УКРАИНА ОТКРОЕТ ДНИ КУЛЬТУРЫ В БЕРЛИНЕ: УКРАШЕНИЕ ПРОГРАММЫ — АРХИВЫ БАХА

20 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 20 октября-27 октября

Широкие мероприятия в рамках фестиваля «Киев Музик Фест», связанные с исполнением неизвестных пр...

Широкие мероприятия в рамках фестиваля «Киев Музик Фест», связанные с исполнением неизвестных произведений Баха и его семьи, привлекли внимание общественности к уже известному, но в последнее время потерявшему привлекательность «сенсации» факту: архивы хранятся в нашей столице в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусств (ЦГАМЛИ). Впрочем, под общей шапкой «оригиналов из архива» исполняются иногда произведения, которые давно уже известны из других источников, а в самих архивах их как раз и нет. Но это так, между прочим...

Страсти разгорелись, когда стали распространяться слухи, что архив планируют вернуть Германии. До недавних пор о его существовании почти никто из наших деятелей культуры не знал и даже представить не мог, что оригиналы произведений самого Баха находятся в нашей столице, а тут вмиг возмутились — как так, мол, отдать?

Между тем слухи были разнообразнейшие: будто бы некие таинственные силы намерены продать архив в Соединенные Штаты. В редакции периодических изданий начали приходить письма разгневанных граждан, требовавших гарантировать безопасность этого сокровища официальным заявлением. В числе прочих в редакцию «ЗН» прислал взволнованное письмо известный симпатик Украины доктор Ярослав-Васыль Новицкий, проживающий в Вене. Доктор Новицкий писал:

«Мне стало известно, что определенные круги в Украине (имен пока не называю) намерены продать архив И.С.Баха в Соединенные Штаты. Сами слухи об этом казались бы невероятными, если бы не тот факт, что еще в 1971 году из самого архива, реестровое количество томов которого составляло 5173 единицы сохранения, на время передачи его из библиотеки Киевской консерватории в Музей- архив литературы и искусств были потеряны 13 томов».

Первые пояснения дала Ирена Стецюра, лично знакомая с господином Новицким: «Мне кажется, что господин Новицкий не имел достоверной информации, но письмо написал своевременно. В Киев приезжал профессор Вульф из Гарварда и хотел забрать архив, чтобы сделать в Америке копии. Он какие-то смешные деньги предлагал, какую-то помощь. Но помощь оказывается, а не выменивается на что-то. Ему сказали: «Приезжайте и тут делайте копии, а зачем их везти куда-то и там делать?» Быть может, как раз это и вызвало слухи о продаже архива и эмоциональную реакцию доктора Ярослава Новицкого».

По просьбе «ЗН» высказать официальную позицию немецкой стороны по поводу архивов Баха из посольства пришло письмо с разъяснением, что «Германия возвратила после Второй мировой войны украинские культурные ценности бывшему СССР и этим выполнила свои международно-правовые обязательства».

Далее в посольстве сделали очень существенное дополнение: «Многие украинские культурные ценности остались после возвращения из Германии в России, и в данное время независимая Украина требует от России их вернуть. По принципу обоюдности в международном праве, Украина обязана возвратить немецкие культурные ценности. Возвращая немецкие культурные ценности Германии, согласно действующему международному праву, Украина могла бы заложить определенную базу для развития механизма, который способствовал бы получению культурных ценностей от России».

Для немецкой стороны большое значение имеет возвращение именно этой коллекции, поскольку «в 2000 году отмечается 250 лет со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. Посему возвращение архива Украиной вызвало бы определенный резонанс преимущественно среди немецкой общественности. Владелец архива Баха — Берлинская певческая академия».

Желание выяснить, каким образом архивы попали в Украину, привело корреспондента «ЗН» в Центральный государственный архив-музей литературы и искусств Украины. Директор ЦГАМЛИ, заслуженный работник культуры Украины Юрий Кулинич, подпись которого стоит под буклетом «Материалы деятелей западноевропейского искусства и литературы ХVI—ХIХ вв.», изложил следующую версию: «Факт появления коллекции в Украине относится к периоду Великой Отечественной войны. Мы признательны советским солдатам, которые в 1945 году обнаружили уникальные музыкальные достопримечательности на свалке в одном из польских городов и в такое грозное время сумели сохранить их для грядущих поколений». Чего-то более существенного Юрий Яковлевич добавить не смог, ссылаясь на то, что на должности директора недавно...

Если прочитать несколько исследований наших историков о немецких памятниках культуры, появившихся на территории Украины после Второй мировой войны, то непременно бросятся в глаза некоторые общие детали: во-первых, уникальные находки советские солдаты обязательно «обнаруживали на свалке», во-вторых, свалка с ценностями находилась «в одном из польских городов». Почему?

Начнем с того, где архивы могли находиться, прежде чем их обнаружили советские солдаты. Осторожный намек на «один из польских городов», вероятно, означает, что в конце Второй мировой войны немецкие команды, искавшие места для хранения культурных святынь, избрали какие-то тайники в одном из городов, которые по мирным соглашениям со временем отошли к Польше.

Новый поворот в странствованиях архивов начался тогда, когда о них узнала одна из специальных команд тогдашней советской службы безопасности, охотившихся за культурными и научными ценностями на территориях, освобожденных советскими войсками от фашистов. Советская власть не была склонна выставлять напоказ своих настоящих героев, и потому, пожалуй, в ход пошла стандартная история о свалке и советских солдатах — спасителях сокровищ. Но ни в коем случае это не было стихийным, неуправляемым явлением — не стоит недооценивать высокий профессионализм команд поиска, созданных органами СБ.

С большой долей достоверности можно сказать, что найденные командой СБ архивы, которые мы сегодня называем «архивами Баха», были отправлены в какой-то российский распределитель, быть может, в Москву. Не исключено, что этот распределитель в самом деле был похож на гигантскую свалку культурных ценностей. Тут специалисты «в гражданском» сортировали поступления. Принцип был прост — самое ценное распределяли между столичными российскими музеями.

Из-за нехватки площади в столичных закромах все не очень ценное отправляли в провинциальные музеи, например в Киев... Но отправить архив Баха? Это просто невероятно. Пожалуй, в распределителе в то время не было специалистов по музыке.

По свидетельству Юрия Кулинича, «до 1973 года архив Баха был сосредоточен в библиотеке Киевской государственной консерватории им.П.Чайковского. В том же году упомянутые документы передали на постоянное государственное хранение в Центральный государственный архив-музей литературы и искусств Украины. Фонд 441 — это собрание партитур, клавиров и отдельных партий хоровой, камерной, инструментальной музыки, представленной в коллекции уникальными нотными автографами и раритетными изданиями произведений композиторов различных европейских стран. Среди них — Бетховен, Вивальди, Гайдн, Гендель, Моцарт, а также Гассе, Телеман, Агрикола, Кирнбергер, Граун, Стамиц, Корелли, Тартини, Перголези, Палестрина, Люлли, Рамо и др. Значительную часть коллекции представляют различные по жанрам музыкальные произведения членов семьи гениального немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха: концерты, симфонии, камерные ансамбли, сольные сонаты, а также образцы вокально-хоровой музыки преимущественно духовного содержания — пассионы, мессы, кантаты, оратории и пр. Привлекает внимание хоровое произведение выдающегося украинского композитора М.Березовского «Отче наш», которое было напечатано в Лейпциге (издательство «Брайткопф и Гертель»).

Новый поворот судьбы архива наметился после того, как в нынешнем году в Лейпциге состоялась встреча Президента Украины с канцлером Шрёдером. На предмет продвижек в этом деле журналисты великое множество раз обращались к представителям Министерства культуры. Тем не менее однозначного ответа никто не давал. На концерте Международного музыкального фестиваля «Киев Музик Фест» корреспондент «ЗН» поинтересовалась дальнейшей участью архива у вице- премьера правительства Николая Жулинского. Тщательно подбирая слова, Николай Григорьевич сказал: «Пребывая в Лейпциге, наш Президент с канцлером Шрёдером посетили церковь, в которой многие годы Иоганн Себастьян Бах играл и где, можно считать, была его творческая лаборатория... Говорилось также о том, что в Украине, на территории Центрального государственного музея-архива литературы и искусств, хранится уникальная коллекция, которая прежде всего обозначена именем Иоганна Себастьяна Баха и его сыновей. Так случилось, что многие годы широкая общественность Украины не знала о ее существовании. Музыка не должна быть сокрыта. Мы надеемся, что на Днях Украины в Германии, которые откроются 1 ноября в Берлине, прозвучат произведения Иоганна Себастьяна Баха из этой коллекции... Мы сделаем все, чтобы эта музыка была доступна всем нам, всему человечеству, поскольку это уникальная духовная сокровищница».

Музыка Баха из коллекции уже широко звучала на концертах Международного музыкального фестиваля «Киев Музик Фест». Я обратился к генеральному директору фестиваля народному артисту Украины Ивану Карабицу с просьбой объяснить, какова, по его мнению, дальнейшая перспектива этой запутанной истории с архивами Баха: «Вокруг, — сказал Иван Федорович, — наслоилось много истинного и ложного, но как бы ни сложилось будущее, сегодня мы должны откровенно говорить об этой коллекции, легально исполнять музыку из нее, чтобы было понятно — мы действительно европейское государство».

Своими соображениями по поводу судьбы коллекции поделились также другие деятели украинской культуры.

Юрий Семенов (член союза композиторов, Одесса): — Следует понимать, что для немцев архивы Баха — национальная святыня, как для нас автографы Шевченко. Мы тоже хотели бы их все иметь в Украине. Посему, ясное дело, архивы Баха нужно возвращать — это цивилизованное поведение, и, если мы ждем подобных шагов в ответ, нужно и себя вести соответствующим образом.

Но что касается вещей, не являющихся уникальными, скажем, печатных листов, существующих в копиях в Берлине и других городах Германии, то мне кажется, Германия могла бы их оставить Украине как подарок, с тем чтобы украинские исполнители могли их использовать...

Ирена Стецюра: — Архив тут лежит пятьдесят лет, и никто этим не воспользовался...

Ю.Семенов: — Это позор, но тут нет вины украинских музыкантов, ведь они ничего не знали об этих сокровищах. Я считаю, что имею право это сказать не краснея, потому что ничего не утаивал.

«ЗН»: — А что будет с музеем, если оттуда заберут архив Баха?

Ю.Семенов. — Музей не останется без работы, даже отдав архив Баха, — там есть свой огромный архив, тысячи фондов и в каждом — тысячи единиц хранения. Конечно, своего Баха там нет, но замечательной украинской музыки много. Музей, если откровенно, эта коллекция вообще обременяет, ведь он должен нанять отдельного специалиста для работы с коллекцией Баха. А для этого нужна единица в штате и всякое такое. Это лишние хлопоты...

И.Стецюра: — Да, наши собственные архивы, как это ни досадно, еще чрезвычайно мало исследованы. Пусть архив Баха исследуют в Лейпциге, где для этого существуют научные силы, средства. Помню, когда в США я собиралась писать докторскую диссертацию, неожиданно для себя выяснила, что в архиве каждый квадратный миллиметр уже переписан и исследован тысячу раз. О чем там писать и что там еще исследовать? У нас ситуация совершенно иная. Нужно рачительно отнестись к тем неисследованным богатствам, которые хранятся в наших собственных архивах!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно