ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Поделиться
Кто автор идеи, сейчас выяснить непросто. Впервые ее озвучил перед журналистами области городской голова Каменец-Подольского Александр Мазурчак еще год назад...

Кто автор идеи, сейчас выяснить непросто. Впервые ее озвучил перед журналистами области городской голова Каменец-Подольского Александр Мазурчак еще год назад. Проведем, сказал молодой и очень энергичный председатель, праздник, какого еще не было в Украине, — фестиваль культур народов, более всего повлиявших на историю, духовную жизнь и архитектурный облик нашего города.

Народов этих оказалось, словно в сказке, семь. Ибо на протяжении столетий древним Каменцем — городом-красавцем над седым Смотричем , бывшему крепостной твердыней и пограничной стеной, поочередно владели, завоевав и пленив его, то Литовское княжество, то королевская Польша, то Османская империя, то царская Россия. Властители непременно старались ассимилировать этот украинский город, населяя его представителями своего народа и застраивая в соответствии со своими, а не местными, потребностями и традициями. Ассимиляция, конечно, все-таки происходила, но в конечном итоге все получалось почему-то не по замыслу завоевателей, а, очевидно, по велению Господню. Ибо город, переходя из рук в руки, все равно оставался украинским на украинской же земле.

У историков до сих пор нет единого мнения о времени образования Каменец-Подольского. Поверили было летописным источникам, первые воспоминания которых о городе над Смотричем датировались серединой ХІV века. Современные же местные археологи — бесспорные авторитеты в ученых кругах историков и краеведов — Ион Винокур и Николай Петров на основании археологических находок последних десятилетий причисляют образование Каменца ко второй половине ХІІ — начала ХІІІ столетий. А вот киевские архитекторы Евгения и Ольга Пламеницкие, поддержанные польскими специалистами, основываясь на архитектурно-археологических памятках, началом биографии Каменца считают... 107-й год н.э., эпоху правления римского императора Траяна.

В середине ХІV века Подолье становится частью Великого княжества Литовского. Великий литовский князь Ольгерд подарил этот богатый край князьям Кориатовичам. Городу было даровано право самоуправления, он стал мощным оборонительным форпостом литовской границы.

Наибольший след, вне сомнения, здесь оставили поляки, появившиеся на этой территории еще во времена Киевской Руси. А с 1434 года шляхетская Польша окончательно присоединила к своим землям Подолье и несколько веков владела им, лишь изредка уступая этот благодатный край более удачливым завоевателям. Каменец-Подольский как центр Подольского воеводства упорно окатоличивался и заселялся выходцами из Польши. Архитектура Старого города, сохранившаяся до настоящего времени, несет на себе влияние именно польской , католической культуры.

В 1672 году под крепостными стенами Каменца стояло 300-тысячное турецкое войско, возглавляемое Магометом ІV. Полумесячный штурм все-таки преодолел твердыню, и следующие 27 лет Каменец был центром четырнадцатой европейской провинции Османской империи. Все окрестности в поте лица трудились на содержание шеститысячного турецкого гарнизона. Костелы перестраивались в мечети, устремлялись в небо минареты, строились школы, — колониальная политика велась продуманно и неуклонно, рассчитанная на века. Но в соответствии с Карловицким мирным договором 1699 года Каменец в составе всего Подолья снова возвращается в состав Польши.

Российское порабощение принесло Подолью то же самое, что и всей Украине, — русификацию, крепостничество, рабскую зависимость от царизма. Однако на уровне неофициального общения между украинским и российским населением проблем практически не возникало. На религиозной почве — тем более. Хотя именно на Подолье образовалось несколько поселений русских староверов, сбежавших сюда от преследований. Пилипы Хребтиевские и Петрашовка-русская (в отличие от украинских Петрашив) так и остались до сих пор на карте Подолья сугубо русскими селами.

Третье место на Подолье по численности занимали евреи. Пробивались они в подольские города и поселки упрямо и настойчиво — где хитростью, где ловкостью, где просьбой, а где и обманом. Тем не менее уже с конца ХV века они стали здесь полноправными жителями — в добром десятке достаточно больших подольских городков евреи составляли около половины населения, внеся в их существование неповторимый колорит и своеобразную культуру.

Невозможно представить историю Каменца и без армянской колонии — наибольшей и наидревнейшей в Украине, существовавшей уже в конце ХІV века. Вплоть до начала ХІХ столетия армянская община свободно жила в городе, преимущественно торгуя, имея свою церковь и самоуправление и настойчиво отстаивая дарованные ей польской короной льготы и права. По сей день в Старом городе есть площадь Армянский рынок.

Фестиваль так и назвали — праздник семи культур. Официальное название — Международный фестиваль национальных культур «Подільська веселка -2001». Он состоялся в середине сентября, в уже проверенные традиционными в это время «Козацькими забавами» (ежегодным каменецким театрализованным действом). Пять фестивальных дней вместили бесчисленное множество концертов на пяти сценических площадках, в которых участвовали около пяти тысяч человек, в том числе гости из России и Польши, фольклорные коллективы из городов и сел Хмельнитчины. Официальные делегации прислали все страны, приглашенные на фестиваль, кроме Турции. Очевидно, хозяева рассчитывали не только на участие, но и на определенные взносы приглашенных в реконструированную историческую часть музея-заповедника, которая усилиями местной и с помощью центральной власти постепенно приобретает черты настоящего туристического комплекса. Не знаю, оправдались ли эти надежды, однако несомненно, что подготовка к фестивалю и именно его проведение мобилизовало для пользы всех каменчан и силы, и средства, и налоги.

Центральным событием фестиваля стали открытие монументальной композиции «Стол согласия» и первого в области археологического музея. Автор мемориала скульптор А.Игнащенко воплотил свой замысел в образе жерновов истории — своеобразного стола согласия, вокруг которого разместились семь монолитов — каменных глыб, олицетворяющих народы, наиболее сильно повлиявшие на жизнь одного из наикрасивейших и наидревнейших украинских городов и, собственно, сформировавшие его историю. А сама эта история предстала перед первыми посетителями археологического музея в тысячах экспонатов, свидетельствующих о напряженной и насыщенной жизни людей, живших на этой земле до нас.

Но, по моему мнению, еще больше олицетворяют и живую историю города, и замысел фестиваля люди, сейчас живущие в Каменце, творящие его нынешний день — украинцы и поляки, русские и евреи, армяне и татары, литовцы, немцы, цыгане. Не удержусь, чтоб не назвать одного из них — еврея Иона Винокура, доктора исторических наук, профессора Каменец-Подольского государственного педагогического университета, передавшего в дар Музею археологии богатства, собственноручно «накопанные» им на протяжении всей жизни здесь, в украинской земле, роднее которой для него нет в целом свете.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме