«УТЕШЕНИЕ

29 января, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 29 января-5 февраля

Давно уже не приходилось испытывать такого щемящего чувства во время просмотра фильма. Казалось, ...

Давно уже не приходилось испытывать такого щемящего чувства во время просмотра фильма. Казалось, не было оснований - суровые пейзажи Чукотки, скупые документальные свидетельства о человеке - фотоснимки, фрагменты рассказов о нем. Но мастерство режиссера здесь как бы стало свидетельством того, на что способен кинематограф. После фильма смешными кажутся утверждения о смерти документального кино, о том, что сегодня его заменило телевидение с его оперативностью. Документальное кино будет жить и развиваться до тех пор, пока будут мастера, способные добыть эстетическую и смысловую ценность из любого жизненного материала, способные сделать этот материал значительным и красноречивым.

Увиденное в этом фильме не забывается, как только погас экран. После просмотра уносишь истину, способную вызвать глубокие эмоции и переживания. И прежде всего убеждение, что это щемящее чувство неизбежно, если в творимом произведении присутствует личность с ее исканиями, ее чувствами и мыслями. Да, фильм взволновал именно авторским присутствием. Авторской горечью потери. А еще - необычным сочетанием безыскусной действительности в кадре и изощренностью построения фильма.

Речь идет о документальном фильме Владимира Пики «Утешение. Танец моржа», в котором он выступил как режиссер, автор сценария и один из операторов в содружестве с А.Саниным (продюсеры С.Буковский и А.Санин, «Интерньюз»). Премьера фильма состоялась 20 января в Доме кино. Это ярко выраженное авторское кино, в котором сплелись воедино мысли, чувства и видение событий, изображенные мастером документалистики. Владимир Пика рассказал о светлом человеке, известном ученом-этнографе, своем младшем брате Александре, о его увлеченности, о его исследованиях и о его трагической гибели на Чукотке, на «самом краю земли», у бухты Провидения. Гибель совершенно случайная, которой могло бы и не быть, ведь шли они на моторной лодке, которой перевозят пассажиров из одного населенного пункта в другой. Там были женщины, дети. Было также трое ученых: он, Александр Пика - из Москвы, и двое американцев. В пункте назначения их не дождались. Причина, - как следует из рассказов, судно утонуло от накатившейся волны.

Это случилось в 1995 году, а в 1998-м киноэкспедиция из Киева отправилась на Чукотку на съемку (неслыханное для нашего времени явление - такие дальние экспедиции!). Владимир Пика шел следами своего брата, расспрашивал о нем - многие его здесь хорошо знали. Запомнились слова одного из местных жителей, охотника, с которым дружил Александр: «Я его охранял от медведя, а ему суждено было утонуть в море». Автору фильма больно не только о погибшем брате - его рассказ и о хрупкости человеческой жизни вообще, и в частности там, на краю земли, где человек один на один с суровой природой. О самоотверженных людях, которые едут туда, оставляя семьи, теплые жилища, городской уют.

Начало фильма. Чукотка. Два местных мальчика, которых встретила группа. Камера для них - что-то необычное, они дурачатся. Один из них и танцует «танец моржа». Который и дал название фильму - танец как бы в память ученого Александра Пики. Это и зафиксировала кинокамера. И мы теперь знаем, что есть такой необычный танец, что есть этот мальчик, охотники, есть особая жизнь, наедине со скалами и морем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно