У церкви стояла карета. «Ангелы и демоны» как рекламный буклет Ватикана

22 мая, 2009, 11:45 Распечатать

На экранах украинских кинотеатров продолжается католическая «месса». Очередная громкая экраниза...

На экранах украинских кинотеатров продолжается католическая «месса». Очередная громкая экранизация Дэна Брауна («Ангелы и демоны»), очевидно, призвана устыдить атеистов с поп-корном в зубах и очень порадовать любителей «религиозного экшна». Последнее фривольное определение, пожалуй, наиболее подходит жанровой природе нового киносочинения режиссера Рона Ховарда, прежде экранизировавшего «Код да Винчи».

У алтаря все те же. Упомянутый Ховард, режиссер мастеровитый, но без искры Божьей в своих кинокомпромиссах между темой и формой (включая «Игры разума»). Дэн Браун, который с помощью жены пишет редко, но метко. На подступах к прилавкам его очередные озарения о масонах и остальных секретах царя Соломона. А в случае с экранизированными «Ангелами…» он лихо пошел на «историческую» подтасовку. Приквел похождений профессора Лэнгдона в Ватикане переформатировал в сиквел: что случилось уже «после» зачисления Амели в наследницы Иисуса Христа.

И, разумеется, лучший Форрест Гамп всех времен и штатов, вальяжный Том Хэнкс в роли профессора Лэнгдона. После «Кода…» он заметно похудел, подзагорел, подкачался. Его и выуживают прямо из бассейна на дело благое — спасение Церкви. В «Демонах…» он уже не смотрит, как прежде, по сторонам, на юбки. На челе его лишь скорбная печать особого знания о вере и «изуверах».

Согласно Брауну, в Ватикане пропадают четыре претендента на папский престол. В случившемся герои опрометчиво обвиняют древнее сообщество иллюминатов, которое таким кровавым образом мстит Ватикану за вечные гонения на научную мысль. И тут же какой-то негодник похищает под Женевой продукцию Большого адронного коллайдера. Это кусочек антиматерии, которая за секунду превратит площадь Святого Петра (а также ее окрестности) в неповторимый фейерверк с последующими разрушениями.

За несколько часов профессору Лэнгдону и его умной напарнице с коллайдера (израильская актриса Айелет Зорер, запомнившаяся по «Мюнхену») и предстоит предотвратить «гибель Богов» — разруху: на святом месте и в головах верующих.

На Западе этот фильм в первый же уикенд выбился в лидеры проката (48 млн. долл. в США и Канаде). В Украине вроде тоже «выбивается в люди», поскольку в этот период и выбирать больше не из чего. Но все равно залы заполняются вяловато. То ли дело прежде взломанный «Код…»? Настоящий бум со спорами, страстями. И совершенно прелестными постпремьерными апокрифическими дискуссиями на тему «А ведь могли и у Иисуса быть дети…».

Никаким подобным диспутам в новом произведении Брауна—Ховарда—Хэнкса места нет. И быть не может. Режиссер-молодец лихо перемонтировал партитуру оригинала. Который уже сам по себе — готовый сценарий. Все там «визуализировано» и расписано едва ли не по эпизодам. Правда, при детальном воспроизведении пришлось бы снимать многосерийный аналог «Твин Пикса» — длинного, мистического и непредсказуемого в некоторых сюжетных поворотах. Поэтому Ховард—Браун—Хэнкс — ради двух часов экранного напряжения — все религиозно-атеистические «умности» из сценария решительно удаляют. И остается голый холодный каркас экшна: поиск нашими друзьями церковников и антиматерии. Их лихое движение по святым местам не обходится без… пожара в храме, заточения в подземной папской библиотеке, спасения кардинала-утопленника в фонтане. А также стрельбы, погони. И естественного превращения прежних сюжетных «ангелов» в сущих «демонов» Ватикана, которые и «заварили кашу», как говаривал теперь уже перекрашенный Штирлиц.

Откровенность подобной режиссерской «хирургии» (долой все разглагольствования, оставляем действие) идет картине на пользу. Во-первых, многие сюжет и так знают. Во-вторых, нечего болтать, когда Ватикан в опасности. И за нагнетаемую тревогу — вокруг священной территории — особое «благодарим» оператору картины. Уж в таких изысканных и объемных ракурсах он подает «сердце католицизма», что один миг прямо-таки веруешь в происходящее. Ну а что? Ну а вдруг? Да и коллайдер, помнится нам, недавно приостановили по загадочным техническим причинам.

Картина, таким образом, стреляет «без осечки». В нужную цель. Точный актерский пасьянс (пожалуй, за исключением слишком витально-сексуального Эвана МакГрэгора, которого успешнее заменил бы всегда двусмысленный умник-«очкарик» Мэтт Деймон). Ни секунды сюжетной расслабухи. И очевидная непретенциозность самой этой сакральной затеи (то, что в случае с «Кодом…» даже раздражало: мол, видите ли, уже евангелия они переписывают…).

А Святая церковь, да продлит Господь ее дни, совершенно напрасно призывала верующих бойкотировать эту мейнстримную качественную картину, тем самым и обрекая ее на дополнительный пиар.

Какой бойкот? Ховарду—Брауну—Хэнксу надо еще премию выписать. За эффективную современную пропаганду некоторых ценностей Ватикана. Святые места, как уже отмечено, поданы с красивостью экскурсионных проспектов. Святые отцы представлены не дряхлыми догматиками, а людьми сноровистыми, умными и рассудительными. А лучшая сцена (возможно, по недосмотру Ховарда), когда претенденты на Святой престол съезжаются-собираются на свой конклав, по ходу дела перебирая милые вещицы, затягиваясь сигаретками, обмениваясь дружеско-конкурентными взглядами. «Так же, как все, как все, как все…». И в то же время — слуги Господа. Ховард—Браун задано предъявили нам в своем кассовом триллере Церковь открытую… И для мысли научной. И для поклонников священных писаний (один из бесценных текстов приближенный папы попросту дарит профессору!). И даже для нетребовательной, но адресной поп-корновской аудитории, которую ближе к финалу окончательно и благополучно убеждают: все лучшее, что свершилось в этом экстремальном сюжете (с убийствами, похищениями, etc.), это же не человеческого ума дело, а лишь промысел Божий… Уверуем. Аминь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно