В РОЛИ ВЫМИРАЮЩИХ ДИНОЗАВРОВ — АМЕРИКАНСКИЕ КИНОТЕАТРЫ

18 февраля, 2000, 00:00 Распечатать

Пустующие залы кинотеатров на постсоветском пространстве в течение последнего десятилетия являли собой разительный контраст с оживлением, царящим перед входами в кинотеатры американские...

Пустующие залы кинотеатров на постсоветском пространстве в течение последнего десятилетия являли собой разительный контраст с оживлением, царящим перед входами в кинотеатры американские. Стабильный рост спроса на количество и качество таких увеселительных заведений по ту сторону Атлантики, естественно, породил безудержный рост предложений. Сказать, что кинотеатры в Америке начали расти как грибы после дождя, было бы не только банально, но и не справедливо, так как в гораздо большей степени появление в массовом порядке кинодворцов напоминало нашествие стада динозавров. Так называемые мультиплексы, которые к концу 80-х годов практически полностью вытеснили старые добрые кинозабегаловки, стали уступать место мегаплексам. Причем последние отличались не только наличием более чем 15 различных экранов под одной «крышей» (часто именно в переносном смысле), цифровыми технологиями озвучивания и стадионным расположением зрительских мест, но и постоянно увеличивающейся долей пустующих кресел. Цены на акции компаний, владеющих такими мегаплексами, которые вначале стремительно взлетели вверх, за прошлый год опустились до 40—50 процентов своего стартового значения. Характерно, что и сами компании-владельцы этих монстров в не меньшей степени оказались подверженными мании величия, и сейчас наиболее крупным из них уже предстоит неприятная процедура банкротства.

Развитость сети кинотеатров в Америке принято оценивать не по количеству зрительских мест или количеству просмотровых залов, а по «площади покрытия» — то есть радиусу населенной зоны, жители которой имеют больше всего шансов оказаться в конкретном кинотеатре. При этом если в 1960 годах эта зона покрытия в среднем составляла 25 километров, то сейчас она сократилась до 5 километров (а катастрофическое опустение кинотеатров началось после преодоления критической величины в 7—8 километров).

Характерно, что основными зачинщиками строительства таких супергигантов стали операторы торговых центров, которым крайне необходимо было получение стимула для привлечения огромных толп людей. А теперь в таком стимуле нуждаются уже сами мегаплексы. И, как ни странно, гораздо больше, чем на нехватку зрителей, владельцы таких мегаплексов жалуются на нехватку «стоящих» фильмов. Как показывает статистика, в Америке единовременно «делает погоду» не более 14 фильмов. Иными словами, кинокомплекс с более чем 15 зрительными залами не сможет обеспечить достаточное количество безотказных приманок для зрителя. Эта статистика не нова, и создатели мегаплексов прекрасно о ней знали. Но понадеялись на помощь из-за границы, а также на создание более узких «клубов по интересам» среди зрителей. Однако заграничные фильмы, которые американского зрителя никогда особенно и не интересовали, так и остались без должного (с кассовой точки зрения) внимания, а интерес по-прежнему в Америке вызывает лишь нечто такое, о чем говорит как минимум три четверти посетителей курилки.

Более того, такое обилие алчных до кинопродукции мегаплексов, по мнению специалистов, способно привести к резкому снижению конкуренции среди голливудских кинопроизводителей. Финансовые трудности, которые испытывает сейчас империя Руперта Мэрдока, могут, конечно, носить временный характер, а могут стать и первым проявлением подобной тенденции. После ошеломляющего успеха «Титаника» нынешний кандидат на роль кассового хита «Анна и король» принес сплошные разочарования — прибыль Filmed Entertainment по сравнению с предыдущим годом упала со 162 миллионов долларов до 31 миллиона.

С этой точки зрения весьма поучительным является сравнение американских показателей с аналогичными западноевропейскими, тем более что страны Западной Европы стремятся «догнать и перегнать» Америку и по объемам производства кинопродукции, и по объемам ее потребления. Великобритании, в частности, по одному параметру это даже удалось сделать — количество зрительных залов в пересчете на миллион населения там даже выше, чем в Америке (37 против 27). Тем не менее «наполняемость» этих залов в Америке падает все же быстрее, чем в Англии: за 1993—98 годы в первом случае было отмечено падение на 10 процентов, а во втором — «всего лишь» на 7. Зато во Франции, где на миллион населения приходится менее 10 зрительных залов, «наполняемость» за этот же период выросла на 15 процентов. Не последнюю роль в таком положении вещей играет и тот факт, что французский кинематограф отчаянно пытается составить конкуренцию кинематографу голливудскому, хотя и от американской кинопродукции отказываться вовсе не собирается. Тот факт, что в десятке самых кассовых фильмов прошлого года среди американских блокбастеров «затесалась» тройка фильмов местного производства, у французов чувства гордости не вызывает. Однако внушает определенный оптимизм.

Представить себе существование редко пустующего огромного мегаплекса с 20 зрительными залами на четыре тысячи мест в Дюнкерке, небольшом портовом городке с населением в 71 тысячу человек, нам, жителям почти трехмиллионной столицы европейской державы, достаточно трудно. Как показывает американский опыт, возможно, и не нужно. Даже если очень хочется.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно