Цветная революция на Майдане: вождь — корейский передвижник

6 апреля, 2012, 13:46 Распечатать Выпуск №13, 6 апреля-13 апреля

И вот теперь в течение двух недель на Майдане прорастет гигантский «Золотой Лотос».

Нынешний украинский Майдан только за последние десятилетия знал немало символов. Естественно, Владимир Ильич, когда-то целеустремленно взиравший поверх домов на купола Софии. Ныне любимая народом «Галя» как символ независимой украинской женщины. И вот теперь в течение двух недель на этом же Майдане прорастет гигантский «Золотой Лотос» (под цвет куполов украинских храмов). Это прежде невиданное цветочное чудо выстроит на главной площади страны всемирно известный художник из Кореи Чой Джонг Хва. Он известен как автор скульптур и инсталляций из разноцветного пластика. Его «объекты» украшают крупнейшие города разных стран. Эти же объекты становились визитками крупнейших мировых биеналле, включая Венецианскую и Сиднейскую. Произрастание «Золотого Лотоса» на Майдане связано с грядущей Киевской международной биеналле современного искусства АRSENALE-2012 (спустя некоторое время «Лотос» и перебазируется в «Мистецький Арсенал»).

В эксклюзивном интервью ZN.UA г-н Чой Джонг Хва рассказал об особенностях проекта и предназначении творца в этом мире. 

— Цветок лотоса, как и мои предыдущие, сделан из пластика и из разных уже использованных материалов, — говорит художник. Сами эти материалы «родом» из Южной Кореи. 

— Низкие температуры и снег не повлияют на функциональность вашей инсталляции — ведь золотой лотос будет «дышать» и двигать лепестками за счет резиновых «надувных» частей?

Нет, это фабричная работа. А движется цветок благодаря электричеству.

— Ваш лотос — предшественник киевского — украшал открытие Олимпиады в Пекине. Чья идея установить скульптуру на Майдане Незалежности? 

— Исключительно моя!

— Почему вы снова предпочли именно этот цветок? И, кстати, известно ли вам: в Украине очень богатая природа — у нас растут свои «лотосы». Называют их, правда, «кувшинками» или даже «лилиями».

О-о! Лотос — прекрасный цветок, который растет в грязной воде. Это — цветок солнца и луны. Он видит и ночь, и день. Он — объединение противоположностей. Поэтому замечательно выражает идею моего проекта на биеннале — Time After Time.

Ваши лотосы в разных странах разного цвета и носят разные имена. В Сан-Франциско, к примеру, когда-то был установлен красный, а называлась эта статуя «Дышащий цветок». Есть ли «свое» имя у киевского «растения»?

— Time After Time. Просто у каждой страны или города — свои проблемы, своя специфика. В Калифорнии люди нуждаются в воздухе, дыхании. А у украинцев — другие нужды… Конкретно вам подходит скульптура именно с названием Time After Time.

— Почему работу для ARSENALE-
2012 вы назвали Time After Time?

По названию знаменитого поп-хита… 

— Фрэнка Синатры, джазового стандарта или…

Нет, это песня поп-исполнительницы. Ее зовут… (не может вспомнить знакомого имени).

Синди Лоупер?

— Точно.

— Второй частью вашего проекта якобы станут «античные развалины» на территории «Мистецького Арсеналу». Как сочетаются эти две части Time After Time?

Не будет никаких пластиковых руин. Только лотос и пластиковая инсталляция. Я создам инсталляцию из разноцветного пластика, а не развалины!

В его основе лежат «киевские» мотивы. Точнее, мой взгляд на ваш город. У вас много золота повсюду в архитектуре, много золотых церковных куполов… У Киева своя, неповторимая атмосфера. Вообще я в восторге от украинской истории, философии, культуры. И в Time After Time хочу рассказать о том, как их вижу, поместив во вселенский, всемирный контекст. 

Еще — и это тоже главный мессидж проекта — хочу сказать всем украинским зрителям: «Искусство — это не сложно, оно не нуждается в дополнительных объяснениях. Ваши сердца — это мое искусство».

— А что вы знаете об украинской культуре, истории? Известны ли вам, например, имена наших современных художников?

Э-э… Искусство нельзя объяснить — ты его чувствуешь. Я смотрю на ваших людей, на вашу архитектуру — и уже благодаря этому мой жизненный опыт и мои знания расширяются. Что касается конкретных имен… Я видел только книги с репродукциями.

— Вам понравилось увиденное?

О, да! Неважно, откуда родом художник — из Москвы, Киева или Нью-Йорка. Главное — что именно он делает. А искусство сегодня «глобально». Для Украины в плане арта важно, что вы находитесь между Европой и Азией.

— А каковы финансовые условия вашего участия в украинской биеннале? Понятно, что конкретных сумм вы не назовете, но давайте в сравнении. К примеру, сравним с Сиднейской биеннале, в которой вы также участвовали…

— Себестоимость моих работ больше, чем мне платят (ведь только транспортировка материалов обходится недешево). Но деньги в данном случае для меня не имеют значения. Я участвую в арт-форумах (и в вашем в том числе), чтобы приобрести новый жизненный опыт.

На самом деле повсюду контемпорари интересно очень узкому кругу людей. Условно говоря, его понимает и воспринимает 1% зрителей. 

Но если картины современных художников-экспериментаторов приходят и покупают в галереях очень богатые коллекционеры, мой лотос адресован всем зрителям, 99% публики, которая и посещает ваш Майдан.

— Как, кстати, к «актуальному» искусству относятся у вас на родине в Южной Корее, славящейся уникальной тысячелетней культурой и, в частности, традициями национальной живописи?

— Так же, как и в Украине. Это искусство для 1%, остальные считают, что contemporary занимаются глупцы или сумасшедшие. 

— А корейское государство современное искусство у вас поддерживает? 

— Да, очень. Кроме того, есть частные инициативы: гранты, программы…

— Ваши работы выставляются по всему миру, и благодаря вам, говорят и о вашей стране. На государственном уровне ваши заслуги по популяризации Южной Кореи отмечены?

— Нет… Но ведь и я популяризирую, в первую очередь, себя! Увы, в самой Корее мое творчество известно мало — это в мире я «популярный художник». 

Возможно, через 5—10 лет на меня обратят, наконец, внимание и на родине… А пока в Корее не было не одной моей выставки — только за рубежом!

Если делать дизайн кафе в Корее — это не считается искусством, просто оформлением интерьера. Люди смогут прийти, выпить, поесть в приятной обстановке…

— В Украине существует система государственных званий и наград, которыми награждают за те или иные заслуги. Если бы лотос нашего соотечественника украсил Олимпиаду в Пекине, его автор точно стал бы «заслуженным» художником или получил орден.

— (После долгих объяснений сути дела хохочет до слез). О-о, у нас такого нет — мне ордена не дали! 

Современное искусство все больше напоминает шоу. И многие, включая серьезных арт-критиков уже жалуются, что, завоевывая в зрелищности и массовости, оно теряет в глубине. По сути, лишается смысла. Можно ли, по вашему мнению, говорить о такой тенденции? 

Это действительно важно. Современные люди нуждаются в шоу. И искусство, я считаю, просто обязано быть массовым, должно идти к людям. Если взять мою инсталляцию, этот цветок, — она огромная, зрители ею восхищаются, фотографируются на ее фоне, потом делятся впечатлениями, затем о событиях вокруг лотоса пишет пресса... Получается, он способствует коммуникации, установлению межчеловеческих отношений. 

Задача искусства — защищать человека от одиночества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно