ТЫ ПАМЯТНИК СЕБЕ

29 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

Свежеиспеченный лауреат премии «Золотая эра» (за лучший документальный фильм) киностудия «Контакт» представила журналистам, критикам продолжение своего цикла «Избранные временем» («Обpaнi часом»)...

Свежеиспеченный лауреат премии «Золотая эра» (за лучший документальный фильм) киностудия «Контакт» представила журналистам, критикам продолжение своего цикла «Избранные временем» («Обpaнi часом»). Еще три картины, посвященные жизни и деятельности замечательных сыновей и дочерей Украины - архитектору Владиславу Городецкому, генералу Петру Григоренко, семье Колесс...

В работе над фильмами подобного рода есть известная опасность. Она состоит в том, что авторы установочно запрограммированы на ваяние памятника, работу в области «монументальной пропаганды». Фигуры-то и вправду выбираются крупные, стало быть, отношение к ним должно быть коленопреклоненным. Однако формат видео - это вам не широкое полотно экрана, он подвигает к чему-то более камерному, интимному, сокровенному. В этом, видимо, и состоит главная сложность - как уравновесить масштаб запечатлеваемой личности (потерять его нельзя) и ее живую всамделишность?

Сложностей добавляется, когда слишком мало материала о личной жизни героя. С этим, судя по всему, столкнулся режиссер Владимир Хмельницкий, работая над картиной «Дома и химеры Владислава Городецкого». Архитектор, родившийся в 1853-м на Виннитчине и умерший в 1930-м в Тегеране, не очень известен в Украине. Хотя именно его сооружения во многом определили архитектурный облик Киева - тот же знаменитый «дом с химерами» на Банковой, Николаевский костел на бывшей Красноармейской или караимская кенаса на Ярославовом валу...

Уцелевшие строения да общая канва жизни и смерти Городецкого - вот и весь материал. Попробуй отыскать здесь драматургическую идею, подцепить нерв повествования - так, чтобы встрепенулась зрительская душа. Моя, к примеру, откликнулась здесь лишь однажды - в предтитровом эпизоде крещения младенца Владислава. Словно бы прикоснулся к невидимой цепи исторического времени, ведь так же крестили когда-то маленького Городецкого... Увы, на этом, пожалуй, режиссерская изобретательность исчерпалась, других находок увидеть не удалось. Получилось скучно-повествовательно, на манер кафедральной лекции: родился, учился, творил, увлекался. Почти не создается драматургического напряжения, а ведь то, что не удается «затолкать» в драматургию, выглядит иллюстрацией, эдакими движущимися картинками. Почти слайд-фильм... В качестве учебного материала, лекции годится - наше любопытство по поводу Городецкого удовлетворяется достаточно полно. Хочется, однако, еще чего-то - искры художества. Добыть ее не удается, на мой взгляд.

Гораздо успешнее сработал режиссер Александр Фролов в содружестве с оператором Эдуардом Тимлиным. Фильм «Честь i дяка» («Честь и благодарность») посвящен известной семье Колесс. Братья Иван и Филарет были фольклористами и музыковедами, положившими жизнь на то, чтобы исследовать мир украинской народной культуры. Они из тех украинских интеллигентов, кто сумел стать, не на словах, а на деле мостом между разными культурными мирами, кто соединил высокую ученость и незамысловатое простодушие фольклорных текстов.

Фролову, конечно, повезло - он имел возможность снять сына Филарета Колессы, 95-летнего пана Миколу. Композитор, дирижер, учитель многих поколений музыкантов, он и по сей день остается в строю. Очень живой, динамичный, эмоциональный - ну просто находка для кино. Его рассказы, его показы чрезвычайно интересны и зажигательны. Однако режиссерское мастерство и состоит в том, чтобы этот материал сделать основой яркого, запоминающегося образа. Его сущность я бы сформулировал так: а музыка играет... Едва коснешься струны, едва услышишь мелодию - и оживает прошлое. Мы дирижируем оркестром нашей памяти, и в этом, собственно, и состоит феномен культуры - в умении воссоздать поток времени. Незабываем финал ленты, когда Микола Филаретович дирижирует - не хватает силенок, но дух преодолевает немощь и воспаряет ввысь. Какое замечательное лицо, какая замечательная история. Это не время выбрало их, это они сами продлевают время.

Опытнейший режиссер Николай Мащенко обратился к судьбе знаменитого генерала Петра Григоренко. Фильм называется «Экспертиза: уничтожение сумасшествием» («Експертиза: страта божевіллям»), в центре его известная коллизия, когда большинство объявляет одного человека, посмевшего высказать крамольные мысли, психически неполноценным и удаляет за пределы общества. Картина совершает маленький исторический экскурс, напоминая о судьбах Диогена и Чаадаева. Случившееся с генералом Григоренко - в рифму... Хотя если вспомнить недавнее прошлое, то герой фильма и вправду выглядел сумасшедшим. Бросить вызов могущественной системе мог человек безоглядной смелости и бесстрашия. За то и провел годы в специализированной психушке.

Авторы напоминают: во времена правления Хрущева и Брежнева психбольницы стали главным оружием государства в борьбе с инакомыслием, заменив сталинские лагеря. Все делалось руками врачей, людьми наигуманнейшей профессии. Авторское размышление по этому поводу приводит в картину еще одного героя - врача-психотерапевта Семена Глузмана. Когда-то он тоже совершил сумасшедший поступок - провел независимую экспертизу вердикта по поводу Григоренко. Долго и скрупулезно собирал материалы, чтобы разоблачить лжецов... Само собой загремел туда, куда Макар телят не гонял. Хоть с ним еще обошлись «гуманно»: всего лишь лагеря. Сам Глузман свидетельствует: тюрьмы и лагеря по сравнению со спецпсихушками - «курорт». Интересны и красочны свидетельства другого диссидента, писателя Миколы Руденко.

Мащенко удалось избежать монотонности - в его фильме достаточно много разнообразного материала, в том числе и уникальные съемки генерала - уже в Америке. Но что впечатляет больше всего - это история о том, как одна искра сопротивления зажигает еще чью-то душу. Генерал сумел поднять из тоталитарного окопа врача-психиатра, вот этого самого мрачноватого, грузноватого Глузмана... Не «поехала» бы у них тогда «крыша» - жить бы нам и сегодня в имперском раю да славить батюшку генсека с присными. Хотя они, Григоренко и Глузман, так никогда и не встретились, так никогда и не испытали радости человеческого общения. Связь между ними была чисто духовная. Жили в одном времени, однако оно не нашло пространственной точки для их пересечения.

О самом Николае Мащенко тоже снят фильм («Незаконченный портрет»). Руководитель «Контакта», продюсер Лариса Роднянская отважилась на личный эксперимент и сняла сама, дебютировав как режиссер. Ей ассистировал, как сценарист, известный режиссер и поэт Станислав Чернилевский. Авторское решение более чем рискованно, на грани эстетического и нравственного фола. Дело в том, что овеществленный в закадровом голосе автор обращается к герою фильма исключительно стихами, причем и интонационно, и смыслово это обращение к... памятнику.

Хотя на экране движется вполне живой и работоспособный человек. Тем самым реализована метафора «культовая фигура» - авторы не скрывают, что испытывают к Мащенко вполне культовые чувства. Честно говоря, столь открыто декларированного приема я давно не встречал.

Однако фильм устроен сложнее, чем кажется на первый взгляд. Оказывается, в личности героя прописываются, выводятся на крупный план тоже культовые чувства. Культ матери - в первую очередь. Культ учителя - и в прозаическом измерении этого понятия, и в возвышенном, религиозном. Культ искусства... В этой точке фильма драматический всплеск - мы видим Мащенко у себя на родине, в Донбассе, когда он приходит на руины кинотеатра. Что-то умирает, уничтожается, но пока живет душа и дух - опасность распада и тлена остается нереализованной. Отсюда, пожалуй, и этот завышенный стихотворный пафос фильма, рискнувшего говорить столь несовременным, антипрозаичным языком...

Времена не выбирают - в них живут и продолжают жить. И даже снимать картины, сочинять музыку, дирижировать ею. Ведь если и музыка нас покинет... Но нет, об этом не хочется думать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно