В Одессе прозвучала "Песнь песней"

Поделиться
На Одесском международном кинофестивале, как всегда, многоплановая и разновекторная программа. Но в этом году особое внимание приковано к двум отечественным фильмам - "Плен" режиссера Анатолия Матешко (главную роль сыграл Владимир Горянский, попытавшись сломать свой привычный имидж), а также "Песнь песней" режиссера Евы Нейман, эту картину многие критики рассматривают как одно из главных кинособытий 2015 г.

На Одесском международном кинофестивале, как всегда, многоплановая и разновекторная программа. Но в этом году особое внимание приковано к двум отечественным фильмам - "Плен" режиссера Анатолия Матешко (главную роль сыграл Владимир Горянский, попытавшись сломать свой привычный имидж), а также "Песнь песней" режиссера Евы Нейман, эту картину многие критики рассматривают как одно из главных кинособытий 2015 г.

Кинопоказы в Одессе - на любой вкус. Параллельная программа художественных выставок, подборка документальных и художественных фильмов, посвященных немецко-румынской оккупации Одессы (среди них есть лента, отснятая румынским офицером и до сих пор не входившая в научный обиход).

Зал фестивального дворца (театр музкомедии) в первый вечер окунулся в герметичный мир забавного и одновременно пугающего фильма Квентина Дюпье "Реальность" (двойственность заключена в названии, ведь героиней второго плана является девочка по имени Реалити). Жизнь есть сон. Но является ли сон параллельной жизнью? И сколько параллельных существований нам доступно? Зритель недоумевает, оказываясь то в пространстве телешоу, где скромный оператор третьей камеры Джейсон (Ален Шаба), то в спальне Реалити, чей сон фиксируется сумасшедшим режиссером Зогом.

На двух режиссеров здесь один продюсер. И за его внимание стоит побороться. Замысел идиотского хоррора "Волны" об уничтожающих людей телевизорах нравится продюсеру Бобу Маршалу. Хоть тот и с трудом проникает в замысел. Ведь его внимание патологически рассеяно то раскуриванием сигары, то мнимой необходимостью выйти на балкон, вернуться в кабинет, отчистить чернильное пятно на ковре и даже ответить на звонок… Джейсона (хотя Джейсон уже сидит перед ним).

Мир-перевертыш так увлекателен, что оторваться от просмотра невозможно. И зал облегченно хохочет, когда разрешена основная загадка: Реалити просмотрела таинственную кассету и возвращает ее туда, где ей и место, откуда она была извлечена - в мусорный бак.

К счастью, на фестивале оказалось немного кинопродукции, с которой хотелось бы поступить, как Реалити с кассетой.

Вечерний опен-эйр на Потемкинской лестнице, показ немого экспериментального документального фильма Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" (в живом сопровождении камерного оркестра Майкла Наймана) собрал огромную аудиторию. Несколькими часами ранее на одном из пролетов лестницы был торжественно открыт памятный знак Европейской киноакадемии "Сокровище европейской кинокультуры" в виде стеклянной таблички, на вид обладающей низкой вандалоустойчивостью.

Уже сейчас только ленивый прохожий не потрогал ее руками, упиваясь причастностью к европейской культуре.

Фестивальные просмотры на нескольких площадках организованы в Одессе так, что можно найти новинку на любой вкус. Привлечены все жанры, "кроме скучного" (за редким исключением).

На полюсах зрительского интереса - ожидаемо - оказались два полнометражных фильма, одновременно участвующие и в международном конкурсе, и в национальной конкурсной программе.

Один из них претендует на отображение событий, происходящих здесь и сейчас. Второй, обращаясь вроде бы к седой старине, повествует о вечном. В одном много актуальности, в другом даже рукотворный винтаж смотрится чем-то подлинным.

Речь идет о фильмах Анатолия Матешко "Плен" и Евы Нейман "Песнь песней".

Первая картина провоцирует оскомину ложной многозначительности на уровне названия, которое полностью формулируется так: "Captum (Lat. плен)". Часто ли мы обращаемся к латыни? Тем более в пограничных ситуациях? И точно ли утирала слезы в Каннах Катрин Денев после просмотра, как о том рассказывала группа на пресс-конференции?

Создатели говорят, что одному из каннских зрителей во время показа пришлось вызывать врача, настолько достоверны сцены насилия.

Фильм предлагает довольно жесткий сюжет, черно-белое изображение, цитаты из Евангелия. Предлагает эта картина и попытку замечательного актера Владимира Горянского "сломать" свое амплуа (к которому зрители привыкли после многих сериалов) - неожиданной ролью Химика… Который становится воплощением зла.

- Нельзя привыкать к войне! - справедливо говорит артист. - Убийства - это ненормально для цивилизованного общества. И мы старались довести некоторые мизансцены и диалоги до такой степени, чтобы людям стало не по себе.

В фильме Химик колотит безвинного кота мордой о стену (попробуйте повторить этот трюк - любой уважающий себя кот вмиг вас без рук оставит), зритель зевает, понимая, что "во время съемок ни одно животное не пострадало".

Понять, кто кому кем приходится, кто кого пленил, и для чего террор, сложно, и до уровня философского обобщения все это, увы, не дотягивает. Посмаковать жестокость того или иного персонажа явно не было целью авторов, но, к сожалению или к счастью, о жизни в плену немного известно. Как и о медицинской стороне дела. Иначе бы у полуобгоревшего персонажа не было столько реплик и объятий по ходу действия), а художественный вымысел - тоже не их конек.

Задано красивым оказался новый фильм Евы Нейман "Песнь песней" (фильм производства "1+1"). Каждый кадр (оператор - Римвидас Лейпус) можно помещать в рамочку и вешать на стену.

Поэтичный сюжет Шолом-Алейхема о дружбе маленьких обитателей еврейского местечка Шимека и Бузи, которая могла бы стать основой для создания семьи, а осталась только сказочной мечтой, весьма понравился режиссеру. В отличие от других произведений этого автора, режиссер прочла "Песнь песней" уже будучи взрослой. И при первой же возможности превратила свое видение в сценарий. А затем - в трогательный, тонкий и необычайно красивый фильм.

В таких фильмах мы сегодня нуждаемся.

Ева Нейман как режиссер сформировалась под влиянием, с одной стороны, Киры Муратовой, с другой - немецкой киношколы. Но превалирует ее авторский голос. Ее видение, ее почерк. Хотя историческая достоверность в изображении канувшего в лету еврейского штетла и не была самоцелью, режиссер консультировалась у днепропетровского раввина Шмуэля Каменецкого, питерского ученого Семена Якерсона (доктор исторических наук, профессор, завкафедрой семитологии и гебраистики Восточного факультета СПбГУ), использовала музыку Аль Джонсона, Яши Хейфеца, Йосселя Розенблатта, Йосефа Хассида.

Ева Нейман
Ева Нейман

"Песнь песней", чье авторство приписывается царю Соломону, вдохновляла Шолом-Алейхема. Знание, от каких "папы и мамы" в этой истории что происходит, позволяет режиссеру-сценаристу добиться и правдоподобия, и достоверности, и художественных высот.

Ева Нейман при создании сценария воспользовалась прижизненным переводом Шолом-Алейхема с идиш на русский язык. Стремясь говорить о вечном, а не об актуальном (а разве не актуально предчувствие Катастрофы, нависшей над всеми героями "Песни песней" и их средой обитания?), режиссер вынуждена абстрагироваться от того, что происходило вокруг. Оказывается, первым съемочным днем было 3 мая 2014 г., накануне произошла трагедия в одесском Доме профсоюзов. По негласному правилу группа не говорила о происшедшем, стараясь не расплескать ощущения местечка-рая, обреченного, но бессмертного в человеческой памяти поэтичного еврейского штетла. Съемки проводились в Одессе и Вилково.

Во многом обеспечил фильму стильную "картинку" художник по костюмам Руслан Хвастов. Не так-то просто оказалось одеть обитателей местечка, использовались подходящие скатерти, шторы, которым умелыми руками дизайнера придавался вид винтажных, а то и элитных тканей. Остальное делал соответствующий эпохе крой.

Киевская актриса Виталина Библив, сыгравшая одну из главных ролей, говорит: "Роль заботливой еврейской мамы помогла мне сделать тяжелая чалма, созданная Русланом, она заставляла держать осанку, придавала образу царственность".

Виталина Библив
Виталина Библив

Добротность и художественная основательность отличают "Песнь песней" даже на уровне кастинга. Повзрослевшие герои обладают достоверным, поразительным сходством с детскими персонажами. И гримеры довели работу природы до совершенства. В красивую историю с финалом "я другому отдана и буду век ему верна" хочется всматриваться. И не случайно картину "Песнь песней" уже ждут многие международные кинофестивали.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме