ВАРШАВСКИЕ ДНИ УКРАИНСКОЙ МУЗЫКИ

Поделиться
...Скудостью концертная жизнь Варшавы отнюдь не отличается. Причем касается это всех жанровых, вид...

...Скудостью концертная жизнь Варшавы отнюдь не отличается. Причем касается это всех жанровых, видовых и стилевых пластов — как массовых, так и элитарных, как академических, так и попсовых, как современных, так и имеющих солидный возраст. Об интенсивности музыкального процесса столицы Польши свидетельствует, прежде всего, реклама. Посудите сами: огромные биг-борды, возвещающие о приезде вездесущего Стинга, соседствуют на варшавских улицах с биг-бордами же, приглашающими на концерты всемирно известного дирижера Джеймса Ливайна; ярко-красные кричащие плакаты на афишных тумбах, анонсирующие наступление серии «Летних Варшавских джазовых дней», оттеняются черно-белыми, сообщающими о грядущей премьере знаменитой рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — Суперзвезда». А ожидаемая премьера «Отелло» Джузеппе Верди в Варшавской опере! А ежевоскресные (в полдень и после обеда) фортепианные программы на открытой эстраде возле памятника гениальному Фридерику Шопену в Лазенках! А Восемнадцатый Моцартовский фестиваль — где прозвучат, помимо известных всем, популярно-заигранных Реквиема и «Свадьбы Фигаро», а также вершинных, но исполняемых достаточно часто «Волшебной флейты» и «Дон Жуана», и значительно реже звучащие «Бастьен и Бастьенна», «Так поступают все», «Идоменей», «Похищение из сераля», «Луций Сулла». А гастролеры — из Австрии и Франции, Нидерландов и США, Германии и Великобритании!

В таком пестром и временами роскошном окружении Дни украинской музыки, прошедшие в Варшаве 3—6 июня, могли бы затеряться. Могли бы, если бы не два принципиально важных фактора. Первый — это достойная всяческого удивления и восхищения энергия инициатора акции Романа Реваковича, прекрасно известного в Украине, причем в разных ипостасях. Ревакович-дирижер известен у нас как руководитель хора «Журавли», с успехом гастролировавшего во многих городах Украины. Ревакович-композитор — активный участник украинских музыкальных форумов. Ревакович-музыкант — один из «мозговых центров» львовского фестиваля «Контрасты». Наконец, Ревакович-менеджер — полпред украинской музыкальной культуры в Польше, автор идеи и неутомимый мотор Дней украинской музыки, проведенных в этом году уже во второй раз.

Второй фактор успеха акции — это уникальная программа Дней — разножанровая, включавшая в себя мировую и варшавскую премьеры крупных сочинений украинских композиторов, выступление лучших украинских коллективов, тонко драматургически выстроенный камерный концерт, объединивший классику и современность.

Итак, камерный концерт. В его программе — традиционные сочинения украинской музыки, уже ставшие достоянием истории (солоспивы Н.Лысенко, Д.Сичинского, В.Барвинского, Я.Степового), а также произведения современных авторов разных поколений — именитых киевлян Валентина Сильвестрова (Post scriptum для скрипки и фортепиано), Леси Дычко (романсы на слова Миколы Винграновского, Миколы Руденко, Павла Грабовского и Ольги Палажченко) и опус совершенно неизвестной польской аудитории, но довольно часто исполняющейся в Украине Богданы Фроляк из Львова («Фрагменты» для кларнета и фортепиано). Польские музыканты — вокалистка Марта Боберская, кларнетист Кшиштоф Збийовский, скрипач Куба Якович и пианистка Наталья Ревакович тонко интерпретировали разностилевую программу, вызвав искренний, теплый прием аудитории.

Центром же и кульминацией Дней украинской музыки в Варшаве стал концерт двух титулованных коллективов — Национальной заслуженной академической капеллы «Думка» и Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины, представивших два монументальных вокально-симфонических полотна — «Палимпсесты» Юрия Ланюка для солирующей скрипки, хора и симфонического оркестра на слова В.Стуса и канонические тексты и мировую премьеру сочинения Евгения Станковича «Слово про поход Игорев, Игоря, сына Святослава, внука Олега» для солистов, хора и оркестра.

«Палимпсесты» Ю.Ланюка — сочинение, премьера которого состоялась в 1999 году в Эдмонтоне (Канада), нынешней весной звучало в Киеве, в заключительном концерте фестиваля «Музыкальные премьеры сезона». И вот — варшавское исполнение, вызвавшее достаточно ощутимый резонанс. Анна Савицкая (солирующая скрипка), «Думка» и Национальный симфонический оркестр, руководимые В.Сиренко, сумели донести главную идею этой музыки — соединение разных стилистических, языковых, жанровых пластов. «С иной стороны, — продожает Ю.Ланюк, — избранные мною стихи Василя Стуса стали для меня символом трагической судьбы человека, который в современном мире живет высокими духовными идеалами и в борьбе за них гибнет…» Такое сочетание разных стилистических моделей, драматургических линий и пластов отражает саму идею палимпсестов — старинных пергаментов, на которых сквозь один слой проступают иные.

Мировая премьера «Слова про поход Игорев…» Евгения Станковича — генеральная кульминация Дней — завершила важный этап огромной работы капеллы «Думка» и ее художественного руководителя Евгения Савчука над воплощением монументальных произведений современных украинских композиторов. Киевские слушатели помнят тот успех, который сопровождал недавнюю премьеру «Реквиема для Ларисы» В.Сильвестрова — предыдущую крупную работу коллектива в этом направлении. И вот — мировая премьера нового опуса Е.Станковича.

«Слово про поход Игорев» продолжает линию монументальных вокально-симфонических произведений Станковича — Третьей симфонии («Я утверждаюсь!»), Реквиема «Бабий Яр», «Черной элегии». А если добавить еще и обращение к эпической теме (тысячелетняя отечественная история), и явные аллюзии к современности с ее политическими конфронтациями (поневоле вспоминалось знаменитое высказывание классика «Прошлое в настоящем — вот моя задача»), — то можно с полным правом сказать, что украинская музыка обогатилась значительным явлением, подаренным пока только варшавским слушателям.

Накал трагических эмоций, проникновенная лирика, эффектные оркестровые эпизоды, драматургическая выстроенность, максимальное использование выразительных возможностей привлеченных исполнительских сил — а это, помимо смешанного хора, и симфонический оркестр, и солисты (сопрано Ирина Семененко, тенор Михаил Тищенко, баритон Николай Коваль, бас Сергей Магера) — полностью вписываются в ту систему ожиданий, которую формирует у слушателя само имя Станковича — ожиданий голоса «не мальчика, но мужа», трагически-экспрессивно воспринимающего действительность. И эта экспрессия, оттененная лирикой, прекрасно удалась исполнителям.

Впрочем, не за горами, в конце июня — премьера нового сочинения Е.Станковича в Киеве, а осенью, как стало известно из заслуживающих доверия источников, «Слово» прозвучит на львовских «Контрастах».

Все сказанное и обусловило успех Дней. Внешние его признаки — искренний, теплый прием украинской музыки варшавской аудиторией, интерес к акции польского радио и телевидения. Но важнее иное — внутреннее ощущение востребованности украинской музыки и внутреннее же убеждение в том, что она того заслуживает.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме