Три в одном

25 апреля, 2008, 12:07 Распечатать Выпуск №16, 25 апреля-16 мая

«Человек года» в сфере кинобизнеса Олег Кохан: о бюджетах, «прорывах» и Кире Муратовой.

На этой неделе в столице завершился «киносъезд» творцов и бизнесменов под названием KINO FORUM UKRAINE. Цель его очевидна — порадоваться успехам и возмутиться проблемами (последних больше). Во время акции вручают и традиционные премии. Концептуальная доля поощрений предсказуемо досталась создателям картины «Два в одном». Других шедевров у нас для вас нет! Кира Муратова (режиссер) — человек-легенда. Богдан Ступка — лучший актер. Наталья Бузько — лучшая актриса. Недоразумение произошло только с продюсером нашумевшего проекта — Олегом КОХАНОМ. Подавляющее большинство СМИ и киноигроков в анкетах форума именно его назвали «Человеком года в кинобизнесе страны». Но оргкомитет KINO FORUM UKRAINE решил эту номинацию вообще аннулировать… А это, на мой взгляд, совершенно несправедливо. Так как весь этот кинобизнес — пока лишь три сосны в чистом поле. И все «деревья» на виду. Продюсер Кохан за непродолжительное время сумел «обаять» Анну Чмиль, Киру Муратову, Романа Балаяна, Кшиштофа Занусси. И теперь в его продюсерском зачете, пожалуй, самые заметные и ожидаемые отечественные кинопроекты: две муратовские ленты «Два в одном» и «Мелодия для шарманки» (премьера — декабрь 2008 г.); фильм Балаяна «Райские птички» (уже приглашен на некоторые международные кинофестивали); новая картина Занусси со Ступкой «Сердце на ладони» (работа подходит к завершению).

Так что Кохан, по мнению «ЗН», все-таки «человек…». Года. В кинобизнесе. С чем и поздравляем. И на текущем «допросе» — во время интервью в рамках KINO FORUM UKRAINE — продюсер держался стойко, как Штирлиц перед Мюллером. От всех вопросов-провокаций (относительно коллег или больших режиссеров) уходил в тень — как настоящий отличник. Говорит, зачем, мол, кого-то обижать, если все мы только начинаем «поднимать эту целину». Может, и прав (по-своему)?

«Система госзаказа в кино — это осколки социализма»

— Олег, существует ли, на ваш взгляд, некий «институт кинопродюсирования» в Украине? Если да — то его конкретные очертания?

— «На продюсеров» у нас пока не учат. Хотя все чаще говорят, что сейчас кино не режиссерское, а продюсерское. На мой взгляд, не существует отдельно режиссерского или «продюсерского» кино. Существует кино коммерческое и кино авторское. Но в любом случае за каждым проектом стоит продюсер, а кино снимает режиссер. Сейчас помощь государства необходима именно в формате господдержки, а не госзаказа. И ответственность за производство берет на себя именно продюсер, делающий кино от «а» до «я». Фильмов для проката в Украине создается мало. К тому же системно практически никто не работает. Кинокомпания SOTA Cinema Group, скорее, исключение. У нас только прошла премьера одного фильма, а уже находимся в подготовительном периоде следующей картины; параллельно идет монтаж третьей, а четвертая участвует в фестивале. Таким образом, выходим на пакетное производство.

— С какими главными трудностями (кроме поиска источников финансирования) чаще сталкиваются продюсеры, пробивая тот или иной проект?

— Поиск финансирования одна из… но не самая большая проблема. Например, недавно, запуская первые международные проекты, подписывали договора о сотрудничестве. И оказалось: наши законодательные нормы не адаптированы к европейской системе оформления партнерских взаимоотношений. Что потребовало, в свою очередь, большого временного ресурса.

— А в какой степени наше современное кино сильно «презентационно», чтобы можно было всерьез говорить в рамках европейских форумов о некоем украинском «кинопрорыве»?

— Для того чтобы «прорвало», надо, чтобы «нарвало»... И, безусловно, с такими проектами, как «Прорвемось», далеко не прорвемся. Однако есть и отрадные факты попадания отечественного кино в конкурсные программы фестивалей категории «А». Это достижение. Это важный инструмент позиционирования украинского кино как явления в мировом киносообществе.

— Насколько по-вашему адекватны принципы минкультовской «верстки», которая идет под грифом «госзаказ»? Стоит ли «заказывать» фильмы, которые заведомо обречены в кинопрокате (наподобие «Запорожца за Дунаем»). Или же это могла бы быть (если берем именно этот пример) функция сугубо просветительского телеканала?

— Как говорится, если такое кино снимают, «значит, это кому-то нужно». Относительно «источников заказа» думаю следующее: чем больше их будет, в том числе и телеканалы, тем лучше будет для кино.

Сама же система «госзаказа» в отношении создания фильмов — «осколки» социалистической системы. Оправдана ли сейчас такая форма отношений? В Украине, в стране, не совсем определившейся с приоритетами в культурной политике, «державне замовлення» в отрасли кинопроизводства можно рассматривать и как возможность предоставления работы кинематографистам, и как «загрузку» государственных кинопредприятий; поиск новых имен, поддержку авторского кино. В чем-то принципы внедрения продюсерской системы в существующую систему государственного финансирования через «госзаказ» похожи на желание «скрестить» коня и трепетную лань. И при этом совершенно не важно, как это называется или будет называться — государственный заказ или государственная поддержка? Средства из государственного бюджета всегда были «державными» и подчиняются Бюджетному кодексу, регламенту тендерных процедур и действующему законодательству. И это на сегодня, помимо всех остальных (технологических, кадровых, технических, таможенных, налоговых) — очевидная проблема.

«Большой бизнес интересуется кино… Но пока не активно»

— Как работается с Муратовой? Ходят легенды о ее невыносимом характере, о самоедстве? Какие самые конфликтные моменты можете вспомнить из совместной работы над тремя проектами? И какие эпизоды были самыми трепетными, доверительными?

— Работается замечательно. А к легендам и надо относиться как к легендам. Не более того. Конфликтных ситуаций не было. Бывали и споры, и несогласия, и искры. Но всегда конструктив. Мудрость и творческий потенциал этой удивительной женщины и гениального режиссера проявляется в каждом ее движении и слове. Когда наблюдаешь за ее работой, трепет и доверие, о которых вы спрашиваете, не покидают ни на минуту.

— Насколько доверяет Муратова продюсеру в «праве голоса» относительно кастинга?

— Кира Георгиевна не работает с теми, кому не доверяет. Это во-первых. Во-вторых, кастинг, например, на подготовительном этапе к фильму «Мелодия для шарманки», где главные роли играют дети, был определяющим. Еще на старте проекта Кира Георгиевна cказала, что если нам удастся точно подобрать исполнителей главных ролей, то и фильм получится. Даже созвездие любимых актеров Муратовой — Русланова, Литвинова, Бузько, Табаков — не смогли бы «перекрыть» первый план картины, которая посвящена детским драмам.

— Идет ли она на уступки, если возникают спорные моменты относительно монтажа, хронометража и т.д.? Или же это сугубо ее иерархия, и продюсеру туда путь закрыт?

— Любое партнерство предполагает компромисс. Во время работы над тремя фильмами Муратовой я ни разу не почувствовал, что передо мной выставили забор с табличкой «вход воспрещен!». Тут общая территория — фильм. А успешный фильм — это… талант режиссера, удачный сценарий… Ну и продюсер, конечно.

— Три в одном получается? Муратова, Занусси, Балаян — что объединяет уже этих трех в одном — в серьезном кино? Могут ли услышать их «кинопослания» нынешние поп-корновские зрители, которые, как правило, настраиваются на иную «мелодию» для «шарманки»?

— Это три выдающиеся личности. Со своим мировоззрением, художественным почерком. Что тут еще скажешь? Роднит же их время, в котором они работают, а также масштаб таланта и мастерство. Относительно способности «слышать» кинопослания, скажу одно: молодые зрители готовы это услышать… Не надо их недооценивать!

«Два в одном»
«Два в одном»
— Фестивальное продвижение того или иного фильма даже от крупного мастера — особая политика. Почему несколько фестивалей все-таки «завернули» картину Муратовой «Два в одном»? Это были «игры влияния» или фильм не подошел по каким-либо эстетическим параметрам?

— Стоит, наверное, начать с того, что «Два в одном» собрал достойное количество наград — и «Нику» как лучший фильм стран СНГ и Балтии, и «Белого слона» от гильдии кинокритиков и прессы. Безусловно, фестивальные «истории» в рамках продвижения картины — важная часть. Не секрет, что каждый кинофестиваль имеет свою «точку дифференциации»: Берлинский фестиваль ставит в приоритет социальную тематику, а Роттердамский известен приверженностью к артхаузному кино — и в конкурсную программу попадают определенные картины...

— Какие бюджеты в современном украинском кино сегодня реально «подъемны», если говорить о таких мастерах, как Муратова и Балаян? И в какой степени большой украинский бизнес сегодня интересуется национальным кинопроизводством? Возможно, те же Тарута, Гайдук, Пинчук или Ахметов?

— Начну с того, что в условиях постоянного роста цен на услуги и оборудование невозможно зафиксировать ту или иную статью расходов. Реально подъемны бюджеты от 2 млн евро. Но в сравнении c цифрами голливудскими, это, безусловно, малобюджетное кино.

Наш бизнес, конечно, интересуется отечественным кинопроизводством. Но не так активно, как хотелось бы. И для этого у бизнеса, видимо, есть основания. Любому бизнесмену необходимо понимать оптимальность затрат и сроки возврата инвестиций. А при сегодняшней экономической ситуации и неустойчивом инвестиционном климате достаточно сложно просчитать риски. Поэтому продюсерам каждый раз и приходится «на пальцах» объяснять потенциальным инвесторам выгоды сотрудничества. К счастью, ситуация меняется. Появились целые финансовые группы, которые готовы инвестировать в кино.

«Гонорары звезд зависят от многих позиций…»

— Как вы воспринимаете довольно неадекватную, на мой взгляд, ситуацию, когда типичные производители ТВ-муви (причем усредненного качества) самовыдвигаются в некие «столпы» и «киносветочи» (наподобие Оксаны Байрак с ее… «Оскаром»)? Это ли уровень, которого заслуживает украинское кино? Или самопиар опять победил здравый смысл?

— Хочется верить, что наше киносообщество скоро минует болезнь под названием «казаться, а не быть». Пока рынок еще не набрал обороты и у некоторых есть возможность «самовыдвинуться»… Нет жесткой конкуренции, места хватает всем. Но никакой пиар не заставит второй раз смотреть плохое кино или довериться режиссеру, разочаровавшему тебя. Однако не стоит забывать, что наше кино сейчас только пробивается в мировой киноконтекст и мало-помалу находит своих зрителей как в Украине, так и за ее пределами.

— А не пытались ли вы «отследить» судьбы нескольких молодых украинских кинематографистов, в свое время премированных, в плане их карьеры дома?.. Ведь не секрет, что многие, собрав пожитки, тут же уезжают в теплые страны, потому что дома нет возможности работать?

— У меня обратная ситуация. Я сам набирался опыта, реализуя первые кинопроекты за пределами Украины. До недавнего времени в Украине было практически невозможно снимать кино. Поэтому многие для того, чтобы продолжать работу, и были вынуждены уезжать. Теперь ситуация меняется. Я рад, что у меня появилась возможность сотрудничать, например, с таким режиссером, как Сергей Лозница, признанным мастером документалистики (буду работать над его первым полнометражным художественным кино в Украине).

— Существуют ли особые секреты продюсерской «дипломатии», когда приходится вести переговоры с довольно колоритными персонажами, такими как Рената Литвинова или Олег Табаков? И сколь существенно их гонорары отличаются от зарплат украинских киноактеров?

— На то они и секреты, чтобы о них никто не знал! Такие «колоритные персонажи», как Рената Литвинова и Олег Табаков, в первую очередь, профессионалы. Поэтому, когда им предлагаешь добротный сценарий, воплощать который будут Муратова или Балаян, вести переговоры приятно обеим сторонам. А гонорар зависит от стольких позиций, что и перечислять их не буду… Это и сценарий, и возможность поработать с тем или иным режиссером.

— Лично я наблюдаю довольно пагубную тенденцию: более-менее способные театральные актеры киевского разлива «благодаря» сериалам уже вырождаются в назойливых и бездушных статистов, которым даже Муратова не поможет…

— Всегда есть две стороны медали. Тот факт, что киевские актеры активно заняты в сериалах — неплохо. И продюсерам есть возможность увидеть новые лица. Что касается «бездушных статистов», то начать, пожалуй, следует со сценаристов и режиссеров, которые предлагают такой контент актерам, а затем низкокачественный кинопродукт зрителям. Кира Муратова, например, помогает уже тем, что дает возможность проявить актерский талант, задав высокую планку киноэстетики.

После «кризиса» — крутой перелом?

— Насколько сложно (или просто) искать компромиссы с зарубежными кинопартнерами, в частности с поляками, когда запускается Занусси? Он сам вышел к вам с идеей фильма «Сердце на ладони»? Или через Ступку?

— С Кшиштофом Занусси мне комфортно работать. Он большой профессионал. Я познакомился с Занусси во время премьеры спектакля, который он ставил в театре Ивана Франко, осенью 2007-го. Там он и поделился идеей снять фильм о двух разных героях, которых свела судьба, а потом заставила сделать выбор… В главной роли он видел только Ступку. А если учесть, что с Богданом Сельвестровичем мы только закончили работу над фильмом Муратовой «Два в одном», все сложилось как нельзя удачно. Через две недели у меня в руках уже был первый вариант сценария «Сердце на ладони». А в марте 2008 мы начали съемки в Варшаве, чтобы потом передислоцироваться в Киев. Сейчас съемки практически закончены. И после монтажа и дублирования на украинский язык состоится премьера в двух странах одновременно.

— Каковы прокатные «итоги» «Двух в одном»? «Отбил» ли телепрокат этого фильма на «Интере» затраты на производство?

— Слишком рано говорить о том, что телепрокат смог бы отбить инвестиции в проект. Мы ориентируемся на кино-, теле- и DVD-рынки. Поэтому подводить итоги пока рано.

«Райские птички»
«Райские птички»
— Какой вы видите потенциальную аудиторию картины Балаяна «Райские птички»? Ведь «кино для интеллигенции» давно осталось в советском прошлом?

— Я не классифицирую кино на «интеллигентное» и «неинтеллигентное». Есть качественное кино, а есть некачественное. Это вне стран и вне времени. Новый фильм Балаяна о той свободе, которую нынешняя молодежь уже привыкла воспринимать как норму. Без пафоса и излишней бравады писатель-эмигрант Дмитрий Савицкий поведал во многом автобиографическую историю о любви и свободе в своей повести «Вальс для К», а Роман Гургенович по сценарию Рустама Ибрагимбекова снял свой фильм. Целевая аудитория этого фильма, полагаю, довольно широкая — от поколения «Полетов во сне и наяву» (и поклонников Олега Янковского) до молодежи, которая о последней волне репрессий в 1980-е годы знает поверхностно. Не спорю, сейчас понятие «свобода» во многом заменила «вседозволенность», произошла подмена понятий. Поэтому вдвойне такой фильм, как «Райские птички», будет интересен молодой аудитории.

— Уместно ли бравирование определением «кризис украинского кино», если, на первый взгляд, сегодня снимают даже последние бездари, а снимаются даже горничные? Может, логичнее говорить о кризисе идей в украинском кино? Или кризисе менеджмента? Или кризисе культурной политики, которая, порою предлагает тупиковые, местечковые и изоляционистские формулы?

— Давайте разберемся с дефинициями. Что мы понимаем под словом «кризис» — крутой перелом? Так он может стать и началом взлета! Если же говорить о дефиците интересных идей, и, как следствие, хороших сценариев, то, конечно, это проблема номер №1 — причем для мирового кинорынка.

Относительно менеджмента скажу следующее: наука управления — это не только образование, это и талант. А он, как говорится, или есть, или его нет. Кроме того, адаптировать европейские или мировые управленческие схемы дело не из легких. А если учесть, что успешных моделей в Украине в нашей сфере мало, то это только усложняет задачу. Когда на тебе ответственность за большой проект, в котором участвует огромное количество не просто менеджеров и статистов, а бэкграунд национальной культуры, и уже от правильно выбранной стратегии зависит успех профессионально выполненной работы огромной команды, ты тем более не имеешь права на ошибку.

— Отразился ли на вашем бизнесе дубляжный скандал в прокате? Ведь та же Муратова, как не мудрствуй, режиссер российской культуры.

— Любые изменения на рынке так или иначе сказываются на бизнесе, если это твоя сфера. Но рынок все равно развивается. И никакие катаклизмы, и цунами не смогут остановить движение. Все равно в кино будут инвестировать. И будет меняться состав самих игроков, и рынок будет развиваться. Поговорку о том, что на ошибках учишься, никто не отменял. Просто необходимо время, чтобы построить новые киностудии, мультиплексы, создать студии дубляжа и адаптировать опыт европейских стран. Да, дубляж — дополнительная опция, требующая определенных технических и временных ресурсов. И только это может интересовать Киру Георгиевну. А в остальном, на мой взгляд, Муратова находится над всеми этими околополитическими проблемами, так как сконцентрирована исключительно на творчестве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно