ТУРАНДОТ И МАСКИ

27 июня, 2003, 00:00 Распечатать

В Национальной опере состоялась очередная премьера. В эти дни на суд зрителей была представлена п...

В Национальной опере состоялась очередная премьера. В эти дни на суд зрителей была представлена последняя опера выдающегося итальянского композитора XIX века Джакомо Пуччини «Турандот», ставшая настоящим праздником музыки как для исполнителей, так и для ценителей оперного искусства, которые давно и с нетерпением ожидали этой премьеры.

Постановка «Турандот» является совместным проектом Итальянского культурного центра в Киеве, посольства Италии в Украине и Нацоперы Украины. Ее осуществил итальянский режиссер Марио Корради, который помимо режиссуры преподает историю новейшей философии в Католическом университете Милана. Среди его оперных работ «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Золушка», «Севильский цирюльник» Россини, «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Травиата», «Аида» Верди, «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Богема», «Турандот» Пуччини и многие другие оперы.

И вот очередная постановка итальянского режиссера уже на киевской сцене. Работа произвела отличное впечатление и приятно порадовала киевлян и гостей столицы. На этот раз обошлось практически без современных нововведений, которые подчас изрядно портят впечатление или же вообще неуместны в опере.

В первый день премьеры партию принцессы Турандот исполнила заслуженная артистка Украины Татьяна Анисимова (сопрано). Ее исполнение следует признать наилучшим. Как в первый, так и во второй день в вокальном плане ей не было равных. Партия замечательно ложится на ее красивый, чистый и мощный, с холодным металлическим отливом голос. Во втором действии в сцене разгадывания загадок голос певицы возвышался над оркестром и хором и, конечно, произвел на публику огромное впечатление. Созданный актрисой образ жестокой принцессы с ледяным сердцем (возможно, в нем было слишком много агрессии) до последней сцены третьего действия удивительно гармонировал с вокальным исполнением. Но вот перед зрителями в последней сцене спектакля совершенно иной образ — теперь сердце Турандот полно любви и нежности — и голос зазвучал теплее и мягче.

Во втором спектакле партию Турандот исполнила народная артистка Украины Лидия Забилястая (сопрано), которая явно уступала своей предшественнице в вокальном исполнении. Однако нельзя сказать, что певица спела плохо, просто ее голос оказался не таким мощным, отличающимся и тембром, и силой звучания. Актриса продемонстрировала совершенно иной характер принцессы. Здесь доминировали холодность, полное отсутствие каких-либо эмоций и безразличие ко всему происходящему. Даже в последней картине изменить образ певице не совсем удалось: она по-прежнему выглядела безразличной и холодной.

Партию принца Калафа в первом спектакле исполнил заслуженный артист Украины, солист Штутгартского театра оперы и балета, обладатель «Золотого диска» 2000 года Владимир Кузьменко (тенор). Но, несмотря на перечисленные титулы, певец так и не смог порадовать публику хотя бы хорошим вокальным исполнением. Голос звучал нечисто, почти постоянно хрипел, в низком регистре его не было слышно. Разочаровало полное отсутствие кантилены, из-за чего певец не пел, а отрывисто выкрикивал ноты. По этой причине два замечательных ариозо Калафа «Не плачь, моя Лю…» и «Этой ночью спать не будут…» потеряли свою красоту и мелодичность.

Во второй день партию Калафа исполнил стажер Национальной оперы Марьян Талаба (тенор). Этот молодой певец продемонстрировал высокий вокальный уровень, хорошее владение голосом. Мощности его голоса было достаточно, чтобы хорошо звучать не только в высоком, но и в низком регистре, отличная кантилена придавала исполнению легкое, плавное и красивое звучание. И все же его выступление нельзя назвать идеальным, поскольку не обошлось без небольших погрешностей, которые, однако, не испортили общего впечатления.

Приятно порадовала в день премьеры молодая певица Лилия Гревцова, исполнившая партию юной рабыни татарского царя Тимура Лю. Ее голос звучал чисто, правда, не всегда хватало мощности, чтобы пробиться сквозь оркестр, и потому иногда терялся. Но, несмотря на небольшие пробелы в вокальном плане, ей удалось создать правильный четкий образ, проявив при этом неплохие актерские способности. В целом певица произвела хорошее впечатление, и публика ее приняла очень тепло. Похоже, что партию Лю можно отнести к числу наиболее удачных в репертуаре актрисы.

Во второй день эту же партию исполнила одна из ведущих певиц Нацоперы народная артистка Украины Светлана Добронравова. Однако выдержать спектакль на должном уровне певице не удалось. В силу своего возраста она не совсем подошла на роль юной девушки, к тому же с вокалом у актрисы в последнее время не все хорошо. В высоком регистре голос начинает издавать неприятный дребезжащий призвук, но когда певица переходит в средний и низкий регистры, ее голос звучит очень хорошо, здесь можно услышать всю его былую красоту и богатство. И все же благодарная публика долго приветствовала примадонну.

Особое внимание следует уделить трем маскам — министрам Пингу, Понгу и Пангу. Именно их режиссер решил облачить во фраки и лишить масок. Образы получились слишком комичными: то наркотики нюхают, то черепами играют как в мяч, а то вдруг под китайские мелодии танцуют, как в американских мюзиклах. Хотя за масками комизма должны были скрываться жестокость и ненависть. Но раз уж нет масок, значит, и скрывать-то особо нечего. В этих партиях в обоих спектаклях выступили Петр Приймак — Пинг (баритон), Николай Шуляк — Понг (тенор) и Дмитрий Попов — Панг (тенор). Действительно удачным приобретением Национальной оперы стал Дмитрий Попов. Исполненная им партия Панга необычайно хорошо ложится на его приятного тембра голос. Молодой певец уверенно заявил о себе еще в феврале текущего года на премьере оперы Прокофьева «Война и мир» и продолжает радовать зрителей. У него неплохие актерские данные, а голос чистый, красивый и сильный. Петр Приймак посредственно исполнил свою партию, причем во второй день намного хуже, иногда его голос не мог пробиться сквозь музыку и вообще звучал очень тихо и слабо. Исполнение Николая Шуляка оценить сложно, поскольку его не было слышно вовсе. Голос у певца «небольшой», и в дуэтах с Поповым сразу становилось ясно, кто есть кто.

Партию татарского царя Тимура в день премьеры исполнил Сергей Магера (бас). Певец выступил здесь не совсем удачно, поскольку партия совершенно не подходит для его голоса. Который к тому же звучал очень хрипло, недостаточно сильно и не всегда выразительно. Подарком для публики стало появление на киевской сцене народного артиста Украины Валентина Пивоварова, который больше времени проводит в зарубежных театрах. Певец в хорошей форме, приятно было вновь слышать его чистый и сочный голос.

Вновь всех порадовала Мария Левицкая — художник-постановщик Национальной оперы. Благодаря созданным ею ярким и богатым декорациям и костюмам, «Турандот» по праву заняла почетное место в репертуаре театра, наряду с такими операми, как «Риголетто» Верди и «Кармен» Бизе. К сожалению, не удался костюм Калафа, в котором он больше походил на самурая, нежели на татарского принца.

Приятно в очередной раз отметить превосходную работу хормейстера-постановщика Льва Венедиктова и дирижера-постановщика Владимира Кожухаря. Во всех массовых сценах хор звучал как всегда слаженно, четко и мощно, точно передавая народные эмоции и настроения. Оркестровые эпизоды были великолепны и многокрасочны и поражали огромной мощью звучания.

Хочется надеяться, что «Турандот» покорила сердца зрителей, а в репертуаре Национальной оперы Украины появился еще один оперный шедевр, который будет радовать киевлян и гостей столицы на протяжении многих театральных сезонов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно