«В мире нет таких музеев, где бы не было евреев»

4 ноября, 2011, 14:38 Распечатать

Классики и современники в гостях у Пинчука.

В PinchukArtCentre проходит сразу четыре симптоматичные выставки. Фоном для работ двадцати номинантов на получение Премии PinchukArtCentre 2011 стали «персоналки» бразильской художницы Синтии Марселле «Видеть, чтобы быть увиденным» и «Если в кране нет воды…» эпатажного Александра Ройтбурда, а также обновленной «Collection Platform 2: Циркуляция».

PinchukArtCentre — не просто пять этажей экспозиционной площади, а устоявшийся бренд. Ходить «к Пинчуку» на открытия — престижно (в том числе и для нуворишей, политиков). В будние дни на Бессарабке змеится нескончаемая, как когда-то в Мавзолей к Ленину, очередь из публики попроще. В основном, студентов. В эти выходные стоять на холоде пришлось полтора часа... Замерзшие студенты, мои соседи по несчастью, громко спорили, что лучше — провести время до похода в новый ночной клуб здесь или прогуляться по магазинам близлежащего «Квад­рата»? Большин­ство все же остались под ПАЦ. Споря о том, что могут «показывать» на этот раз…

После феерического Олафура Элиассона нынешние четыре выставки в Pinchuk­­Art­Centre кажутся камерными и домашними. Цент­ровой — в два этажа из четырех выставочных — здесь является экспозиция номинантов на Премию PinchukArt­Centre 2011. А «персоналка» только-только разменявшего 50 лет Ройтбурда «Если в кране нет воды…» (в закутке РАС-UA, где до того конкуренцию Элиассону составляли фото Арсена Савадова) и новая экспозиция «Collection Platform 2: Цирку­ляция» — словно рама для опусов молодых
отечественных художников. Рама придает солидности.

«Видеть, чтобы быть увиденным» прошлогоднего лауреата Главной премии Future Genera­tion Art Prize 2010 Синтии Мар­сел­ле, созданная специально для ПАЦ, в свою очередь, напоминает о светлых перспективах лауреатов «пинчуковских» арт-премий.

Проект бразильской художницы — единственный, предполагающий активный интерактив. По мягкому ковровому покрытию и по имитации горки можно, предварительно сняв обувь, походить-побегать. А философский смысл заложенной под ковролин угольной пыли, целая гора которой громоздится в соседнем помещении, резвящихся посетителей вряд ли сильно занимает. После акул Херста, зеркал и фонтанчиков с оптическими иллюзиями Элиассона попытки поразмышлять о «запрятанных грехах и ландшафтах культуры» кажутся на удивление блеклыми. Для ищущих зрелищ, разумеется.

Еще меньше энтузиазма вызывает видео «Столетие», созданное художницей совместно с режиссером Тиаго Мата Мачадо. Впрочем, желающие помедитировать над растущей горой мусора (что символизирует «образ разбирания эпохи, ее уничтожения») находятся тоже.

Кто, как всегда, на высоте, так это Ройтбурд. Его еще пахнущая краской живопись вызывает море эмоций. Со скандалом, некогда разразившимся вокруг «Распя­того Будды», живописные вариации на песенку Константина Беляева «Евреи, евреи, кругом одни евреи», конечно, не сравнить, но… Обыгрывая «антисемитские стереотипы, которым всегда было присуще повсюду видеть затаившихся евреев, а с другой стороны — известный еврейский стереотип усматривать в каждом еврея», художник явно разбередил актуальный дискурс… Самое забавное: у посетителей ПАЦ наибольший энтузиазм вызывают не Достоевский, Толстой, Майкл Джексон или даже — о ужас! — сам Тарас Григорьевич, выписанные в облачении хасидов, в ярмолках и с пейсами. А братья Кличко! «Что — и они ТОЖЕ!» — случайно услышала в зале ошарашенный стон достаточно молодого посетителя. Вот она, великая сила актуального искусства!

Collection Platform 2 также запомнится наличием подлинника легендарного Бэнкси «Ленин на роликах». Среди знакомых по предыдущим выставочным проектам PinchukArtCentre отдельных работ Херста, Элиассона, Гурски, Мураками, Тэйлор-Вуд, Василия Цаголова выделяется зальчик с фотопроектом Боба Михайлова «Футбол».

О шорт-листе де-факто главной в стране в области современного искусства награды, как водится, шептались долго и злорадно. Больше всего претензий у арт-общественности было к тому, что список имен «лучших из лучших» во многом дублирует прошлогодний. Да и в номинанты оказались выдвинуты, в основном, уже известные художники: снова Маша Шубина, по отдельности — опять члены РЭП, Гамлет Зиньковский etc.

Впрочем, имена и степень «раскрученности» участников нынешней «премиальной» экспозиции (и даже их маниакальная любовь к живописи) — все-таки не самое важное. Гораздо больше опечалила заметная уже при осмотре самой экспозиции усредненность, чтобы не сказать безликость, и некоторая вторичность большинства выставленных работ. Претенденты на звание лучших во всея Украине иногда до странного напоминают Collection Platform.

…Еще удивительнее — нелогичная, как для актуального искусства, демонстративная политкорректность большинства молодых художников. «Секс, драгз, рок-н-ролл» — это явно не про юных творцов-украинцев (если верить Экспертной комиссии во главе с Экхардом Шнайдером).

Арт-молодежь — упоминаю только показавшиеся более-менее интересными лично мне проекты, — в ПАЦ переосмысляет конструктивистов и Родченко (инсталляция Добрыни Иванова «Быстрый сон»). Увлекается концептуализмом, как Лада Нако­неч­ная, чей проект «Самое лучшее место для выставки» представляет собой дублирующую название надпись грифельным карандашом на стене. (К слову: с месяц назад в московской Третьяков­ке открылся зал «Не­­видимая живопись; метафизика и сюрреализм» с живописью Кабакова, На­­хо­ва, Пивова­рова, Вейсберга.) И наконец, современная арт-молодежь (как Леся Хоменко) всерьез задумывается над темой Великой Отечественной войны и подвига Красной армии.

В общем, авторы нового закона «О защите общественной морали» современным искусством, за которое уже в декабре 2011-го дадут ПинчукАртПрайз, были бы вполне довольны.

Исключение составила бы сильно выделяющаяся среди коллег, и в лучшую сторону, Алина Клейтман с феминистической, концептуально неполиткорректной инсталляцией «За­гарб­лення» (в духе Трейси Эмин и «Сексуальной политики» Кейт Миллет). Да еще, возможно, поп-артовая реминисценция Андрея Галашина «В мыслях о тебе, мой Президент».

Впору безо всякой иронии спросить: а кто здесь, интересно, моложе — старлетки возрастом до 35 или общепризнанный мэтр Александр Ройтбурд? Увы, ответ будет в пользу неугомонного Александра.

Впрочем, точки над і в неожиданном споре, что именно следует считать эталоном современного искусства в Украине, расставит оглашение уже 9 декабря 2011 года имен лауреатов Пре­мии (сама выставка в ПАЦ продлится до 8 января).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно