Украинская бесприданница

Поделиться
Датой рождения новой украинской драмы и нового украинского театра принято считать 1819 год, когда И...

Датой рождения новой украинской драмы и нового украинского театра принято считать 1819 год, когда Иван Котляревский написал свои ставшие впоследствии на долгие годы знаменитыми пьесы «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чарівник». Тогда это были серьезные шаги в утверждении реализма и народности в национальном театральном искусстве. На протяжении последующих десятилетий спектакли по этим произведениям обеспечивали сценический успех многим украинским труппам, а «Наталка-Полтавка» считалась чуть ли не обязательной в репертуарной афише.

История постановок этой пьесы в Национальном театре им.И.Франко не богата. Театр обратился к ней однажды, спектакль в 1942 году поставил А.Бучма. О нем остались только воспоминания очевидцев, но даже если не знать их, можно с уверенностью сказать, что нынешняя премьера «Наталки-Полтавки» кардинально отличается от той, давней. Иные времена, иные нравы…

Жанр нового спектакля в Театре им.И.Франко определили как «Українське музично-драматичне рококо, теє-то, як його на 2 дії», небольшим вкраплением реплики из пьесы дав понять: будет смешно. Для стиля рококо характерно стремление уйти от реальной жизни в мир фантазии, театральной игры, мифов и пасторальных сюжетов. Колоритной пасторальной картинкой «Наталка-Полтавка» и получилась. Возможно, этот спектакль без лишнего шума разместился бы в репертуарной афише франковцев, если бы не одна «фишка», выражаясь современным сленгом. Глядя на аншлаг в зрительном зале, я тихо радовалась, как все-таки киевляне любят театр. Но когда на сцене появилась «фишка», по реакции зрителей поняла: не в театре тут дело. По проходу на авансцену в образе выборного Макогоненко, приплясывая и лихо притоптывая сапогами, двигался известный эстрадный исполнитель Олег Скрипка. Правда, кумир определенной части поклонников украинской эстрады исполняет эту роль не один, а по очереди с двумя партнерами — Олегом Стальчуком и Владимиром Николаенко, но скорее всего, не эта роль О.Скрипки останется в истории современного украинского театра. Помнить его будут как композитора и соавтора… Николая Лысенко и Ивана Котляревского. Согласитесь, не каждому представителю легкого жанра удается «стать» рядом с такими мастерами.

И если кто-то ахнул от присутствия эстрадной знаменитости, я замерла от панорамы украинского села, открывшейся на сцене. Сценография Андрея Александровича—Дочевского — его очередная творческая удача. Глядя на сельскую идиллию лубочной картинки, обрамленной виньеткой с украинским орнаментом, умиляешься виду натуральной хаты, покрытой соломой и уютно пыхкающей дымоходом, далекой перспективе села, ожившей на живописном заднике, тыну с перелазом, деревянной кладке колодца. Тихо «проплывает» по авансцене утка с утятами, а на реке вдали бороздит водную гладь белый пароход под названием «Иван Котляревский».

В атмосферу стилизованных прошлых времен зритель попадает сразу. Наверное, в далеком Полтавском театре, где состоялась первая премьера «Наталки-Полтавки», также выходил дирижер, как вышел в Театре им.Франко Владимир Гданский. Также дружески приветствовал завсегдатаев театра, поднимал палочку. Вступал оркестр, начиналось действо… Все похоже. Только тогда чувства были настоящие, а теперь стилизованные, тогда страсти бушевали искренние, сегодня — пародийные.

Взяв кич за принцип художественного решения спектакля, режиссер Александр Ануров (Москва) осовременил старый сюжет о бесприданнице Наталке, которую мать уговаривает выйти замуж за богатого возного и забыть бедного возлюбленного. И зажили искренние в общем-то персонажи в псевдоукраинской обстановке, изображая псевдоукраинские страсти в стилистике ложного национального пафоса. Комедия получилась отменная. Больше всех зрителей веселил, конечно, О.Скрипка, продемонстрировавший полное незнание законов актерской профессии и выглядевший беспомощно рядом с профессионалами франковской сцены. Преображался он, занимаясь своим прямым делом — пением и игрой на музыкальных инструментах. Тут он был на высоте и, что называется, в своей тарелке. Тогда как актеры театра показали себя убедительно и в драматическом исполнении, и в, казалось бы, не свойственном для себя вокальном. Есть смысл сказать о слаженном актерском ансамбле. Каждая роль — отдельный мини-спектакль, законченная совершенная миниатюра. Наталья Ярошенко (Наталка), Оксана Батько (Терпелыха), Петр Панчук (Возный), Дмитрий Чернов (Петро), Александр Форманчук (Мыкола) удивительно энергетичны, органичны, убедительны. На высоком уровне вокальное мастерство актеров. Им подвластны и оперная манера пения, и современная, с джазовыми стилизациями, уместно соединенными композиторским талантом О.Скрипки с музыкальной тканью Н.Лысенко. Актеры сумели «дать жизнь» изобретенной режиссером форме сценического действа. Водевиль вышел веселым и зажигательным. Эдакий современный взгляд на жизнь наших предков, хорошо сдобренный современными музыкальными ритмами, современной пластикой (Ирина Задаянная), осовремененными костюмами (Людмила Нагорная). А по содержанию…

До конца действия терялась в догадках. Относятся ли создатели спектакля к нему умилительно-трогательно или изощренно насмехаются над произведением украинской классики, представляющей целый пласт культуры с демонстрацией национальных традиций, человеческих ценностей, норм морали. Очень уж рискованно «ходили» они по грани, разделяющей эти два ощущения. Может, умышленно оставляли на суд зрителей это решение?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме