УКРАИНСКИЙ БУРЖУАЗНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ

9 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 9 февраля-16 февраля

Такого от академического театра имени М.Заньковецкой не ожидал никто. Премьера «культового», как выразился один журналист, спектакля «У.Б.Н.» надолго обеспечила многим зрителям пищу для размышлений...

Такого от академического театра имени М.Заньковецкой не ожидал никто. Премьера «культового», как выразился один журналист, спектакля «У.Б.Н.» надолго обеспечила многим зрителям пищу для размышлений.

 

Эта музыкальная драма, созданная известной певицей Галей Тельнюк по мотивам переписки известного политзаключенного Зеновия Красивского и Айрис Акагоши, — большое, почти трехчасовое, монументальное произведение. Произведение о сегодняшнем дне, о тех, кто, собственно, и сидел в зале — о людях, и прежде поднимавших на щит национальную идею, и до сих пор с ней живущих, и о тех, кто их окружает.

К Зеновию (нар. арт. Ф.Стригун), главному герою — «нетипичному для украинского театра сильному мужчине» — приходят поочередно «змеи-искусители»: его сын (А.Козак), его бывший друг, тоже политзаключенный (П.Бенюк), врач из психбольницы (Б.Козак) и даже его покойная жена (Т.Литвиненко). Все они хотят одного — чтобы он оставил свой «остров правды» — сараишко-дом, который выстроил себе и в котором уже много лет проживает — и присоединился к ним в предвыборной борьбе за бывшего генерала. А он У.Б.Н. — украинский буржуазный националист. Он не хочет поддерживать на выборах того, кто был раньше его следователем. Он заперся на своем «острове», и единственное его утешение — написание и чтение писем Сидни (Надежда Шепетюк) — американки, как-то начавшую писать советским политзаключенным. И хотя Зеновий радостно встречает своих прежних друзей, сына, но подсознательно ощущает, что они уже не те, какими он их помнит. Они боятся что-то сказать, услышать от него. И все пришли к нему по приказу... Они приспособились к жизни и зовут Зеновия в свой мир.

«Когда организм не борется с болезнью, она его пожирает, когда народы не хотят бороться со злом, зло нападает на них» (Дмитрий Донцов). Зеновий Красивский — герой с «устойчивым иммунитетом». На первых порах он боролся шумно, за что угодил за решетку. Потом молча. Но, видя изменения в обществе, он не захотел дожидаться, когда эта «болезнь», неумолимо приближаясь, заберет и его. Он ушел сам.

Как закончилась драма? Как и всегда в Украине: молча и трагически. Зеновий сжег свой «остров правды», а реальный Красивский в 1991 году поджег себя. Произошло это как раз на изломе того, что называют исторической эпохой. Пережив концлагеря и пытки, смерть жены и социальное издевательство, он не выдержал реальности «свободной» Украины... Ибо «должна была быть не такой».

Не секрет, что чистого национализма в Украине никогда не было. А идеологи умирают сами или им «помогают». Фридрих Ницше написал как-то: «Воскресают лишь там, где есть могилы». У славян всегда было особое отношение к «культу танатофилии»: мы любим и уважаем тех, кто умер, и не ценим тех, кто еще жив. Зеновию Красивскому нужно было осуществить акт самосожжения, дабы кто-то со временем понял его идеи... Этот спектакль не столько о письмах политзаключенного, сколько о его идеях последних лет.

Что же касается исполнителей, то нужно сказать «браво» народным артистам Украины Ф.Стригуну, Б.Козаку, П.Бенюку, Т.Литвиненко, а также еще не народным, но тоже замечательным артистам А.Козаку и Н.Шепетюк, исполнителям главных ролей. Ибо, скажу вам, не каждый даже молодой модерный артист отважится так показать современную жизнь, со всеми ее лексически-политически-социально-идеологическими особенностями, как это сделала труппа академического театра им. М.Заньковецкой.

Все представление пронизано явлениями из реальной жизни: кассеты, водка «Гетьман», дубленки, шароварщина, батоны, колбаса, консервы и даже такое изобретение современных пивоваров, как «Живчик». Эти «земные вещи», собственно, и создавали у зрителя ощущение причастности к происходящему на сцене.

А в зале, скажу я вам, сидел весь «бомонд» Львова — от дворника до представителей облгосадминистрации, сидели те, кому за 60, и те, кому до 16. И каждый мог найти в каком-то из героев себя. Кто в сыне Зеновия, кто в его друге. История о нас, о нашей жизни, о сегодняшней правде — так можно назвать «У.Б.Н.»

Премьерой во Львове никого не удивишь, но когда ее рекламируют во всех СМИ, когда у нее непонятное название «У.Б.Н.» — можно надеяться на требовательную публику, избалованную разнообразными театральными фестивалями – интеллигенцию, студентов, представителей местных администраций. И они пришли. Хотя, как и без зрителей, без действующих лиц представления, конечно же, не было бы.

Вне всяких сомнений, успех спектаклю также обеспечили сестры Тельнюк – замечательный дуэт, лауреат премии им. Василя Стуса. Без них, собственно, нельзя представить себе эту драму. Галя — ее автор (идея проекта принадлежит Андрею Батьковскому), Леся Тельнюк — композитор. А вместе они создали «античный хор» — это когда выходит певец (Галя Тельнюк) и с помощью пения «объективно комментирует то, что происходит на сцене». Вместе с ними живой звук и аккомпанемент обеспечила джаз-роковая группа «Всяк випадок», кстати, чуть ли не самый реальный исполнитель во всем спектакле.

Вы можете спросить, почему именно во Львове, именно в академическом театре было решено поставить это провокационное произведение. Оказывается, Мирослав Гринишин — киевский режиссер-постановщик спектакля — считает, что именно львовский театр — «последний бастион традиционного украинского театра». А кроме того, роль Зеновия мог сыграть только такой артист, как Ф.Стригун.

И хотя спектакль, премьеру которого профинансировал фонд «Відродження», должен стать репертуарным в театре им. М.Заньковецкой, его также планируют показать в Ивано-Франковске, Харькове, Симферополе, а возможно, и в Киеве. «Правда, неизвестно, как прореагирует публика на эту драму здесь, во Львове», — сказал мне перед началом представления его идеолог и продюсер Андрей Батьковский. Полагаю, и он, и зрители остались довольны. А пищи для размышлений после спектакля хватит еще надолго.

P. S. Пишу эту статью и слушаю радио, а там тоже речь о премьере; о ней сейчас говорят всюду — в газетах, по радио, в трамваях и на улице. Звонят на радио молодые и пожилые люди. Они делятся впечатлениями об увиденном и услышанном. Одна женщина говорит, что ей интересно было и после представления смотреть на «тех, о ком рассказывалось в спектакле», когда они, «хватая свои пальто и дубленки», выскакивали на улицу, где их ждали суперавтомобили. А какая-то девушка лет двадцати сказала, что впервые увидела в исполнении академического театра «что-то абсолютно не академическое, новое».

Сама драма три дня подряд «притягивала» полный партер, ложи и неизменную во все времена «галерку». Следовательно, спектакль все-таки нашел своего зрителя — украинского буржуа и националиста.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно