Ты не напрасно Моцарта любил. Сын гениального композитора на тридцать лет задержался во Львове

Поделиться
Франц Ксавер Вольфганг Амадей Моцарт — сын величайшего композитора — в свое время приехал в Галичину по контракту как гувернер. Вряд ли он предполагал, что свяжет свою жизнь с нашими краями почти на три десятка лет!

Франц Ксавер Вольфганг Амадей Моцарт — сын величайшего композитора — в свое время приехал в Галичину по контракту как гувернер. Вряд ли он предполагал, что свяжет свою жизнь с нашими краями почти на три десятка лет! Здесь сын Моцарта сочинял музыку. Здесь же создавал и фортепианные вариации ре-минор на тему украинской песни «У сусіда хата біла».

Всю жизнь — в тени отца

Во Львове справа от входа к собору Святого Юра недавно установили и освятили памятную таблицу с портретом Франца Ксавера Вольфганга Амадея Моцарта. Теперь не только львовяне, но и многочисленные туристы будут знать, что именно здесь, в греко-католической церкви, в 1826 году хор Святой Цецилии, созданный младшим (львовским) Моцартом, впервые исполнил католическую мессу — бессмертный «Реквием» — к 35-летию со дня смерти гениального Вольфганга Амадея Моцарта.

Во львовской музыкальной среде издавна существовала легенда о пребывании в Галичине Моцартов. Кое-кто даже утверждал, что в 1810 году во Львове было создано музыкальное общество, а его основателем был отец выдающегося австрийского композитора Леопольд Моцарт. Однако историки музыки доказали, что ни Леопольд Моцарт, ни его гениальный сын Вольфганг Амадей не имели ко Львову никакого отношения, а значительный вклад в европеизацию культурной жизни в Галичине внес младший сын великого Моцарта Франц Ксавер (1791—1844) — пианист, учитель музыки, дирижер и композитор.

Первый исследователь жизни и творчества Моцарта-сына — профессор Львовской музыкальной академии, председатель Львовского Моцартовского общества Дмитрий Петрович КОЛБИН — рассказывает, что из шести детей гениального австрийца Вольфганга Амадея Моцарта выжило лишь двое — Карл Томас (он не унаследовал способностей отца) и Франц Ксавер, который с малых лет проявил большие способности к музыке.

Мать Франца Ксавера Вольфганга надеялась, что сын продолжит славу великого отца. Игре на фортепьяно, композиции и пению его обучали пианист Йоганн Гуммель (ученик Моцарта), композиторы Зигмунт фон Нойкомм (ученик Гайдна) и Йоганн Георг Альбрехтсбергер (один из учителей Бетховена). «Отравитель отца» Антонио Сальери преподавал мальчику пение. Убедившись в блестящих музыкальных способностях сына, мать решила назвать его еще и Амадеем. Однако разве можно клонировать талант? Франц Ксавер всю жизнь просуществовал в тени гениального композитора: Моцарт-отец создал 626 произведений, а сын — 30 опусов. Вне всякого сомнения, он был талантливым, непревзойденным пианистом — уже нового стиля (не классического, скорее — романтического), но, в отличие от отца, не был гением, что очень его угнетало.

«Впрочем, разностороннее образование действительно способствовало успешной последующей деятельности Франца Ксавера Вольфганга Амадея Моцарта, — говорит профессор Колбин, — ведь он стал и композитором, и отличным концертирующим пианистом, и дирижером, и хорошим педагогом и организатором». А перед приездом в Галичину «лемберговский Моцарт» (так впоследствии называли его западные моцартоведы) уже имел опыт фортепьянных выступлений и компоновки музыкальных произведений в разных жанрах.

В 1813-м — уже по львовскому адресу

Дети Моцарта - Франц Ксавер (слева) и Карл Томас
Переехал 17-летний юноша из Вены в глубокую провинцию (в усадьбу Виктора Баворовского в с. Подкамни, неподалеку от Рогатина), потому что, как писал сам Франц Ксавер приятелю, «ко мне дома не очень хорошо относились. Мне едва исполнилось три года, а требовали с меня как со взрослого, хотя я был самым младшим. В доме матери я был чужим, и все, что нужно для жизни, добывал сам, а мне это было очень тяжело. Богатый польский граф, подыскивая гувернера, предложил мне чрезвычайно выгодные финансовые условия, если я соглашусь…»

Франц Ксавер тогда и не предполагал, что, прибыв в Галичину по контракту как гувернер, задержится здесь на 30 лет (1808 — 1838) и проведет на Львовщине (и в частности во Львове) самую большую и плодотворную часть своей жизни. После трехлетнего пребывания в семье Баворовских он год занимается музыкой с детьми камергера графа Янишевского в Сарках возле Бурштина, работает в семьях Потоцких, Чарторийских и Сапег. А с 1813 года обратным адресом на его письмах семье и друзьям значится Львов. В эти годы, по словам Колбина, Моцарт-младший с рядом фортепьянных, ансамблевых, вокальных произведений выступал во Львове как пианист, а также со скрипачами К.Липинским, Ф. Мазасом, Й. Качковским и др.

В 1818 году Моцарт отправляется в почти четырехлетнее турне по странам Европы, концертирует в 69 городах, а затем вновь возвращается во Львов. В октябре 1826 года Франц Ксавер учредил Хоровое общество им. Св. Цецилии. Оно стало первым музыкальным обществом во Львове европейского образца, и о его деятельности одобрительно отзывалась вся тогдашняя пресса. Общество положило начало развитию в городе хоровой музыкальной культуры и послужило общему подъему художественного профессионализма до европейских критериев. Именно этот хор 181 год назад, 5 декабря 1826 года, в 35-ю годовщину смерти Моцарта-отца, исполнил «Реквием», чтобы почтить его светлую память. Коллектив и позже исполнял это и другие произведения Вольфганга Амадея Моцарта, а также Галлюса Медерича, Гайдна и самого Франца Ксавера — при участии театрального оркестра под руководством Кароля Липинского.

Похоже, самым счастливым и судьбоносным для Моцарта-младшего стало его длительное знакомство с семьей губернского советника итальянского происхождения Людвига Каетана Барони Кавалькабо, жена которого — графиня Йозефина ди Кастильоне — была певицей, меценаткой, совладелицей хора Общества Св. Цецилии и, возможно, как предполагают исследователи, возлюбленной Франца Ксавера, из-за которой он и задержался на столько лет в глухой провинции. Дочь супругов Кавалькабо Юлия была ученицей Моцарта и впоследствии выступала в концертах со своим наставником (о ее сочинениях одобрительно отзывался сам Роберт Шуман). Франц Ксавер многие годы жил во Львове в особняке Кавалькабо (к сожалению, дом не сохранился) — в бывшем Иезуитском переулке (теперь ул. Гнатюка).

Владыка помог увековечить память о сыне

Памятная доска работы Олеся Дзындры
Последние годы жизни Франца Ксавера прошли в Вене. Музыкальная карьера Моцарта-сына в родном городе не имела продолжения— он мало выступал и почти не сочинял. В начале лета 1844 года выехал на лечение в Карлсбад (теперь Карловы Вары), где умер. Там и похоронен.

Моцарт-младший, как и его гениальный отец, достаточно рано начал выступать и импровизировать, а свой первый фортепьянный концерт написал в 14-летнем возрасте (в 1805 году). Наибольшее количество опусов создал именно на Львовщине. Многие произведения посвящены титулованным покровителям или приурочены к какому-то событию. Особый интерес представляют его камерно-инструментальные сочинения — фортепьянные миниатюры, циклы вариаций, Второй фортепьянный концерт Es-dur op. 25, Терцет op. 29, а также хоровые кантаты op. 28. Среди последних особенно популярной в Галичине была кантата «Первый весенний день», посвященная дочери австрийского императора Франца Йосифа Каролине Августе. Отразился в творчестве Франца Ксавера и его интерес к украинскому фольклору — это фортепьянные вариации ре-минор на тему украинской песни «У сусіда хата біла», а в нескольких публикациях упоминается также «Размышление на русскую тему».

Стиль Моцарта-сына сначала определяло влияние музыки отца, которого он боготворил. Но Франц Ксавер жил и сочинял музыку в переходный период между классицизмом и романтизмом, поэтому его творчество, считает Дмитрий Колбин, сложно уложить в рамки одного стиля: оно выявляет черты «брильянт» («brillant»), сентиментализма, раннего романтизма. Как отмечают исследователи, его музыка — это самостоятельное развитие моцартовских идей на пути к Шуберту.

С именем Франца Ксавера моцартоведы связывают немало художественных событий, а созданные им произведения и в наше время исполняются и доставляют слушателям большое эстетическое наслаждение.

Моцартовское общество во Львове учредили около десяти лет назад энтузиасты музыки В.-А. Моцарта и исследователи львовской музыкальной культуры, в которой важное место занимал младший сын Моцарта — Франц Ксавер. Сегодня структуру возглавляет профессор Львовской музыкальной академии им. Лысенко Дмитрий Колбин. Именно он, более 30 лет назад работая над кандидатской диссертацией «Скрипичные концерты В.-А. Моцарта», нашел в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки шесть песен львовского Моцарта. «Мы не могли не отдать должное его творчеству, его вкладу в развитие музыкальной жизни Львова. Не могли проигнорировать сам факт, что сын Моцарта жил на Львовщине. Ведь даже не все австрийцы об этом знают. Франц Ксавер, вне всякого сомнения, не достиг вершин творчества отца, но при этом был очень талантливым. Именно потому мы возродили его музыку еще в 70-е годы прошлого столетия — с моей подачи его произведения звучали и в консерватории, и по украинскому, по московскому, по варшавскому радио».

В настоящее время Моцартовское общество во Львове стремится работать эффективнее, привлечь спонсоров, строить свою деятельность, равняясь на лучшие западноевропейские общества.

Недавно в наш город (кстати, уже не впервые) приехал председатель немецкого Моцартовского общества, дирижер Георг Майс. Договор «скрепили», конечно же, моцартовским концертом. Камерный оркестр «Віртуози Львова», которым в тот вечер дирижировали маэстро Георг Майс и координатор проекта, заслуженный деятель искусств Украины Сергей Бурко, исполнил произведения представителей трех поколений гениальной семьи: кроме музыки самого Вольфганга Амадея прозвучали композиции его отца — Леопольда и сына — Франца Ксавера.

Кстати…

В ближайших планах Моцартовского общества — дать одной из улиц Львова, желательно в его исторической части, имя Моцарта. Заместитель городского головы Львова по гуманитарным вопросам Василий Косив пообещал подумать над этим вопросом. Хотя… Городская власть никоим образом не способствовала установлению памятной доски при входе в собор Св. Юра (мол, это памятник архитектуры. И вообще, зачем его портить?). Пришлось скульптору Олесю Дзындре обратиться непосредственно к владыке Игорю Возьняку, который из уважения к божественной музыке Моцарта позволил и исполнение в храме 5 декабря 2006 года «Реквиема» Вольфганга Амадея, и установление памятной доски его сыну.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме