«ТУСОВКА» ЗАЖИГАЕТ «ЗВЕЗДЫ»

13 июня, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 13 июня-20 июня

Ход истории музыки привел к созданию двух «цехов» — авторского и исполнительского. В их единении музыка превратилась в одно из высших достижений человеческой цивилизации...

Ход истории музыки привел к созданию двух «цехов» — авторского и исполнительского. В их единении музыка превратилась в одно из высших достижений человеческой цивилизации. Но вот на нашей карте возникла некая информационная субстанция — «музыкальная тусовка Киева», которая в самом массовом жанре культуры, каковым является популярная эстрадная музыка, пытается разорвать как вековое единство авторов песен с исполнителями, так и единство вокалистов и инструменталистов. «Музыкальной тусовкой» последнее время называют творческое сообщество исполнителей, аранжировщиков, музыкальных критиков, поэтов, композиторов и журналистов, освещающих этот жанр.

Как можно говорить о конкурентоспособности репертуара украинских исполнителей, если у соседей-россиян с каждой демонстрацией песни «раскрутка» авторов и исполнителей представляет единый процесс, а в Украине, в подавляющем большинстве демонстраций, робкие надежды поэтов и композиторов на признание и популярность тают у ног родных «зирок» гораздо стремительнее, чем Снегурочка в одноименной сказке Александра Николаевича Островского и опере Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Начиная от многолетней телепрограммы Игоря Кондратюка «Караоке на майдані» и заканчивая одним из самых свежих проектов «Песня-2003», имена и фамилии авторов песен не упоминаются — мавр сделал свое дело, мавр может удалиться и исчезнуть. «Песня-2002» в Москве — это годовой итог работы поэтов и композиторов, их стимулирование и популяризация. Аналогичная телеверсия в Киеве — псевдотриумфальное шествие «зирок», банальное свидание с исполнителями. Авторы — вне экрана.

А радио? Если ведущие трех госпрограмм время от времени произносят имена поэтов и композиторов, то остальной многочисленный украинский радиоэфир их игнорирует. Если раньше это осуществлялось путем замалчивания в выражениях типа «песня из репертуара…», или «песня в исполнении…», то в настоящее время дискриминация авторов приобрела категорически недопустимые, уродливые формы в выражениях типа «прозвучала песня Александра Малинина «Берега». Если верить таким «радионоваторам», то Александр Малинин — монстр, претендующий на интеллектуальную собственность Владимира Засухина и Юрия Рыбчинского. Кто, где и когда растолкует «асам» «музыкальной тусовки Киева», что вокалист может приобрести у поэта и композитора всего лишь исключительное право на исполнение песни, а отнюдь не право быть названным в качестве автора. А что же тогда авторское право, если не право приобретения популярности вместе с собственным произведением и его исполнителем, тем более, в жанре популярной музыки? В работе российских СМИ крен в сторону утилитарной «раскрутки» очевиден, но они четко представляют себе, какое значение в этом процессе имеет престиж авторов. Прогрессивная московская радиопрограмма «Серебряный дождь» с 1995 года активно борется с недостатками российской эстрады, на благо которой обсуждаются такие проблемы, как, например, систематические плагиаты в творчестве Игоря Крутого. Это значит, что российское радио, как и ТВ, видит не только исполнителей песен, но и поэтов, и композиторов, со всеми их достоинствами и недостатками.

А пресса? Во всем мире во избежание произвола со стороны эстрадных деятелей защиту прав потребителя осуществляет независимая, объективная, профессиональная критика, которая в состоянии не только посодействовать «раскрутке», но и разрушить любой проект. Самая популярная фраза во время премьерного исполнения: «Не спеши радоваться. Посмотрим, что скажет пресса». А пресса «музыкальной тусовки Киева» вместо многочисленных проблем украинской эстрады упорно предлагает своим читателям веселые истории о женитьбах, разводах, венчаниях, поездках, покупках, размерах бюстов, талий и бедер недоступных для критики «зирок». Зачем искать и преодолевать проблемы, если можно создавать видимость процветания, пытаясь превратить население Украины в толпу фанатов, «тусовочных» персонажей, чей удел — безропотно восхищаться и преклоняться?

Перелома в процессе потребления эстрадной продукции не произойдет до тех пор, пока мы все вместе не откажемся от беспроигрышной хатоскраевской безликости и беспринципности, прикрываясь лживой фразой: «О вкусах не спорят». Чтобы не разучиться думать и сомневаться, любой культурный человек испытывает желание сравнить свой вкус и собственные художественные впечатления с мнением авторитетных специалистов: писателей, поэтов, художников, композиторов, а лучше всего — профессиональных критиков в данной области. Культурный человек не станет доверять аргументам типа: «суперпопулярная группа» или «суперпопулярный исполнитель», так как популярное не всегда является идеальным, прекрасным и удивительным. Популярность Рихарда Вагнера не в силах была остановить критику, направленную в его адрес. Петр Ильич Чайковский счел нужным обсуждать очевидные серьезные недостатки оперного творчества Вагнера с читателями газет «Русские ведомости» и «Музыкальная летопись». Шоу-бизнес появился в академической музыке. Он по-другому назывался, служил, служит и будет служить исключительно на благо мировой культуре — это гарантирует профессиональная критика. Прежде чем назвать себя музыкальным обозревателем, нужно обладать соответствующей квалификацией, позволяющей что-либо утверждать, кого-либо превозносить или уничтожать.

Почему в Украине сегодня поющих авторов больше, чем профессиональных эстрадных композиторов? Потому что автор украинской эстрадной песни может добиться популярности только одним путем — выйти на сцену и стать «зиркой». Поэтому популярных поющих авторов — целый отряд: Николай Мозговой, Тарас Петриненко, Александр Тищенко, Александр Егоров, Павел Зибров, Павел Дворский, Анатолий Матвийчук, Ирина Билык, Александр Пономарев, Гарик Кричевский, а к крошечной галерее популярных композиторов, состоящей из ныне уже покойного Александра Билаша, Игоря Поклада, Владимира Быстрякова и Геннадия Татарченко, «музыкальная тусовка Киева» с 1991 года позволила приблизиться только одному Александру Злотнику. А что мы знаем об остальных создателях репертуара многочисленных украинских «зирок»? Давайте рассмотрим, каким образом создается приоритет «созвездия» россиян во главе с Игорем Крутым над украинскими коллегами.

Не успели отзвучать в исполнении Александра Серова «Мадонна» или «Я люблю тебя до слез», как российские СМИ «раскрутили» Игоря Крутого. Поет Филипп Киркоров «Килиманджаро», а Валерий Леонтьев — «Розу Каира» — и перед вами возникает Ким Брейтбург. Появились у Ирины Понаровской «Рябиновые бусы», в репертуаре Аллы Пугачевой — «Сильная женщина», у Ларисы Долиной — «Стена», у Филиппа Киркорова — «Милая, милая, милая» — и популярность Аркадия Укупника растет как снежный ком. Поет Лариса Долина «Погоду в доме», а Валерий Леонтьев — «Милый друг, не скучай» — перед вами российский композитор, руководитель группы «Рецитал» Руслан Горобец.

Там, где творческую удачу не желают фиксировать, птица удачи, вовремя не пойманная за хвост, улетит, лишая автора популярности. Поэтому маршруты Николаев — Москва (И.Крутой, К.Брейтбург, Константин Меладзе), Каменец-Подольский — Москва (А.Укупник), Львов — Москва (Юрий Варум), Боярка Киевской области — Москва (Р.Горобец) являются для украинских авторов, к большому сожалению, для украинской культуры и ее репертуарного престижа, гораздо более перспективными, чем, например, маршрут Кривой Рог — Киев, который избрала Лилия Остапенко, создавшая замечательные песни популярнейших украинских исполнителей: Таисия Повалий — «Любимый мой» (стихи Юрия Рыбчинского), «Белая птица», «Только ты», «Куплю себе машину», «Эй!», «Телешоу» (стихи Ольги Ткач), Оксана Билозир — «Сторона моя» (стихи Михаила Ткача, соавтора таких песен, как «Ясени» и «Марічка»), Алла Кудлай — «Секрет» (стихи О.Ткач), Надежда Шестак — «Це моя земля» (стихи О.Ткач), Катя Бужинская — «Київська Русь» (стихи Веры Коваль), Виктор Шпортько — «Летить зоря» (стихи Виктора Герасименко). Недавно музыкальная общественность России проводила вечер памяти Татьяны Снежиной, погибшей в автокатастрофе, — авторы таких песен, как «Позови меня с собой», не имеют права на забвение. А в Украине в упор не желают видеть живого, полного творческих сил человека — до сегодняшнего дня наши СМИ о популярности Лилии Остапенко еще не заявляли. В этом — степень уважения ко всем авторам — и мертвым, и живым. «Музыкальная тусовка Киева», создавая шум и гам вокруг «зирок», практически исключила из своей деятельности познавательную и аналитическую информацию, которая могла бы самым положительным образом посодействовать авторитету украинских эстрадных деятелей, как живущих в Украине, так и тех, чье происхождение российская сторона никогда не торопилась афишировать. «Музыкальная тусовка Киева» навязывает населению иные вкусы, иные идеалы. Оспаривая достоинства репертуара Таисии Повалий, музыкальные идеологи новой волны заявляют в публикациях величиной в три полосы при тираже в полмиллиона экземпляров, что главным достоинством украинской эстрадной культуры сегодня является суперпопулярная группа «ВИАГра». Для чего читателям задавать сакраментальный вопрос: «А что плохого в сексапильных девчонках?» Чтобы получить ответ: «А что хорошего в посредственных вокалистках?» Неужели Уитни Хьюстон обрела мировую славу, невинно демонстрируя женские прелести? Нельзя употреблять словосочетания «солистки-вокалистки» или «герлз-бенд», не зная их смысла. Солистка-вокалистка должна демонстрировать вокальные достижения. Для того чтобы три девицы, даже если это три Памелы Андерсен или Клаудии Шиффер, превратились в герлз-бенд, они должны стабильно демонстрировать навыки трехголосного ансамблевого пения. И на это «ВИАГра» неспособна. Та же Лилия Остапенко с коллегами из «Джаз-экспромта» (художественный руководитель — Александр Лысоконь) справляется с семиголосной фактурой, но родные СМИ их творчества не замечают…

Почему в Украине нет шоу-бизнеса? Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо представить себе, что такое идеальный шоу-бизнес. В мировой эстраде законодателями мод являются американцы и британцы. Именно в их конкуренции состоялся один из феноменов идеального шоу-бизнеса. Примерно десять лет назад дикторы Би-би-си сообщили всему миру, что Элтон Джон, Гэри Мур, Эрик Клептон, Стинг, Фил Коллинз и Пол Маккартни в качестве налогоплательщиков обеспечивают выплату жалованья солдатам, матросам и офицерам британской армии и флота. Они превратились в национальных героев: их обожает вся страна — от рядовой уборщицы до королевы. Глядя на них, нетрудно заметить очередной пробел нашей эстрады. Знатные британцы — не «зирки»-вокалисты, а поющие инструменталисты: Элтон Джон — клавишник, Гэри Мур и Эрик Клептон — гитаристы, Стинг и Пол Маккартни — бас-гитаристы, Фил Коллинз — барабанщик. В украинской эстраде о единстве вокалистов и инструменталистов не может быть и речи. Люди с музыкальными инструментами иногда появляются, но популярности у них нет. Им уготована роль обслуживающего персонала, безымянного окружения «зирок». Галерею популярных украинских инструменталистов представляет Ян Борисович Табачник с одноименным аккордеоном. Остальным «раскрутиться» не дают, и это при наличии таких виртуозов, как гитаристы Сергей Чантурия и Всеволод Татаренко, клавишники Юрий и Павел Шепета, басист Ефим Марков, барабанщик Виталий Мачулин. Наши эстрадные зрелища обеднены отсутствием престижных инструментальных коллективов.

Британцы смогли составить конкуренцию американцам исключительно по той причине, что изобрели собственный путь развития. Основой их достижений стали рок-группы: от «Битлз» и «Роллинг стоунз» до «Би джииз», «Лед зеппелин», «Пинк флойд» и «Куинн». Американцы, имея и сегодня такие достижения, как оркестровая и духовая музыка, женский вокал, в жанре рок-музыки британцам в большинстве случаев уступали. В конкуренции — сама суть шоу-бизнеса: «выкачать» деньги из другой страны за счет качества продукции. При этом основной доход составляет не само зрелище, не шоу, а реализация музыкальной сущности зрелищ в виде аудио-кассет и компакт-дисков. Американцы тоже не сидели сложа руки. Их реноме должен был спасти очередной феномен — и он родился. Появился самый танцующий в мире вокалист — Майкл Джексон. Вот он-то и стал началом того, что российская эстрада все дальше и дальше уходит от мировых достижений вокально-инструментальной музыки в область фанерно-балетной сексапильности, увлекая за собой украинских коллег. Сегодня во всем мире основным фактором профессионализма является живой звук, поэтому в России и Украине бросились его реанимировать, но коммерческие интересы превращают эту затею в декорацию: музыканты на сцене вроде бы и присутствуют, а звучит все та же фанера, как «минус», так и «плюс». Артисты злоупотребляют доверием зрителей (в юриспруденции это называется мошенничеством), общественность играет в молчаливый одобрямс, независимая критика отсутствует, а публика по-настоящему поймет суть криминала «плюсовки» только в том случае, если продовольственная сфера приступит к реализации водки, колбасы и хлеба в виде фотографических изображений.

Выражения «деньги не пахнут» и «о вкусах не спорят» — демагогические близнецы. Прикрывшись хитроумной вывеской «Песня сближает сердца», «музыкальная тусовка Киева» превратила Украину в крупнейший в Европе рынок сбыта зарубежной эстрадной продукции. Поэтому в Украине нет шоу-бизнеса: российские коммерческие проекты разрушают не только украинскую, но и российскую эстрадную культуру. Эта тема муссируется в российских СМИ уже много лет, поэтому для спасения российской эстрады от деградации Ларисе Долиной, советнику президента России по вопросам культуры, поручено создать проект реорганизации эстрады.

А что, если пойти не по пути россиян, а найти, как британцы, свою дорогу? В свое время проблему конкуренции украинского и российского футбола решил партийный босс Советской Украины Владимир Васильевич Щербицкий. Он напомнил украинцам, что хороший хозяин к соседу за солью и спичками не ходит. А за песней?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно