В ЗЕРКАЛЕ ЛЮБВИ ЛУЧШИМ БЫЛ ДЖО БЛЭК

29 января, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 29 января-5 февраля

Раздав милые статуэтки золотых барашков, критики и зрители, степень численности которых колебалась в зависимости от времени показа и предполагаемого качества самого фильма, дружно принялись смотреть кино о любви...

Раздав милые статуэтки золотых барашков, критики и зрители, степень численности которых колебалась в зависимости от времени показа и предполагаемого качества самого фильма, дружно принялись смотреть кино о любви. А на сцене и экране она присутствует в концентрированном виде, в отличие от растворенности в буднях, чем манит и отталкивает, привлекает и отвергает.

Детище «Кинотавра», уже IV Международный кинофестиваль «Лики любви» сменил в этом году президента: место Владимира Машкова занял легендарный Марк Рудинштейн. Впрочем, он считает, что на «Ликах», как и на «Кинотавре», процесс идет, работает слаженная команда, а он, не оставляя фестивали своим вниманием, будет в основном заниматься продюсированием кинопроизводства. В будущем, предположил Рудинштейн, «Лики» станут конкурсным фестивалем, возможно, поменяют место жительства, уйдя из Москвы. Но пока холодную, зимнюю Москву в крещенские морозы, правда, в этом году столбик термометра не опускался ниже минус пяти, - согревает тепло любви к кино и любви экранной.

Основная программа, состоящая из десяти картин, открылась просмотром обладателя Гран-при в Каннах-98, итальянским фильмом Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Самое страшное, когда любовь оценивают в зависимости от национальной принадлежности. ХХ век явил миру жестокость, может быть, в большей мере, чем какой-либо другой. Герой Бениньи (в главной роли сам режиссер) и его жена Дора (Николетта Браски), пережив несколько лет счастья, вместе входят в ворота концлагеря. Вместе легче и жить, и умирать. Фильм цельный, нежный и трогательный. На мой взгляд, награжденный, скорее, за человечность, чем за особые открытия в киноязыке.

Конечно, можно было бы остановиться на каждой картине, показанной в эти дни в Киноцентре. Но, боюсь, разговор получится довольно однообразным. Не только потому, что кино сегодня редко дарит захватывающие дух открытия, но и потому, что фильмы мигрируют с фестиваля на фестиваль. Дебют французского режиссера Эрика Зонка «Воображаемая жизнь ангелов» о мечтах двух провинциалок, попавших в город, уже был показан в Киеве на фестивале «Молодость». «Две Юлии» Алены Демьянко рассматривались почитателями и неприятелями этой ленты с разных сторон, особенно после получения премии «Арсенал». Просмотр на «Ликах» не стал исключением - первую половину картины зал, в основном, безмолствовал, недоумевая, потом заметно увеличилось число пустых кресел в зале, оставшиеся вяло посмеивались то ли над собой, то ли приняв тонкий юмор «Двух Юлий».

В последние годы югославское кино вызывает неизменный интерес у фестивальной публики. «Шмель» Горчина Стояновича ни по исполнению, ни по режиссерско-актерскому воплощению этого интереса не удовлетворил. Хотя Саймон Эби, швейцарский режиссер, начал работать в кино давно, «Три ниже поля» - его первый полнометражный фильм, в котором в современном контексте рассматривается временный любовный треугольник. Финская лента «Песчаная невеста» (режиссер Пиа Тикки). Это история любви и страсти, полная тайн и загадок. С хорошими актерскими работами. Разве что слишком неспешная с точки зрения среднего европейца. Встреча же с финской делегацией была очень эмоциональна по сути и, надо сказать, по заявлению Кирси Тиккиляйнен, которая является одной из глав финского кино, северный сосед России не знает сегодня проблем в области кинопроизводства. Дай им Бог, может, и мы к этому придем.

Картину одного из основателей и художественного руководителя киностудии «Зебра» (Польша) Яцека Бромски критика и зрители приняли очень тепло. На родине фильм был трактован как прорусский. Не только его героиня - русская, но и главные роли исполняют две молодые российские актрисы. Фильм повествует о своеобразии провинциальной жизни, где не только поступки, но и все чувства на виду. А любовь везде одинакова - границы географические и языковые ей не помеха. Яцека Бромски пригласили к участию в «Кинотавре» не только с этой последней работой, но и с ретроспективой. Согласившись, он лишь посетовал, что после ретроспективного показа перестанет быть молодым режиссером.

Много эмоций у критиков, присутствовавших на просмотре и пресс-конференции вызвала картина Валерия Пендраковского «Кому я должен - все прощаю». Сценарий написан им самим и Юрием Рогозиным, а фильм снят во время простоя из-за отсутствия финансирования картины «Два товарища», которой финансовую поддержку оказывает Госкино. Продюсерские способности Анны Пендраковской вызывают глубокое уважение, чего, к сожалению, не скажешь о самой картине, собравшей созвездие великолепных актеров: Андрей Ташков, Елена Коренева, Елена Цыплакова, Алексей Жарков, Виктор Павлов. Не будем уходить далеко в историю и ссылаться на сходство героя картины с бездельником Емелей, проводящим свои дни в праздности - за него щука управится, не станем тревожить и беднягу Обломова - симпатичный барин никому не делал зла, - но самый близкий родственник героя обитал в балаяновских «Полетах во сне и наяву». Однако героя Янковского лишним человеком делает социум эпохи развитого социализма - именно это «счастливое» время не дает ему раскрыть свои таланты, именно поэтому картина Романа Балаяна стала предметом любви и исследований нескольких поколений. Это стоны по самим себе. В картине же Пендраковского герой, создавая собственный микромир без обязательств, планов и любви, постоянно расширяет его за счет выжженных душ окружающих его людей. Не стану говорить о художественных приемах фильма, которые для меня прошли достаточно незаметно. Но удручает глубокое восхищение им авторов, преподносящих его мятущимся положительным героем.

Качественное английское кино «Миссис Браун» (режиссер Джон Мадден) в свойственном для кино Великобритании стиле поведало историю страсти королевы Виктории к своему слуге.

Бесспорным лидером «Ликов любви» стал американский фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк». Имя его создателя знакомо зрителям по «Полночному побегу» и «Полицейскому из Беверли Хилз», не говоря уже о картине «Аромат женщины». Конечно, это чисто американское кино, сделанное по жестким законам коммерции, но при этом не забыты законы жанра мелодрамы в стиле «фэнтези» с непременным хэппи-эндом. Мягкий юмор, любовь, непреходящие человеческие ценности, плюс блестящие актерские работы Брэда Пита, Энтони Хопкинса и Клейр Форлани - фильм смотрится на одном дыхании.

Милые музейные радости, представленные французской синематекой, возвратили нас к истокам кино, которое с самого своего начала воспевало искусство любви и обольщения. В программу вошли три картины - «Красная хризантема» (Франция, 1911), «Любовь индианки» (США, 1910), «Любовь на ногах» (Италия, 1914) и три микса по 5-10 минут из нешедевров мирового кино на тему: «Объятия и поцелуи», «Любовные видения» и «Самоубийства из-за любви». Даже для неспециалиста программа выглядела довольно мило, а людям кино, думаю, показанные в такой концентрации эпизоды дали пищу для размышлений.

Фестивальные просмотры показали, что и в любви царит разнообразие стилей и жанров. Если снимается кино, фестиваль живет и люди идут в кино, чтобы независимо от жюри отдать предпочтение той или иной новой киноленте.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно