В ополчении фаст-фудам масскульта

2 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 2 декабря-9 декабря

Известный киевский поэт Александр Кабанов недавно стал лауреатом литературной премии журнала «Новый мир»...

Известный киевский поэт Александр Кабанов недавно стал лауреатом литературной премии журнала «Новый мир». Но не это событие стало предлогом для встречи. Поэт Кабанов решил как бы взрыхлить нашу интеллектуальную печатную почву, запустив вместе с друзьями рок-музыкантами журнал «ШО» — не глянцевое, а сугубо интеллектуальное чтиво, эдакий вызов «фаст-фудам масскульта», как определяет нынешние пресс-тенденции сам поэт. На отечественном печатном рынке, где умного культурного чтива действительно с каждым годом становится все меньше, этот почин вызывает интерес уже хотя бы фактом своего существования (недавно вышел второй номер издания).

— Вы однажды написали: «Я шепотом выращивал мосты — меж двух отчизн, которым я не нужен…». Полагаете, что развитие культуры происходит через «шепот», то есть очень тихо и в замедленном темпе?

— Нужно многим и многому учиться. Пока же государство в большинстве культнаправлений ведет себя функционально неправильно. Назначает людей на должности по принципу родства, кумовства. По принципу того, что этот «художник замечательный». А страной, в частности ее культурной отраслью, должны управлять менеджеры. Ведь и Министерство культуры, по сути, является тем самым продюсерским центром, который обязан понимать: если ты инвестировал отечественный блокбастер, то потом, на экране, не должны появляться «деревянные» фрукты и овощи, так как бюджет уже разворовали. О чем угодно можно снять кассовое кино. Все дело в уровне менеджмента. Как в той шутке, дескать, есть фильмы разные — хорошие и плохие, а есть фильмы киностудии Довженко. За это болит сердце. Незачем реанимировать то, что прогнило… Государству надобно таким образом отрегулировать культурное и социальное пространство, чтобы человеку искусства, кино, музыки, театра стало комфортно творить и зарабатывать деньги в Украине…А зрителю — комфортно все это смотреть, читать и слушать. Сейчас то время, когда определенная часть населения, так называемая новая славянская интеллигенция — средний класс, может позволить себе тратить время и деньги на чтение хороших книг. К примеру, становится модным знать поэта, живущего в Украине, читать его стихи... Вот одна из причин, почему мы издаем журнал. Само название издания — «ШО» — изначально указывает на украинское происхождение. Я надеюсь, что география реализации в ближайшее время расширится. Ведь журнал зарегистрирован как международный.

— На создание этого сугубо культурологического издания вас сподвигло что-то конкретное— бизнес-интересы (если они возможны в этой нише) или же очевидный культурный коллапс на рынке СМИ?

— Цели благие. Думаю, наступило время появиться авторитетному авторскому гиду в области культуры, музыки, искусства, кино и театра. В «ШО» ответы на вопросы: «Шо» слушать (разнообразная музыка)? «Шо» смотреть (от театра до живописи, от кинематографа до компьютерных игр)? «Шо» читать (литература и Интернет)?

— Непривычно, что он в матовой полиграфии… Это вызов глянцу?

— Когда проект находился на старте, возникла мысль о таком слогане: «уматовый журнал» от слов «ум» и «матовый», но «мат» не как ругань, а в смысле полиграфического исполнения. Уважаю журналы, которые пишут о женских секретах и копаются в карманах звезды, но у нашей команды противоположные задачи, и с этой позиции журнал «ШО» можно назвать изданием антиглянцевого направления.

— «Мы казним себя за равнодушие, но мало чем противостоим диктату пошлости». Ваши слова?… Так каким образом собираетесь противостоять равнодушию, в частности к гуманитарной прессе, которая мало-помалу испаряется с раскладок и витрин?

— Нужно развиваться агрессивно и оперативно… Совершать поступки. К примеру, в виде такого вот непричесанного авторского журнала.

Если мы берем у человека интервью, к примеру у Кончаловского или Кормильцева, то это достаточно долгая и вдумчивая беседа о жизни, о смерти, о творчестве, о счастье, о личных ценностях, о том, куда сейчас движется искусство. Долгая, но не занудная, разговор по существу. Вот это нас интересует. Большинство глянцевых журналов по разным причинам не могут себе позволить интервью больше 15 тысяч знаков. Это как бы «утомляет» и «пригружает» современного потребителя…

Еще разрабатываем сетевую версию журнала — сайт, на котором будет не только традиционное, свойственное всем интернет-ресурсам отображение того, что на бумаге… Наш сайт — это еще и возможность для молодых музыкантов выкладывать в Mp3-формате музыку, общаться в интерактивном режиме, а поэтам и прозаикам размещать свои произведения и обсуждать их. В общем, некий шанс для талантливого Джона Леннона из Житомира или Иосифа Бродского из Симферополя… Также планируем проводить различные фестивали, вот уже в мае 2006-го собираемся организовать биеннале поэтов в Киеве.

— Пропорции украинского и русского языков соблюдены на страницах издания или все-таки есть перевес в какую-то определенную сторону?

— Главное в нашем деле принцип не языка, а мера таланта. Неприемлемо, когда к человеку, пишущему прозу на татарском, грузинском или русском, приходят и говорят: мы тебя, мол, будем продвигать, а ты не пиши на татарском, а давай на украинском. От таких «вербовщиков» несет моральной нечистоплотностью… За разговорами о языковых проблемах всегда стоят или одураченные люди, или денежные провокации нечистоплотных «дядек», которые пытаются стравить кого-то с кем-то и на этом сделать свою политическую карьеру. По поводу того, как представлена отечественная культура в «ШО»… В каждом номере в разделе «Книжный дозор» мы презентуем украинскую книгу. И не потому, что мы ее любим больше, чем русскую... Просто есть прекрасные украинские авторы: Прохасько, Жадан, Кичинский, Андрухович, Герасимьюк, Рымарук. Кстати, а ведь украинский язык и вообще все украинское достаточно модно, к примеру, в музыкальной среде Москвы и Питера. Благодаря «ВВ» и «Океану Ельзи». И это здорово! Именно по принципу «модности» нужно решать языковую проблему, а не путем закрытия русских школ.

Для нас главное, чтобы та или иная книга была самобытна. То же самое и с музыкой… Например, в журнале «ШО» в проекте «Звуки города» достаточно полновесно и разносторонне представлен андеграунд Харькова и Калининграда. В ближайших «Звуках» планируются Минск и Тернополь. Рубрика «Первый альбом» презентует молодых музыкантов, выпустивших дебютный компакт. Наш главный редакционный меломан и музыкальный обозреватель Вадик Куликов начинает с того, что происходит в Штатах и в Европе, а завершает обзор Россией и Украиной. Украина представлена здесь уже процентов на 90. Хотелось бы широко написать о джазе и о том, куда пропала киевская авторская песня, ведь у каждого из нас дома висит гитара, и мы на ней время от времени брынькаем. Я считаю, что для украинской культуры гораздо больше сделали не рьяные националисты, а футболист Шевченко, боксеры Кличко… К сожалению, в Украине часто так происходит: человек уедет за границу — и мгновенно становится родным, уважаемым, почитаемым...

Есть такое понятие, как «меншовартість». Увы, оно широко распространено среди отечественной культурной элиты: литераторов, кинематографистов, театральных актеров… Это, когда думаешь, что тебе все обязаны — от государства до «клятых москалей», что твой талант прозябает из-за всяческих приезжих гастролеров или твои книги плохо продаются из-за того, что отечественный рынок захвачен российскими книгоиздателями… У некоторых действительно талантливых, но по разным причинам не оцененным по достоинству людей эта самая «меншовартiсть» приобретает хронические формы…

— Сейчас принято как в шоу-бизнесе, так и на рынке СМИ многое и многих «форматировать»… Для вас рамки и границы формата имеют значение?

— «ШО» — издание культурного сопротивления. Сопротивления фаст-фуду от культуры. Мы не против глянцевых журналов, которые по-своему подают культуру и литературу. Я не говорю, что они «готовят» это невкусно, но возникает вопрос однообразности рациона. Как некий аналог Макдональдсу — забежать, перекусить на скорую руку. Так и здесь — открыть, перелистать, закрыть и забыть…И 90% рынка наполнено именно глянцем. Отсюда и аудитория… За глянцевой прессой — глобальные рекламные бюджеты и особенности отечественной рекламной политики. Большинство этих изданий сетевые, они пришли на рынок из Европы. С одной стороны, я уважаю журналистов и креативщиков, работающих в этой сфере, а с другой — особенности работы в глянцевом массмедийном пространстве таковы, что невольно сглаживаются рецепторы, ранее позволявшие творить самобытно и неординарно. Возникает ощущение, что все эти замечательные журналы написал один замечательный человек, а оформил один не менее замечательный дизайнер…

— Думаете, что самобытности можно научить? Ведь человек либо умеет писать, либо нет…

— Ну да, извечные разговоры о даре Божьем… Наверное, нельзя… И вообще самобытного и хорошего мало в природе. Так и должно быть… Но, глядишь, на этой глянцевой журналистике, может, и вырастет что-то новое. Накопится некая критическая масса, внутри ее что-то вдруг лопнет — и всех окружающих как обдаст чем-то!!!

— Ведомство Госкомпечати каким-то образом помогает продвигать ваше детище на рынке?

— Тут один ответ — не мешать. Лишь бы не ставили палки в колеса. Вообще за прошедшие веселые 15 лет, я думаю, средний класс интеллигенции живет по принципу «Не верь! Не бойся! Не проси!» Правда, «не верь» я не принимаю, потому что хочется верить в хорошее. Бывает просто глаза зашорены, и все тут.

— Ну да, ведь пока человек не является мишенью для плохого и для обид, то ничего с ним не случится…

— Я за то, чтобы все ведомства, которые выступают как монополисты по подписке, полиграфии, сбыту, понимали, что это рынок и на нем нужно зарабатывать какие-то деньги. И это хорошо. Самое главное, чтобы чиновники из разрешительных государственных систем сами для себя решили внедрять все авторитетно и юридически верно, а не действовали как бюрократы, чтобы страной не управляли швейцары. Помните, как у Довлатова? Заходят в советское время посетители в ресторан, а на входе швейцар, который уже получил на «лапу» десять рублей, но тем не менее говорит: «Ребята! Двери-то за собой приличные люди должны закрывать!» Часто те, которые должны обслуживать, начинают командовать, все путать, причина —в смене управления и нашей ментальности. Часто заранее знаешь — этому человеку нужно дать коробку конфет! Еще очень страшно, когда такое происходит в больницах, и некие люди начинают манипулировать темой смерти и под эту удочку вытягивать деньги.

— Посещаете ли наши книжные форумы? Как относитесь к подобным мероприятиям?

— Недавно был на львовской книжной армарке. Статус «международная» у нее, правда, завышен. Ну, приехало туда два поляка и три немца… А «креативные» идеи в оформлении стендов заключались в черных палатках с экспонируемыми книгами. Насколько помню, был неплохой спрос на книгу Ирэны Карпы. И еще очень вялые пресс-конференции. Пребывание там сгладил лишь город Львов с его башнями, архитектурой и абсолютно некиевскими ценами в кафе и ресторанах. Надеюсь, в следующем году мы привезем туда талантливую молодежь от нашего журнала и будем проводить творческие вечера...

— Вы не боитесь, что масскульт может вас «съесть» и превратить окультуренную политику в полужелтое издание?

— Человек ведь так устроен, что его нельзя постоянно кормить Толстым, Достоевским или Бродским. Для этого и существуют легкие издания, и хорошо, когда есть выбор.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно