Валяли по полу Софию Копполу. «Где-то» в украинском прокате: новый фильм от знаменитой дочери

10 декабря, 2010, 15:23 Распечатать

Недавний фаворит Венецианского международного кинофестиваля — фильм Софии Копполы «Где-то» — выходит на украинские экраны...

Недавний фаворит Венецианского международного кинофестиваля — фильм Софии Копполы «Где-то» — выходит на украинские экраны. Его можно посмотреть уже с 9 ноября в Культурном центре «Кинотеатр «Киев». Фильм сопровождали комплименты Тарантино и вой возмущения международной фестивальной тусовки.

Эту картину критики пытаются осмыслить как экзистенциальную драму с намеками на факты биографии режиссера. А рядовой зритель пойдет смотреть ее не в последнюю очередь благодаря громкой фамилии.

Собственно, из-за этой фамилии и поднялся шум вокруг фильма. Сними такое «некто» без звездного шлейфа славы отца, рассчитывать на успех и пристальное международное внимание не пришлось бы, это факт.

Однако и обвинять режиссера «Где-то» в полной бездарности и размахивании династийным флагом — тоже не с руки. София Коппола, при отсутствии блестящего художественного дарования, оказалась прилежной ученицей. Пусть не своего отца, но мастеров авторского кино еще из той эпохи, когда кино открыло, что может быть не только сюжетным, но и атмосферным… Упаковывая в неспешное, тоскливое повествование метания человека, поиски своего места в жизни.

Не похоже, что перед самой Софией этот убийственный вопрос висит дамокловым мечом. Но с подобным материалом она справляется профессионально.

Можно долго свистеть вослед Тарантино, присудившему фильму венецианского «Золотого льва» (как это и сделала фестивальная публика), но «Где-то» навсегда останется хитро скроенным образчиком «светлой грусти». В котором пустота и «отработанный материал» раздражает одних, но восхищает других — в общем-то не самых глупых зрителей.

Лобовой метафорой «хождений по кругу» открывается и закрывается панорама подвисшей жизни голливудской звезды Джонни Марко. В своем дорогом автомобиле он наматывает бессмысленные круги «где-то» в американской степи. Ну а сама жизнь — так… скука! Ведь, как всем давно известно, и они «тоже плачут».

Но слезы — это уже драматургия. А актеру Стивену Дорффу отведена участь позирующего перед камерой. Он протяжно курит, с любопытством глядит на близняшек-стрептизерш (зачет кастинг-директору!), обаятельно улыбается или недоумевает. Все без лишней эмоциональности, без внутреннего монолога. Каждый сам пусть додумывает его переживания. Появление на горизонте сюжета 12-летней дочери от бывшего брака не меняет ровным счетом ничего в медитативной манере Копполы. Она с завидным упорством фиксирует обыденность. Пусть совместную, пусть предполагающую теплые и сильные чувства между отцом и дочерью или спасительный драматургический конфликт. Просто теперь Джонни — не один. И это хоть как-то окрашивает его звездные будни.

Схема и атмосфера «Где-то» — уже пройденный Софией этап в «Трудностях перевода». Тот же безликий отельный быт, созерцательная камера, дуэт взрослого мужчины и не очень взрослой девушки.

Конечно, у ангелоподобной Эль Феннинг, играющей дочь Джонни, еще не вырос бюст, но сексуальность брызжет. Как и некогда героям Скарлет Йохансон и Билла Мюррея, режиссер предоставляет уже новой паре выступить лакмусовой бумажкой в окружающей их действительности. А она у богатых и знаменитых, с точки зрения Копполы-младшей, довольна нелепа и смешна! В этом, пожалуй, видна наибольшая искренность Софии. И хоть какое-то подобие «философии» в ее фильме.

Едва уловимой иронией окрашены любовные похождения ее героя (большей частью случайный секс в соседних номерах), его профессиональное бытие. На раскрутке очередного тупого блокбастера с участием Марко актер вынужден проходить известные всем деятелям медиа и маркетинга экзекуции. Например, держать оборону на пресс-конференции перед журналистским вопросом о глобализме и постмодернизме. За этот благородный реверанс в сторону «Сладкой жизни» Феллини цепляются все рецензенты «Где-то». Больше — особо не за что.

Но в пользу итальянцев Коппола дарует фильму целый эпизод с награждением Джонни в Милане телепремией «Золотой кот». На церемонии отец и дочь лукаво перемигиваются, реагируя на этот медийный абсурд.

Правда, несмотря на дикие пляски итальянских «велин» (полуголые телевизионные старлетки), феллиниевским карнавалом в «Где-то» даже не пахнет. Уж, скорее Антониони будет помянут незлым тихим словом. Потому как не самое это комфортное времяпрепровождение в кино — погружаться вместе с экранными героями в экзистенциальную тоску. Впрочем, это уж как у кого душа просит.

Филигранная техника исполнения в неглубоком девичьем кинематографе Софии Копполы бальзамом ложится на израненную душу даже совсем не богатых и не особо знаменитых искателей нашего времени, затянутых в круговорот своей, на первой взгляд, интересной жизни.

Журналисты, телевизионщики, брендовые менеджеры, регламентированная богема всем сердцем откликнутся на этот фильм. На их «сладкую жизнь» с удовольствием променяли бы свою невзрачную и 90% мирных потребителей! «Где-то» не дает им шанса развенчать иллюзию. Ведь «где-то» всегда лучше, чем «здесь».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно