Украинское сиНЕМА — есть! Как отечественные творцы «взяли кассу»

28 декабря, 2007, 13:07 Распечатать Выпуск №50, 28 декабря-11 января

Давно существует довольно жесткое и инерционное мнение: «В Украине никогда не было своего зрительского кинематографа, который бы с успехом демонстрировался в кинотеатрах...

Давно существует довольно жесткое и инерционное мнение: «В Украине никогда не было своего зрительского кинематографа, который бы с успехом демонстрировался в кинотеатрах. Да, некоторые ленты получали престижные премии международных фестивалей, форумов профессионалов. Но массовым (развлекательным, кассовым) украинское кино не было никогда!» Тем не менее… Если украинского массового кино нет сегодня — это не значит, что никогда ничего не было.

Замечу, что в период с 1940 по 1991 год украинские киностудии выдали 91 хит кинотеатрального проката. Каждый из этих фильмов собирал более 20 миллионов зрителей. Еще было 29 лент, в которых так или иначе речь шла об Украине или которые были экранизацией украинской классики. Создали их за пределами страны наши режиссеры, сценаристы, операторы. Вместе — 120 названий. То есть в среднем в год выходило два-три популярных украинских массовых фильма.

Такое точное измерение — количеством зрителей, которое не подвержено инфляции, колебаниям курсов etc. («привет» №0 современным «профессиональным» кинопрокатчикам, которые по-прежнему ведут статистику в грн./долл.) — делает эти 120 лент настоящими хитами кинопроката. Это не фантазии. Существуют солидные источники. Среди которых, например, «Свое кино» Сергея Кудрявцева (Москва. «Дубль-Д», 1998.) Или же «Домашняя синематека. Отечественное кино. 1918—1996» С.Землянухина и М.Сегида (Москва. «Дубль-Д». 1996 г.). Есть и мои исследования на эту тему.

Сегодня 20 млн. зрителей на один фильм — розовая мечта кинопроката любой страны. Например, самый кассовый российский фильм 2006 года «Дневной дозор» просмотрело лишь около 7,5 млн. зрителей СНГ, а самый популярный иностранный фильм 2006 года — «Ледниковый период-2» — чуть больше четырех миллионов.

Что же это были за украинские блокбастеры?

«— ВЫ ИЗ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ? — НЕТ, Я ИЗ УГРОЗЫСКА»

(«Инспектор уголовного розыска» — 40,9 млн.)

Это монстры-суперхиты, сделанные на украинских студиях. Каждый из них в течение первого года кинотеатрального проката просмотрело более 40(!!!) млн. зрителей. Характерно, что все они героического, военно-милицейского, приключенческого содержания. В каждом из шести суперхитов есть детективно-шпионско-разведывательные элементы. Даже капитан Титаренко Леонида Быкова в эпизоде «В бой идут одни «старики» выполняет разведку на трофейном немецком «мессере».

В течение года каждую из этих картин просмотрело более 20 млн. зрителей. Больше всего среди них лент: героически-приключенческих (54), военных (44), мелодрам (43), о женщине (около 30) и лент с открытым финалом (56). Всегда актуальны намеки на будущее в образах настоящего мужчины и настоящей женщины.

«НЕ ПОТЕРПЛЮ ТАКОЙ ШКАНДАЛЬ. Я ИХ В СУД! Я ИХ В ГАЗЕТУ!»

(«За двумя зайцами» — 24,7 млн.)

Абсолютным чемпионом и украинского, и российского кинотеатрального проката является... чрезвычайное происшествие. Украинскую ленту «ЧП — чрезвычайное происшествие» и ее российский ремейк «Пираты ХХ века» (1980 г.) просмотрело 47,5 и 87,6 млн. зрителей соответственно. Фильмы, в которых с нашими соотечественниками происходят зарубежные приключения, ситуации, испытания, которые они мужественно и находчиво преодолевают. Вот он, идеальный сюжет для реального украинского блокбастера! Кино по реальным событиям. Сейчас таких событий еще больше — разве мало ЧП?.. Скнилов, Буск, Керчь, шахта им.Засядько и т.д. Да и за рубежом: пожары в Греции, Хорватии — лето 2007-го, тайфун в Таиланде 2005 года, взрывы и землетрясения в Турции — там везде были наши. Многие украинцы работали за границей и сталкивались с определенными трудностями, событиями, испытаниями. Вот сюжет — снимите. («Привет» №01 — украинским кинопродюсерам.) Вместо этого получаем какие-то неоправданные политически-ужасные «кина» или триллеры-ужастики.

«ВЕСЕЛО ВСЕМ. БУДУ ЖИТЬ Я, БУДЕШЬ ЖИТЬ ТЫ, — ОКНАМИ К СОЛНЦУ...»

(«Артист из Кохановки» — 26,8 млн.)

Среди чемпионов кинопроката 1940—1991 гг. был лишь
один (!) фильм ужасов — «Вий» по Гоголю. И все. Все. Большинство фильмов были социально оптимистическими — 70. («Привет» №13, «Штольня»!) Что, кстати, совпадает с мировыми тенденциями. Например, Американский киноинститут регулярно обнародует список 100 самых оптимистических фильмов Голливуда (по результатам опроса), в котором всегда есть фильмы Чаплина, Уайлдера, Спилберга. Последнюю версию стопроцентного оптимизма возглавила лента 1946 года (!) — «Эта прекрасная жизнь» режиссера Ф.Капры.

«ПИЛОТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

(«В бой идут одни старики» — 44,3 млн.)

Но больше всего среди украинских хитов фильмов с музыкальной составляющей — 74. В виде целостного жанра или отдельного номера, или главной темы — песни-хита для всех. В украинских лентах поют все: военные («В мирные дни» В.Брауна — 23,5 млн., 1951 г., «Аты-баты, шли солдаты...» Л.Быкова — 35,8 млн., 1977 г.); студенты («Годы молодые» А.Мишурина, 36, млн.,
1959 г.); альпинисты («Вертикаль» С.Говорухина — 32,8 млн.,
1967 г.), рабочие заводов («Весна на Заречной улице» М.Хуциева — 30,1 млн., 1956 г.), рабочие бензозаправок («Королева бензоколонки» А.Мишурина — 34,3 млн.,
1963 г.) Поют везде: в селе («Анничка» Б.Ивченко — 25,1 млн., 1969 г., «Трембита» А.Николаевского — 51,2 млн., 1969 г., Свердловская киностудия); в городе («Ар-хи-ме-ды» А.Павловского — 26,4 млн.,
1976 г.); даже на мопеде («Артист из Кохановки» Г.Липшица — 26,8 млн., 1962 г.) и в троллейбусе («Первый троллейбус» И.Анненского — 24,6 млн.,
1963 г.) Наверное, сказывается украинская традиционная певучесть. («Привет» №... — «послушным» кинопредпринимателям.)

«БОНЖУР ВАМ У ВАШЕЙ ХАТЕ»

(«За двумя зайцами» — 24,7 млн.)

Существует еще один украинский псевдомиф: «режиссерами всех более или менее популярных лент были «командировочные» из России и других республик бывшего СССР, но не украинцы». Что тоже не соответствует действительности. Ведь так называемые командировочные: Марлен Хуциев («Весна на Заречной улице», «Два Федора» — 20,4 млн., 1959 г.), Александр Алов и Владимир Наумов («Тревожная молодость» —
24,4 млн., 1955 г., «Павка Корчагин» — 25,3 млн., 1957 г.), Сергей Параджанов («Первый парень» — 21,7 млн., 1959 г. — единственный кинохит знаменитого режиссера «Теней забытых предков») — все учились во ВГИКе именно в мастерской украинского классика Игоря Савченко. Во ВГИКе преподавал и Александр Довженко. Среди 24-х режиссеров — рекордсменов кинопроката, выдавших более одного кинохита, 19 снимали в Украине постоянно.

«А-НО-НИМ — ВОТ ДАЛ ЖЕ БОГ ХВАМИЛИЮ…»

(«Королева бензоколонки» — 34,3 млн.)

Режиссер Виктор Илларионович Ивченко, о котором сегодня не часто вспоминают, — самый кассовый режиссер украинских студий, создатель шести(!) суперкассовых фильмов. Все его хиты собрали 196,6(!!!) миллиона.

«Судьба Марины» — социальная мелодраматическая повесть о женщине, 37,9 млн. зрителей,
1954 г. «Есть такой парень» — социальная молодежная повесть с элементами мелодрамы, 22,3 млн., 1956 г. «ЧП — Чрезвычайное происшествие», 2 серии, — героико-приключенческая социально-патриотическая драма по реальным событиям, по 47,4 млн. на серию, 1959 г. «Иванна» — антирелигиозная военная драма о женщине, 30,2 млн., 1960 г. «Серебряный тренер» — социальная идеологическая драма о спорте, 24,8 млн., 1963 г. «Гадюка» — постреволюционная социальная драма о женщине, 34 млн., 1966 г.. Разные ленты, но «станок для печати денег» один — так бы сейчас, вероятно, называли режиссера. Все ленты объединяют драматизм и социальность. («Привет» №02 режиссерам — беглецам от социума.)

«ЧУЕТ МОЕ СЕРДЦЕ, ШО МЫ НАКАНУНЕ ГРАНДИОЗНОГО ШУХЕРА…»

( Попандопуло из Одессы, «Свадьба в Малиновке» — 74,6 млн.)

Сегодня киносоциологи оперируют такими категориями: «потерянная аудитория», «нейтральная аудитория», «своя аудитория». Потерянная аудитория — зрители, которые больше склонны к иностранной продукции. Своя — зрители, которым больше нравятся отечественные — свои — ленты. При выходе любого товара-фильма на рынок предприниматели рассчитывают как раз на свою аудиторию. В Украине такой «своей аудитории» почти нет. Кроме фильмов Л.Быкова и еще двух-трех, случайно показанных ночью, остальные из 120 украинских кинохитов всех времен никогда не демонстрировали наши телеканалы. («Привет» №03 — отделам формирования кинопрограмм телекомпаний.)

Значит, «в Украине никогда не было своего зрительского кинематографа»?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно