фестивалем? Что ж, вполне возможно.

Такого количества собравшихся зрителей, и, главное, оставшихся до утра на горе Уздыхальнице в 2007-м, я не видела ни разу за 11 лет истории форума.

— 11 лет назад украинского кино не было, а Михаил Ильенко его выдумал — и со временем оно действительно появилось, — констатировали «модераторы» феста братья Капрановы. — Когда-то мы рассчитывали, что со временем «Відкрита Ніч» из-под открытого неба Андреевского спуска перейдет в кинотеатры. Вышло не так, как думалось. Сегодня в Киеве сама культура оказывается без крыши над головой, а под открытым небом. Так что «ВН»-2007 — это не только фестиваль кино, а — символ. Ну, ничего: этого неба над Андреевским у нас, у «культуры», никто не отберет!

«Ателье Карась», где по традиции заседает жюри, щетинится гигантским плакатом: мол, культуру захватывают рейдеры. Сам галерист Евгений Карась во вступительном слове на открытии «ВН» говорит: «Мы выстоим! И в следующем году такой катастрофы не будет. А те, кто ее устроил, будут сидеть там, где им положено!».

Взяв слово, сам Михаил Ильенко вкратце сообщил о последнем «культурно-коммунально-тендерном» конфликте в столице. И заявил: «Фестиваль «Видкрита Ніч» и все киносообщество поддерживает галерею «Ателье Карась», Ассоциацию деятелей современного искусства и Ассоциацию арт-галерей Украины. И присоединяется к протестам против происходящего. Мы, «культура», — вместе. И все — в одинаковой ситуации».

Трогательная нынешняя взаимопомощь представителей разных сфер чем-то напоминает «толоку», о которой сам г-н Ильенко мечтает снять фильм. Грустно только, что обороняться «культурной толоке» де-факто приходится от… родного государства.

И, словно по контрасту с невеселыми коммунально-материальными обстоятельствами, уровень конкурсных работ впервые заставил серьезно пожалеть, что премий у фестиваля маловато. На 32 нынешних участников программы явно недостаточно. Жаль также, что ночь — «нежна», но отнюдь не бесконечна.

Из 28 «муви» программы (четыре ленты вне конкурса) подавляющее большинство составили игровые короткометражки. Зато анимации практически не было — спас «кампус талантов» «мІнІанІма» и студия «Червоний собака», за месяц снявшая шесть мультиков. (Младшему из аниматоров, Виктору Тупику, исполнилось 14 лет.)

Жил-был пес…

Одним из самых ожидаемых показов фестиваля стал фильм Тараса Томенко «Мамочки» — о детях, рожденных в тюрьме, и зэчках-роженицах. Несмотря на статус режиссера как едва ли не «мэтра» отечественного кино, «Мамочки» шли в конкурсной программе. (Хорошо, хоть Санин в конкурсе не участвовал.) Но призов этот фильм, увы, не получил и на первое место в интер­активном голосовании зрителей не выбился. Несмотря на болезненность темы и даже роды в кадре (кстати, в Украине видеоарт на ту же тему несколько лет тому успела снять Оксана Чепелик; ее видео­ролик — снова с беременной женщиной-героиней) тоже по традиции участвовал в «ВН-2007»). Так что Томенко по всем статьям опередил трогательный игровой фильм-дебют «Приблуда» режиссера и сценариста Валерия Ямбурского.

Привлек зрителей главный герой — смешной ушастый пес. По сюжету псина выбирает своим хозяином эдакого сельского куркуля и буку, тот ее и гнобит, и даже топить пытается… А в финале начинает любить «приблуду» больше, чем Муму Герасима. По словам г-на Ямбурского, четырехногого обаяшку-«актера» выбрали из 4 тыс. (!) кандидатур. Видимо, вдохновленное таким героизмом (а в принципе — работой начинающего режиссера с норовистым животным в качестве главного действующего лица фильма) жюри фестиваля во главе с Олесем Дзиндрой, не сговариваясь с аудиторией ТВ, присудило первую премию «Видкритої Ночі. Дубль 11» именно «Приблуде» Ямбурского.

Михаил Ильенко на фестивале
Михаил Ильенко на фестивале
Лучшим студенческим фильмом признан «Борг» сценаристки Марины Горбач. Это история из жизни «новых украинцев» по мотивам рассказа Евгена Гуцало. Надо думать, награду в данном случае дали потенциальным способностям режиссера (она же — сценарист) снимать неплохое традиционное «социально-психологическое» кино (по факту лента несколько «сырая», хотя ведь и автор только учится «мэйк муви»). Зато, думается, исходя из прямо противоположных соображений, жюри вообще не отметило один из самых профессиональных и запоминающихся проектов конкурса — «Жах» Ярослава Слабошпицкого (неоднократного призера фестиваля.) Эта новелла показалась «слишком» фестивальной и чересчур уж напомнила «Необратимость» Гаспара Ноэ с Моникой Белуччи. А если быть совсем точным — «переведенную на украинский» язык и реалии нашумевшую сцену изнасилования, только — на фоне наших сельских захолустных пейзажей. Впрочем, словно компенсируя решение профи, жюри зрительское уверенно зачислило «Необратимость» по-украински» в первую пятерку, а то и тройку, фаворитов.

Ну и лучшим фильмом «игрового» «кампуса талантов» «Відкрите кіно» названы восьмиминутные «Крылья» (сценарист и режиссер Александр Усик.) В конкурсе «мініаніма» победила экспериментальная, на удивление профессионально сделанная короткометражка «Поза грою» Дм.Колосова, она же — еще один «финалист» зрительских симпатий…

Да, все совпало нынче на «ВН» — мнения профи и зрителей, явный рост интереса к отечественному кинематографу. И даже погода, вопреки синоптикам, была хорошей, без обычного для фестиваля проливного дождя. Не совпал фестиваль только с государством. Ну, да этим разве кого-то у нас удивишь?..

Лидеры «Открытой ночи-2007»

· «Приблуда» — лучший дебютный игровой фильм (режиссер Валерий Ямбурский, киностудия им.А.Довженко), а также приз зрительских симпатий по итогам интерактивного голосования на УТ-1;

· «Долг» — лучший студенческий игровой фильм (режиссер Марина Горбач, Киевский национальный университет им.И.Карпенка-Карого);

· «Крылья» — лучшая работа в конкурсе «Открытое кино» (режиссер Александр Усик, НТКУ);

· «Вне игры» — лучшая анимационная работа (постановка Дмитрия Колосова, Анны Валенсы, «Червоний собака»);

· «Поезд» — лучшая операторская работа (Юрий Мещеряков).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42, 9 ноября-15 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно