В СОСЕДНЕЙ ВЕНГРИИ НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ОТМЕЧЕНО ТРИДЦАТЬ ВТОРЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КИНОФЕСТИВАЛЕМ

16 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 16 февраля-23 февраля

В советские годы венгерское кино имело ауру полузапретного плода. Социалистическая цензура разрешала им сказать чуть-чуть больше о «маленьких» недостатках нашей общей жизни...

Кадр из фильма Бела Тарра «Мастер гармонии»

В советские годы венгерское кино имело ауру полузапретного плода. Социалистическая цензура разрешала им сказать чуть-чуть больше о «маленьких» недостатках нашей общей жизни. Кроме того, венгерские фильмы, проникавшие на наш экран, селекционировались с особой тщательностью, особо острые моменты подлежали «обрезанию», а некоторые картины благополучно клались на «полку».

Сегодняшняя ситуация на киноэкранах Украины значительно изменилась (если считать, что киноситуация в Украине существует). Американское (и изредка французское) кино хлынуло на наши экраны бурным потоком, и, надо отдать должное, иногда подлинные кассовые хиты попадают в Киев одновременно с премьерами в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Москве (из Златоглавой, благодаря отсутствию украинских прокатчиков как таковых, они к нам и попадают). А вот что происходит в области кинематографа в бывших братских странах, стало для нас почти табу.

Соревноваться с Голливудом или кинопроизводством во Франции для сегодняшней Украины — дело безнадежное. А заглянуть в соседнюю Венгрию и, возможно, перенять их опыт — выглядит делом перспективным.

Ежегодно, в начале февраля, в Будапеште проходит национальный кинофестиваль. Венграм есть кем гордиться. Они никогда не забывали своих великих соотечественников, пусть в эмиграции, принесших славу венгерскому кино. Александр Корда, Майкл Кертиц, Франческа Гааль — это история мирового кинематографа. Мы воспитывались уже в ореоле других имен: Золтан Фабри, Миклош Янчо, Золтан Хусарик, Марта Месарош, Иштван Сабо, Андраш Ковач, Ева Руткаи, Марк Теречек, — составили славу венгерского послевоенного кино. Иных уж нет (ушли из жизни Золтан Фабри, Золтан Хусарик, Ева Руткаи), а другие,.. другие по-прежнему на виду.

Тридцать второй фестиваль венгерского кино прошел с 1 по 6 февраля 2001 года. Он начинался на фоне скандала, возникшего в среде венгерских кинематографистов. Дело в том, что государство приняло решение выделить на 2001 год в три раза больше денег, чем обычно. На производство фильмов, научно-исследовательскую деятельность и киноиздательство, на прокат и фестивали. Казалось бы прекрасно, однако государственные структуры при этом ужесточают контроль кинопроцесса. Это и вызвало ожесточенное противодействие радикально настроенных кинодеятелей. Кроме того, многих не устраивало новое место проведения фестиваля, — гигантский шоппинг-центр «Mamut», мультиплекс с восемью кинозалами. Однако скептики были посрамлены, все кинозалы были переполнены с утра до вечера, в особенности молодежь проголосовала кинобилетами за мультиплекс. Кстати, цена билетов по нашим меркам довольно небольшая — 400 форинтов, что чуть меньше полутора долларов.

На фестиваль было заявлено 28 полнометражных игровых фильмов (правда, 10 из них снято на видео), 30 короткометражных игровых (20 из них на видео), 35 документальных (все на видео), 13 анимационных (7 из них на видео), 27 студенческих фильма и 3 игровых картины, сделанных болгарскими и турецкими кинематографистами с венгерской копродукцией (программа Евримаж). Цифры более чем впечатляющие, особенно с тяжелым вздохом, сравнивая ситуацию в Украине.

Но цифры цифрами, а как же качество. В двенадцатый раз подряд я был гостем Будапештского кинофестиваля, так что имел полную возможность увидеть, что происходит в венгерском кино. И если первые годы аж дух захватывало от традиционного высокого профессионального уровня, то два предыдущих, откровенно говоря, повергли в уныние. Этот год принес надежды.

Начнем с больших мастеров. Миклошу Янчо в сентябре этого года исполнится 80 лет. Уже в марте правительство Венгрии начинает празднования. В Будапешт почтить мастера съедутся его коллеги: Анджей Вайда, Бернардо Бертолуччи, Никита Михалков и др. А Янчо выглядит от силы на шестьдесят. С утра до вечера смотрел на фестивале все фильмы, окружен молодежью и снимает ежегодно по фильму, а то и по два. «Последний ужин на арабском ипподроме» метр показал вне конкурса. Фильм является завершающей частью трилогии после «Господнего сошествия в Будапешт» и «Мать вашу! Комары». Похоже, жизнеутверждающая энергия Янчо продолжит этот цикл по крайней мере до декалога.

Янчо сознательно не хочет обращаться в своих фильмах к глобальным проблемам. Он словно играет, провоцирует, слегка издевается. Жизнь коротка, восхитительна, полна музыки и веселья. Кто хочет, может наслаждаться. А два героя всех трех последних фильмов, Капа и Пепе, бессмертны. Янчо есть Янчо, и все же самоповторы становятся назойливыми и необязательными.

Еще один метр. Марта Месарош (в этом году ей исполнится семьдесят), на сей раз представила тридцатиминутный фильм-балет «Волшебный мандарин». Любопытно, не более.

Другой ветеран, Дьюла Маар, и вовсе разочаровал. В его картине «Пункт возвращения. Трансильвания, 1990» не столько удивляет поверхностность разработки темы смены политического режима на фоне деревушки-хутора, сколько полное исчезновение профессионализма в прошлом крепкого мастера.

Наиболее интересные работы представили режиссеры среднего поколения. Особенно ожидали фильм Петера Готара «Паспорт», который будет представлять Венгрию в панораме Берлинского фестиваля. Ожидание усиливалось тем, что фильм авторы закончили только к последнему дню венгерского смотра. Два маленьких мирка — крошечная венгерская деревенька у восточной границы и украинский город Берегово пересекаются, благодаря переписке Йошки и Елизаветы. Йошка — фермер и пьяница, Елизавета работает на допотопной кирпичной фабрике. Любовь по переписке или надежда на лучшую жизнь в Венгрии приводят к свадьбе. А дальше, дальше жизнь с тяжелой фермерской работой, рождением дочери, попыткой вернуться домой и поиском новых надежд в Будапеште. Энико Берчок получила приз за лучшее исполнение женской роли.

Приз за лучшую режиссуру получил Арпад Сопситч за фильм «Покинутые». Эпиграфом к картине звучат строки из Фридриха Ницше: «Тот, кто брошен, как ты, не может обрести покой». Режиссер рассказал, что фильм полностью автобиографичен и является слепком с его детства в атмосфере конца 50-х после разгрома венгерской революции. Девятилетний ребенок после развода родителей оказывается в интернате. Фильм одновременно строг и трогателен.

Кадр из фильма Бела Тарра «Мастер гармонии»

Наибольший успех (главный приз фестиваля) выпал на долю картины Бела Тарра «Гармония мастера». Черно-белое полотно, о котором невозможно рассказать в нескольких словах. Жанр? Почти умерший, то, что было принято называть подлинным «авторским кино».

Незаслуженно были обойдены решением жюри, интересные, с моей точки зрения, картины Петера Тимара «Слепые» и Дежо Жигмонда «Дурацкий романс».

Есть в современном венгерском кино и свой рекордсмен проката. Режиссер Барна Кабаи снимает комедии. Прошлогодний его фильм «Ипполит» имел огромный успех у публики. Успешно стартовала в прокате и новая картина «Машина мечты», попытка создания романтической комедии. Но получилась банальная история без романтики, с комикованием вместо юмора.

Разочаровал и знакомый нам Томаш Тот («Дети чугунных богов») своим новым фильмом «Анархисты».

В этом году особое внимание было приковано к дебютантам. В кино пришло поколение двадцатипяти-двадцативосьмилетних режиссеров, представивших 10 (!) полнометражных дебютов. Не все они полноценны, не всем еще есть о чем сказать, не все умеют сказать. Тем не менее, многообещающим выглядит фильм Шаболша Хайду «Сложные дела» (приз лучшему режиссеру-дебютанту), интересными показались и «Московская площадь» Ференца Терока, и «Я люблю Будапешт» Агнес Инче.

Трудно рассказать читателям в этом репортаже обо всех фильмах, увиденных в Будапеште. Рассказывать о фильмах, которые ты, читатель, скорей всего не увидишь, дело малопривлекательное. Венгерские картины вероятнее всего не попадут на наши кино- и телеэкраны. А жаль, фильмы наших соседей могли бы стать хорошим стимулом-примером для кинематографистов-соотечественников. А может, мы доживем с тобой, любезный мой читатель, до времен, когда на страницах газеты мы сможем вместе обсуждать 28 полнометражных украинских фильмов, снятых за один год...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно