В АКАДЕМИКИ ПОЙДУ! ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРИ… - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

В АКАДЕМИКИ ПОЙДУ! ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРИ…

7 марта, 2001, 00:00 Распечатать

Свободная пресса — понятие относительное. В справедливости этой аксиомы убедился еще раз, когда получил от уважаемого журнала предложение «сварганить» разгромный материал об Академии искусств Украины...

Свободная пресса — понятие относительное. В справедливости этой аксиомы убедился еще раз, когда получил от уважаемого журнала предложение «сварганить» разгромный материал об Академии искусств Украины. Научно-творческое объединение профессиональных мастеров искусств и искусствоведов кому-то очень захотелось выставить клубом пенсионеров. «Да ради чего, в конце концов, создавалась пресловутая академия? Что там делают каждый день многочисленные старички, которые только обивают кабинетные пороги, курят и ведут пространные беседы ни о чем? — натаскивал меня «работодатель». — Вся эта академия — огромная бюрократическая профанация, оправдывающая перед государством получение денег «старперами!».

 

По дороге в академию память услужливо рисует многочисленные НИИ старой закваски, в которых сотни сотрудников протирали штаны, создавая видимость научной работы. Сама же АИУ, составляющая с художественным вузом — Академией изобразительного искусства и архитектуры — единое целое, встречает божьей благодатью погожего летнего дня. В пышной зелени по-английски ухоженного сквера утопают памятники Тарасу Шевченко и Лесе Украинке, а на лавочках действительно мирно пристроились старички. Особенных впечатлений больше нет, потому что меня встречает сам президент АИУ, он же — ректор Академии изобразительных искусств, народный художник и профессор Андрей Чебыкин.

 

Старички-академики. Кто они?

 

— Так о ком же из академических «старичков» вам рассказать? — начинает Андрей Владимирович. — Может, о 96-летнем Николае Колесе, бывшем ректоре Львовской консерватории? Да одно только его имя — целая эпоха в украинской музыке! Даже если бы Николай Филаретович сегодня почивал на лаврах, получая от государства 280 грн. дополнительно к мизерной пенсии, — то и тогда академия себя оправдала бы! А у него — прекрасная школа, он учит студентов, пишет музыку.

…Четыре года назад указом Президента Украины была создана пятая по счету украинская академия, которая стала высшей научно-творческой координирующей альма-матер в области культуры. Она объединила в себе великих мастеров кино, музыкального, театрального, изобразительного искусств, выдающихся искусствоведов, чей талант и самоотверженный труд обогатили и обогащают духовную сокровищницу страны. А на клуб пенсионеров не похоже, хотя бы потому, что каждый академик, кроме титанической научной работы, преодолевая тяжесть прожитых нелегких лет, создает еще и шедевры искусства. Этим, кстати, АИУ отличается от остальных «научных» академий. Тут, что не имя, то живая легенда. Членами академии являются композитор Станкевич, режиссеры Данченко, Резникович, знаменитый кинорежиссер, нынешний директор киностудии им.Довженко Николай Мащенко, выдающийся скрипач Которович. Воистину настоящую всенародную славу принесло академии имя Дмитрия Гнатюка, юбилей которого отметила в 2000 году вся культурная Украина. Практически все академики — обладатели Шевченковской премии.

— Андрей Владимирович, назовите особенно дорогие вам имена…

— Вот хотя бы ярчайший живописец послевоенной Украины Татьяна Яблонская. Недавно перенесла инсульт, отказала правая рука. Татьяна Ниловна работала левой и готовилась к персональной выставке. Или наш выдающийся художник-график Георгий Якутович. В национальный комитет по Шевченковским премиям его пригласили за полную неподкупность, за неумение кривить душой. Сам же он — творец высочайшего уровня украинской графики. Чего стоят только одни его книжные иллюстрации! Премия за «Повесть временных лет», участие в фильме «Тени забытых предков», колоссальный успех выставок у нас в академии и во Львовском дворце искусств. По сегодняшний день Георгий Вячеславович воспитывает молодых аспирантов, доводя до совершенства графическую школу. Многие из учеников Якутовича — известные художники, заслуженные деятели искусств. А блестящий сценограф современности Даниил Лидер, которого называют «человеком земли»! Его спектакли в театре Ивана Франко имели могучий резонанс во всем мире. Даниил Лидер создал прекрасную школу театральной сценографии, его ученики — известнейшие художники театрального искусства в украинских и зарубежных театрах. Два года работал под куполом церкви Николы Притиска на Подоле 70-летний художник Николай Стороженко, сделав чудесные росписи. Список «Живых легенд» неисчерпаем. Так на какой же «клуб пенсионеров» кто-то там намекает?!

 

Что же мы все-таки делаем?

 

Академия действует в нелегкие для искусства времена. Из года в год сокращаются «вливания» в национальное искусство, как в центре, так и в регионах. На произведения мастеров исчезли госзаказы, на 70% сократилось количество концертов и гастролей. Художественных выставок, в конце концов, немало, в том числе «именитых» — украинскому изобразительному искусству есть что показать миру, но музейные фонды не наполняются. Музеи страны оказались на голодном пайке. Отмирает национальная киноиндустрия. Тревоги по поводу возможного бесследного исчезновения новорожденного свободного искусства независимой Украины более чем обоснованны.

— На этом печальном фоне именно АИУ решает концептуальные проблемы создания основ «истории искусства», — подчеркивает Андрей Чебыкин. — Программу ее издания в 22 томах утверждаем в Кабинете министров. Большинство томов посвящено изобразительному искусству, театру, кино, музыке и истории искусствоведения. Мозговой центр — наши академики. Академия уже сегодня координирует (не курирует!) всю научно-исследовательскую работу в искусствоведческих заведениях Министерства культуры.

…В конце концов высший приоритет в академии отдают образованию в области искусства — жемчужине, которую мы не имеем права потерять. Именно здесь вырастают кандидаты и доктора наук, действует прекрасная аспирантура. Да и каждый академик сам по себе — непревзойденный университет для молодежи: не даром же, например, учеников Которовича называют «наследниками Паганини». Три года назад академия сынициировала акцию «Искусство молодых» в выставочных залах столицы, в Союзе художников и в самой академии появились лучшие дипломные работы выпускников вузов. По материалам конференции издан каталог «Искусство молодых». С тех пор акция превратилась в ежегодную традицию.

— Кроме того, вышел наш первый альманах «Мистецькі обрії», на который государство не дало ни копейки, — говорит академик Чебыкин. — Фонду содействия развитию искусства пришлось выходить на меценатов. Деятельность академии не ограничивается решением сугубо профессиональных, научных и искусствоведческих проблем, ее члены стараются повлиять на духовные процессы в государстве, привлечь внимание государственных структур к проблемам гуманитарной сферы, к социальному положению художников. Поддерживая и развивая национальное искусство и интегрируя его в мировое пространство, АИУ давно уже заняла достойнейшее место. Кто же после этого рискнет утверждать, что она не нужна?!

 

Кого «берут» и кого
«не берут» в академики?

 

И все-таки подобные голоса слышны. Кто же судьи? Прежде всего те представители творческой интеллигенции, которым в академики пробиться не удалось. Возникает закономерный вопрос — как стать членом академии? Да и кто вообще подает туда заявление? Оказывается, никаких заявлений в АИУ сам кандидат в «академики» не пишет. В конкурсе может участвовать лишь претендент, выдвинутый или творческим союзом, или самим академиком (не чл.-корром!). А отсюда — высочайший уровень претендентов. По словам Андрея Чебыкина, в прошлом году на отделении искусствоведения на звание академика претендовало 17 докторов наук. На других отделениях в академики выдвигают, как правило, народных художников, народных артистов — выдающихся и с громкими именами. А вакансий, допустим, всего две. Двое становятся «полноправными» членами академии и двое — чл.-корры. Другие отсеиваются тайным голосованием… как несостоявшиеся абитуриенты в вуз. Разница заключается в том, что за звание академика борются практически во всем равные конкуренты! А академическую мантию надевает тот, у кого этого самого «практически», может, на йоту больше. Поэтому и накаляются страсти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно