УПАСИ, БОЖЕ, ОТ «ГОСПОДДЕРЖКИ» - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

УПАСИ, БОЖЕ, ОТ «ГОСПОДДЕРЖКИ»

14 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

Сентябрьская Московская международная книжная выставка-ярмарка — главное событие русскоязычного книгобизнеса...

Сентябрьская Московская международная книжная выставка-ярмарка — главное событие русскоязычного книгобизнеса. Специально к ней издатели готовят новинки, на которые делают годовые бестселлерные ставки. Просто из типографий, в обход книжного магазина, сюда завозят новую Маринину и нового Пелевина, нового Поттера и нового Павича, нового Путина и нового Горбачева. На этот мед слетаются торговцы не только с необъятных российских просторов, но и из Балтии и Казахстана, с оккупированной русской книжкой Беларуси и, понятное дело, с такой же колонизированной московско-петербургскими издателями Украины (директор нашей Книжной палаты Николай Сенченко вполне справедливо назвал Украину самым большим регионом российского книжного рынка). Едут покупать оптом и в розницу (для киевской «Петровки», например). Зарубежные издатели едут продавать и приобретать литературные права, аналитики — за опытом современных технологий книжного бизнеса. И все едут подышать сладким воздухом успеха.

 

А эта 14-я Московская ярмарка прямо-таки излучала энергию успеха. Один из трех современных китов российского книгобизнеса — издательство «ЭКСМО» праздновало свое десятилетие: 55 миллионов книг в течение последнего года (каждая седьмая российская книжка — их); 300 регулярно пополняемых книжных серий, 2500 названий ежегодно. Десятый год от рождения отмечала и «ОЛМА-пресс»: ежемесячно 200 книжек общим тиражом 2,5 миллиона экземпляров; до десяти новых (!) книг ежедневно (!) продолжают свыше 100 популярных серий.

Украина также отпраздновала свое десятилетие. И в Государственном комитете информационной политики резонно решили выставить в Москве юбилейный Национальный книжный стенд. Поскольку выставить все-таки есть чего, хотя размах, мягко говоря, не тот: в прошлом году больше всего названий появилось (если не брать продуцентов учебной литературы) в харьковском «Фоліо» — 242. Большинство же известных украинских издательств выпускают за год книг меньше, чем «ОЛМА-пресс» за неделю.

Тем не менее украинских книгочеев традиционно ждут в Москве по принципу «мал золотник, да дорог». Перед Иваном Драчом, как руководителем Госинформполитики, стояла, очевидно, задача подать этот «золотник» в полном пиаре да еще и попытаться продать его отблеск — лицензии на авторские права стоящих того изданий. Одним словом, попробовать продвинуть отечественный интеллект на соседний рынок. Задача из обязательного катехизиса любого госучреждения центрального уровня.

Теория и практика на нашем поприще традиционно не совпадают. А коль так — возникает подозрение в отсутствии теории. Действительно ли было желание репрезентовать цвет украинского книгоиздания последнего года? И без вполне конкурентного с россиянами гуманитарного актива «Основ», «Духа и літери», «Ї»? Без культурологических событий «Критики», «Літопису» и «Гелікону»? Без туристско-краеведческих жемчужинок «Амадея», «Центру Європи», «Кия»? Без модерной литературы от «Лілеї НВ», «Класики», «Кальварії»? Ладно, пекеджинговые проекты харьковских «Фоліо» и «Ока» красуются на стендах «ЭКСМО», «АСТ» и ростовского «Феникса». Но ведь пекеджинг (качественное издание книжки по заказу издательства-монстра) всегда является национальным достоянием. Это — тоже книжная Украина, причем из самых лучших.

Возможно, в Госинформполитике просто не знают современного ассортимента? Но ведь при комитете существует кабинет сигнального экземпляра, куда издатели обязаны присылать — бесплатно — экземпляр каждой новинки. Возникает вопрос: на самом ли деле издатели должны их присылать, когда эти книжки используют не для аналитики и их промоции, а как презенты-визитки комитетского руководства?

Во время Московской ярмарки в Украинском культурном центре Госинформ организовал встречу украинской диаспоры в России с украинскими издателями—участниками выставки. Ольга Жирякова, заведующая структурным подразделением Госинформа, которой отдали «на откуп» Москву, сообщила, что принять участие в коллективном стенде Украины согласились семь издательств, а еще восемь просто передали свои книжки на стенд. Ну, с частными издателями понятно: зная «профессиональный уровень» команды госпожи Жиряковой, они категорически отказываются от такого рода государственных «услуг» — только бы не опозориться перед иностранными коллегами. Не будем возвращаться и к разбазаренному фонду кабинета сигнального экземпляра, ведь в функциональном подчинении комитета находятся два с половиной десятка государственных издательств плюс типографии, тиражирующие их книги. И в их новейшем репертуаре есть достойные внимания россиян книги. Где они?

На Московской ярмарке стоял отдельный весьма посещаемый стенд — «Издательские программы правительства Москвы». Примерно вдвое меньше книг, чем у нас, но сенсово-полиграфическое качество каждой — чуть ли не на порядок выше. Интересно, а почему Госинформ не выделил на своем стенде собственную Программу поддержки социально значимых изданий? Может, стесняется? Поскольку в Украине даже книжные аналитики не ознакомлены с полным списком «поддержанных» государством книжных проектов, с отклоненными предложениями, с проплаченными сметами, с составом тендерной комиссии. В России все это — обязательная для публикации в государственных газетах информация. А тендерные комиссии состоят из известных на всю Россию неподкупно честных имен. Там появление на государственные средства такой художественной безвкусицы и дизайнерского ничтожества, как фотоальбом «Чорнобиль — поруч» (К.: Дніпро. 2000), просто невозможно.

Теперь о пиаре. Каждый из шести дней Московской ярмарки — это был чуть ли не в буквальном смысле звездопад. В то же время на разных стендах ставили свои автографы на новинках Андрей Вознесенский и Фазиль Искандер, «фишка» модерной литературы Павел Крусанов и Александра Маринина (из-за нескончаемого потока ее приверженцев организаторы вынуждены были перекрыть движение на целом выставочном «квартале»), Лев Лещенко и Владимир Винокур, министр иностранных дел Сергей Иванов и генерал чеченской войны Геннадий Трошев, одессит Роман Карцев и харьковчанин Борис Хигир. Издательство «Азбука» оказалось в состоянии даже «выписать» себе на стенд писателя №1 мировой литературы — Милорада Павича.

А что же на нашем стенде? Был ли Андрей Курков, за день до выставки номинированный на «Букера»? Марина и Сергей Дяченко, чья новая книжка громко анонсировалась на стенде «ЭКСМО»? Юрий Андрухович и Николай Рябчук, чьи эссе вошли в толстенный интернациональный том «Литературное расписание Европы» (М.: Радуга. 2001)? Не было ни их, ни их книг, неоднократно изданных в Украине на протяжении последнего года. Кажется, нашим книжным чиновникам даже в голову не пришло пригласить в Москву Павла Загребельного, которого там знают, издают и покупают.

Поляки могли привезти в Москву стоящих книг огромное количество. Но они взяли лишь несколько десятков тех, права на которые решили продать. С предоставлением всем заинтересованным скидок в приобретении лицензий. Понятно: нормальная государственная политика поддержки национальной культуры за границей. В связи с этим как читатель-налогоплательщик весьма интересуюсь: сколько лицензий на авторские права наших земляков-писателей и гуманитариев продано на Национальном книжном стенде в Москве? А за год? А за пять лет? Так за что же я вам, служащим, отдаю свои кровные?

А Иван Малкович свою «Снігову королеву» продал литовцам — быстро и без разрушительной господдержки: изданная большим тамошним издательством, она уже красовалась на литовском стенде и номинируется сейчас на лучшую детскую книжку в Литве. Это — реальный, на ощупь ощутимый престиж Украины.

Об оформлении национального стенда Украины промолчу. По крайней мере, хорошее базарное сало и вареники хоть бы от «Народного ресторана «Швидко» привлекали бы больше внимания, чем пара ширпотребовских полотенец. И это — рядом со сказочным готическим, под самый высоченный потолок гигантского павильона стендом «ОЛМА-пресс», сооруженным по дизайну популярного киево-москвича Бориса Краснова. А что, с господином Красновым, импрезам которого в Украине открыта зеленая-презеленая улица, наши госруководители не могли договориться?

На открытие Московской ярмарки пришли российский премьер и председатель Госдумы, мэр Москвы и министр обороны (вы можете представить господина Кузьмука на львовском форуме издателей?). Посол Украины в России замечен на выставке не был. На каком уровне в Киеве должен состояться «разбор полетов»? Кто и как спросит за разбазаренные профнепригодными госслужащими бюджетные деньги? И собирается ли кто-то измерить имиджевый вред (автоматически влекущий за собой тяжелые коммерческие убытки), причиненный за шесть сентябрьских московских дней украинскому книжному бизнесу? «Простота хуже воровства», — говорят россияне.

Как налогоплательщик я не хочу содержать на свои средства никудышных жиряковых. Как издатель я не хочу, чтобы за государственные деньги позорили репутацию национального бизнеса перед иностранными партнерами. Как гражданин Украины я не хочу, чтобы жиряковы отплясывали «Камаринского» под святой для меня гимн.

А вы, Иван Федорович Драч?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно