ТВОРЧЕСКАЯ «МАСТЕРСКАЯ» «ЗОЛОТОГО ЛЬВА»

25 октября, 2002, 00:00 Распечатать

…Свет и полная темнота. Мгновенная перемотка «пленки», щелчок — и на сцене новая «фотография». Разные люди, разные времена, разные стили...

Так японцы играли «Отелло»
Вариации на тему «Гамлета»
«Гамлет» (режиссер А.Жолдак)
Так японцы играли «Отелло»

…Свет и полная темнота. Мгновенная перемотка «пленки», щелчок — и на сцене новая «фотография». Разные люди, разные времена, разные стили. Калейдоскоп лиц — античных, средневековых, ближних эпох и современных. Что они делают вместе? Что их объединяет? Вот Гамлет — античный Аполлон, средневековый рыцарь, современный молодой человек. А вокруг — массовый психоз, порожденный злом и преступлениями, похотью и пресыщенностью, ложью и коварством. Это — «Гамлет» в постановке Андрея Жолдака в Харьковском академическом театре им. Шевченко с EL-Кравчуком и Спесивцевой в главных ролях. Пугающе интересно, но все-таки достаточно отстраненно.

…И вновь Шекспир. «Отелло». Киевский национальный театр им. Франко. Масштабное полотно с полным шекспировским текстом и основным акцентом на профессионализме актеров (прежде всего Хостикоева и Бенюка). Постановка задевает за живое и заставляет наши сердца не раз содрогаться и сопереживать.

…Совершенно иной «Отелло» в исполнении экспериментального театра «Ангелус» из Японии. Тот же сюжет, но подан лаконично, облегченно — не в плане драматических новшеств, а именно в режиссерском решении. На сцене не один-два героя, а постоянно группа, так как главный эмоциональный стержень — именно эта группа, нередко перебирающая на себя функции героев, которые в основном так и остаются лишь очерченными образами, правда, угадываемыми. Облегченные декорации — огромное траурное полотнище, белоснежные щиты-вставки, играющие роль движущихся декораций и одновременно экранов, где время от времени возникают кадры из кинохроник разных периодов, запечатлевшие разрушения, страдания, смерть.

«Гамлет» (режиссер А.Жолдак)

…На сцене двое. Он и Она. Действие происходит в замкнутом четырехугольнике сцены — кругом по периметру ряды стульев, так что зрители — непосредственные участники действа в исполнении актеров Томского драматического театра. А они, эти двое, самыми различными жизненными ситуациями загнаны в угол: лагерь, тюрьма, ссылка, БАМ — и никого вокруг, только они двое. Масса маленьких мини-спектаклей в одном большом.

…И опять Он и Она. Это — Лев Толстой и его страстная любовь. Богдан Ступка и Полина Лозовая. Киевский молодой театр.

…Канаты, ходули, пиротехника, представление на воде. Актеры театра «Воскресіння» освоили не только землю, небо, но теперь уже с легкой руки их художественного руководителя Ярослава Федоришина и воду, с энтузиазмом изображая в холодный осенний вечер тепло и комфорт.

Вариации на тему «Гамлета»

Это лишь некоторые картинки-«вспышки» международного театрального фестиваля «Золотой Лев», проходящего во Львове теперь раз в два года (еще недавно он был ежегодным). Десять дней, с 3 по 13 октября, львовские театралы, актеры, режиссеры, студенты театрального факультета университета, а также гости города имели возможность «быть вхожими» на фестиваль. 25 спектаклей. Естественно, они отличались друг от друга и по своему художественному уровню, и по масштабности, профессионализму. Но фестиваль остался верен своей основной идее: «Классика глазами эксперимента». Шекспир, Мольер, Ибсен, Шепард, Пушкин, Булгаков, Чехов, Гоголь, Кулиш и Стус… Но все это — в современном видении, современной обработке и обрамлении. Нередко действие выходило за рамки чисто театрального и напоминало, скорее, шоу, кич или что-то в этом роде. К сожалению, часто приходилось смотреть на происходящее на сцене только как на эксперимент. И не более. Пугает, что заползает на нашу сцену бездуховная механичность, метафоричность, и очень далеко все это от человеческой души. В некоторых спектаклях актеры действительно выбеливали лица, выделяя лишь глаза и брови.

К слову, как начали с «Гамлета», так тема насилия, зла, беспросветности благополучно прошлась по большинству спектаклей. Булгаков и Чехов добавили немного «психушки» и «морфинизма». И хотя актеры играли достаточно профессионально, иногда становилось жутко. Если перефразировать классика и сказать, что театр — зеркало нашей жизни, то какова же эта наша сегодняшняя жизнь? А хотелось, честно говоря, хоть капельку солнца на сцене (если уж природа в этот раз нам его не дала), красоты, всплеска чувств и необычности настроений. Социальный аспект «задавил» осенний радостный порыв…

И все же «Золотой Лев» состоялся в двенадцатый раз и намерен продолжать в этом же духе, несмотря на то, что иные украинские театральные фестивали благополучно «почили в бозе». Ярославу Федоришину удается «держаться на плаву», скорее, благодаря своим личным контактам и знакомствам, чем финансовой поддержке: область и город в сумме выделяют не более 100—120 тыс. грн., а в канонах государственных этот фестиваль не значится и, соответственно, не подлежит финансированию. Поэтому не всех удается пригласить и не все соглашаются приехать, так как условия пребывания во Львове (гостиницы и прочее) не самые лучшие. Да и организация не всегда на высоте. Японцы, например, чтобы приехать на фестиваль, выиграли специальный грант. Многие театры из-за нерешаемого финансирования так и не приехали. А ведь для творческих коллективов — это не только возможность выступить, показать себя, но и посмотреть на других. Это — школа, новый взгляд на многие вещи, происходящие в театральном мире. И то, что во Львов приехали такие гранды, как Киевский национальный театр, Харьковский академический, Роман Виктюк с «Моим Декамероном» Радзинского, восстановленный через десять лет специально для Ирины Апексимовой (к слову, Виктюк не пропустил ни одного львовского фестиваля), очень известный в Польше краковский театр «Багатела», поставивший Гоголя, и многие другие, говорит не только о популярности «Золотого Льва», но и о его нужности, прежде всего, украинской культуре. Поэтому из полусамодеятельной организации фестиваля необходимо в дальнейшем переходить на иной его организационный уровень. Как говорят «в народе», создавать дирекцию и на серьезной основе работать и привлекать необходимые материальные средства. За два года можно достичь определенных успехов. Тогда поедут к нам и петербуржцы, и прибалты, и многие другие известные профессиональные коллективы. Фестиваль поднимется на иной уровень. Так пусть живет «Золотой Лев»!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно